Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
план-конспект занятия на тему

Байкалова Ирина Сергеевна

НОД по поисково - исследовательской деятельности в стар-шей группе: «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры без-опасности.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мне-ние партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилага-тельными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

НОД по поисково - исследовательской деятельности в стар-шей группе: «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры без-опасности.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мне-ние партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилага-тельными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», Игра: «Хорошо-плохо», игра «вода и лед».

5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

6. Наблюдение за водой на прогулке.

Материал для занятия: прозрачные стаканчики (для воды и молока, колбы и разные по форме ёмкости, картинки о воде, сахар, соль.

Воспитатель: Все сумели мы собраться?

За работу можем взяться?

Будем думать, рассуждать?

Можем мы уже начать?

Дети: Да!

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Цель нашего занятия, узнать свой-ства воды. Но узнать мы можем только в лаборатории. Что такое лаборато-рия? (ответы детей). Да, мы сегодня будем делать опыты в лаборатории, по-этому мы надели форму научных работников. Теперь вы учёные. Но прежде, чем начнётся наш рабочий день в лаборатории, отгадайте загадки.

Вода несется со скалы,

Струи с грохотом летят.

Догадаешься ли ты,

Что это-…. (водопад)

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

(дождь)

В октябре пока тепло,

А на лужице - стекло.

Ведь холодной ночью звездной

Наша лужица подмерзла,

Сразу стала интересней:

На стекло ступи - и треснет… (Лёд)

На небе плывут узоры чудные:

Собачки, лошадки, белые и озорные.

Их весело в небе рассматривать днем.

А ночью почти их не видно потом.

(облака)

Утром капельки воды

На траве увидишь ты,

В каплях лепестки цветов,

В каплях листики кустов.

Пьёт из капельки оса.

Эти капельки — (Роса)

Воспитатель: Молодцы! На этих картинках изображены три состояния воды. Назовите их.

Дети: Дети называют изображение на картинке и её состояние

Воспитатель: Уважаемые коллеги-учёные, наша работа в лаборатории начи-нается. Прошу занять рабочие места. Работа в лаборатории проводится впервые, поэтому я хочу рассказать о правилах поведения.

1. С веществами и ёмкостями пользоваться осторожно и без разрешения не брать.

2. Нельзя без разрешения пробовать на вкус.

3. Чтобы узнать запах вещества, необходим ладошкой направлять поток воздуха от ёмкости к носу.

Сейчас я покажу вам опыт, где мы увидим три состояния воды. (На столе у воспитателя пластиковая ёмкость с крышкой с отверстиями. В ёмкость наливается горячая вода. Приглашаю двух помощников к столу, даю им лёд, они его обследуют).

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Вопросы: какой лёд, какая вода в банке, что делает горячая вода со льдом, что происходит в банке, где нет воды (образуется пар).

Этот опыт нам показал, что здесь присутствует три состояния воды. Какие состояния воды вы здесь увидели? (ответы детей: жидкое, твёрдое и газооб-разное). Со льдом и водой все понятно – их можно увидеть, а вот пар – не сразу заметишь. И я вам сейчас докажу, что пар – это тоже вода.

У меня в руках термос с горячей водой, я открою крышку и что вы видите? (ответы детей: пар). Для того чтобы доказать, что пар – это вода, я поднесу стекло к пару. Что образовалось на стекле? (ответы детей: капельки воды).

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-953111-1508547593.jpg

Воспитатель: Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств вы будете проводить опыты на своих лабораторных столах.

Ребята, а помогут нам проводить опыты – схемы. Результаты наших исследований будем отражать на доске с помощью схем. Эти схемы находятся на столе.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-953111-1508547620.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-953111-1508547710.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-953111-1508547725.jpg http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-953111-1508547738.jpg

Воспитатель: ОПЫТ 1 форма

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Вам подскажу: на букву Я

Он начинается друзья.

Что это?

Дети: Яблоко

Воспитатель: Молодцы, правильно - это яблоко. А какой формы яблоко?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А как вы думаете, какую форму имеет вода?

Дети: круглой, треугольной, квадратной.

Воспитатель: Не знаете, а давайте вместе узнаем!

Сейчас мы и выясним, какую же форму имеет вода?

Возьмите стакан под номером 1, где находится вода, и перелейте в ёмкость под номером 2 (у всех она разная: блюдце, баночка, стаканчик)

Воспитатель: Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Молодцы, вы справились с этим опытом.

Воспитатель Опыт №2 цвет

Посмотрите на воду. Какая она? (бесцветная, прозрачная). Подумайте, а как можно еще проверить прозрачность воды? (опустить что – нибудь в стаканчик). Стакан с водой у вас перед глазами, возьмите стакан №3. Как вы думаете, что в этом стакане? (молоко). Так как можно проверить прозрач-ность воды, используя ещё и молоко? Опускаем ложечку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-953111-1508547964.jpg

- Что заметили? – (в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает).

- Почему?- (вода прозрачная)

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-953111-1508547995.jpg

ОПЫТ №3 вкус, растворитель.

Воспитатель: Дети, как узнать какого вкуса вода? (нужно попробовать)

Вывод: вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Дети, что можно сделать, чтобы вода изменила свой вкус? (ответы детей). Что нужно сделать, чтобы вода стала сладкой? (положить сахар, а соленой, кислой. Давайте добавим сахар или соль, что у вас на столах стоит. И попробуйте на вкус.

ОПЫТ №4 запах

- Ребята, как узнать имеет ли вода запах? (нужно понюхать воду)

Вывод: У воды нет запаха.

Воспитатель Ребята, мы много говорили о воде и узнали её свойства. Давайте напомним нашим гостям свойства воды. Вызываю ребёнка, он по схемам делает вывод.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-953111-1508548044.jpg

Ребята, вы хорошие учёные, вы без труда выполнили все опыты, но нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...

Конспект НОД лаборатория в детском саду в старшей группе "Свойства воды" (октябрь 2015 года)

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе по ознакомлению детей со свойствами воды: вода без запаха, без вкуса, прозрачная....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Свойства воды"

Данный материал позволяет расширить представление детей о свойствах воды и о ее разных агрегатных состояниях....

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Свойства воды, льда и пара"

Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — вода.Программные задачи:образовательные:- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых орган...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...