Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей группе "Воздух-невидимка"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

    Маковецкая Наталья Юрьевна

     Экспериментирование в старшей группе, развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu.docx19.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6

    Конспект НОД по экспериментированию

    в старшей группе № 4 «Колобки»

    Тема: «Воздух - невидимка»

    воспитатель: Маковецкая Н.Ю.

    Москва 2015-2016г.

    Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

    Задачи: – обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без цвета, без запаха, без вкуса, плотность, он есть повсюду, подвижность; с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения; с тем, как человек использует воздух (ветер).  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности. 
    - поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; активизировать словарь детей.
    – воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в группе.

    Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. 

    Материалы: стаканчики с водой и соломинками, веера на каждого ребёнка, целлофановые пакеты, воздушный шарики, мыльные пузыри, дудочка, салфетки, емкость с крышкой 2шт. (апельсин, кофе), ноутбук, познавательный мультфильм," Зачем нужен воздух?"

    Ход занятия:
    Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:

    Невидимка озорной
    Живёт рядышком с тобой,
    Он невидим и не слышим,
    И куда мы ни пойдём,
    Невидимку мы найдём. 


    Дети: Воздух. 
    Воспитатель: Ребята, давайте с вами вместе посмотрим познавательный мультфильм "Зачем нужен воздух?" попробуем с ним познакомиться.

     Дети смотрят мультфильм.

    Воспитатель: Ребята вам понравился мультфильм? (да);

    О чем он? (о воздухе); Где его искать?
    Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.
    Воспитатель: А почему мы его не видим? 
    Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.
    Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов.

     Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

    Опыт 1: «Что в пакете?»

    Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (Ответы детей). А сейчас? (Воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?

    Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное?  (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)

    Опыт 2. «Воздух – упругий»

    Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

    Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

    Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)
    Воспитатель: Что такое ветер?
    Дети: Ветер – это движение воздуха. 
    Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку.

    Она называется «Ветер».

    Физминутка «Ветер»

    Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

    Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

    Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

    Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)

    Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

    Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)

    Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)

    Сел на дерево скворец,

    И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)

    Опыт 3. «Веер»
    А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером). 
    Вывод: воздух чувствуем.

    Воспитатель:  Где используется ветер человеком?
    Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

    Опыт 4. «Мы дышим воздухом».

     Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.
    Что видим? – пузырьки. Что это значит?
     
    Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

    Опыт 5. «Дудочка»
     Подуть в дудочку, и она заиграет.

    Вывод: Воздух можно услышать. Звук рождается, когда дрожит воздух.


     
    Опыт 6. «Мыльные пузыри»
    Попускать мыльные пузыри, воздушные шарики.

    Вывод: Мыльные пузыри, и воздушные шарики легко летают – воздух лёгкий.

    Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?
    Дети: Воздух запаха не имеет.
    Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
    Дети: Воздух вкуса не имеет.

    Воспитатель: Раздаю каждому ребенку по апельсиновой корке и спрашиваю, пахнет она или нет, затем предлагаю помять его руке, задаю вопрос, что дети чувствуют (пахнет апельсином)

    Ребята, а как вы думаете, это пахнет, воздух или апельсиновая корка издает такой аромат? (этот аромат издает апельсиновая корка)

    Дети вытирают руки салфеткой. Затем проношу возле детей емкость с свеже- молотым кофе и спрашиваю, что вы чувствуете? Чем пахнет (пахнет кофе). Спрашиваю у детей ещё раз, имеет ли воздух запах? (нет). Он передается по воздуху.

    Воспитатель: Воздух в жизни человека играет важную роль. Здоровье человека зависит от того, каким воздухом мы дышим. Как вы думаете, что приводит к загрязнению воздуха? (выхлопные газы машин, заводов, отходы производства). Что люди делают, чтобы воздух был чистым? (есть специальные приборы для очистки воздуха). Чем мы с вами можем помочь воздуху? (сажать деревья и кустарники). Почему? (они помогают очищать воздух). Я вам хочу подарить любимые подарки, наполненные воздухом (воздушные шары). Все молодцы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

    Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

    Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

    Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

    Конспект занятия в старшей группе "Я и мои права" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

    В  дошкольном возрасте закладываются основы самоуважения, собственного достоинства, необходимого для успешной реализации и творческой активности. Процесс познания самого себя формирует само...

    Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

    Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...