Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Подсолнух - цветок солнца"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Курушина Людмила Владимировна

Конспект предназначен для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek1.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

                                                     в старшей группе

                                                     (в соответствии с ФГОС)

                                                                                          Выполнила воспитатель: Курушина Л.В.

Тема: Подсолнух – цветок солнца.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,  художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Расширять и закреплять знания детей о подсолнечнике.

Задачи:

Обучающие:

- Расширять представление детей о подсолнухе, как символе солнца и подсолнечнике, как о растении, из которого производят продукцию: подсолнечное масло.

- Познакомить детей с историей создания подсолнечного масла, со способами его изготовления.

- Учить детей измерению объема сыпучих тел с использованием мерки.

- Закрепить навыки количественного и порядкового счета.

(Познавательное развитие)

- Закрепить умение использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики подсолнечника.

- Совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.

- Обогащать словарный запас детей: подсолнечник, подсолнечное масло, медоносное растение, декоративное растение.

(Речевое развитие)

- Учить детей выполнять поделку из природного материала и пластилина с элементами аппликации.

- Развивать творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.

(Художественно – эстетическое развитие)

- Расширять диапазон двигательной активности детей.

- Упражнять в развитии координации движений.

-Обогащать двигательный опыт детей.

(Физическое развитие)

Развивающие:

- Развивать коммуникативные навыки.

- Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

(Социально – коммуникативное развитие)

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность и интерес к природе.

Предварительная работа:

- Беседа о подсолнечнике.

- Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.

- Отгадывание загадок.

- Проращивание семян подсолнечника.

- Рисование на тему «Солнечный цветок – подсолнух».

Демонстрационный материал:

- Презентация занятия, изображение солнца (на палочке), баночки, подносы, условные мерки: стаканчик, кукольная чашечка, чайные ложки, бутылка подсолнечного масла, ингредиенты для приготовления салата (капуста, морковь, лук), образец подсолнуха.  

Раздаточный материал: очищенные семена подсолнуха, пластилиновые заготовки сердцевины подсолнечника, прямоугольники желтого цвета, вырезанные из цветной бумаги, семечки, клей, салфетки, дощечки.

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в зал.

В: Ребята, сделаем круг и поприветствуем друг друга.

Приветствие: Придумано кем – то просто и мудро –

                          При встрече здороваться: Доброе утро!

                          Доброе утро – солнцу и птицам!

                          Доброе утро – улыбчивым лицам!

                          И каждый становится добрым, доверчивым.

                          Пусть доброе утро длится до вечера!  

- А сейчас отгадайте загадку:

У извилистой дорожки

Растет солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зернышек.

- Да, это подсолнух.

1 слайд

Посмотрите, на нашем волшебном экране появился подсолнух. Мы говорим подсолнух, но научное название этого растения – подсолнечник. Давайте повторим его и запомним (хоровые и индивидуальные ответы).

- Ребята, а как вы думаете, почему это растение называется подсолнечник? Что оно напоминает?

(Ответы детей).

-Правильно, большой цветок подсолнечника напоминает нам солнце. Но не только внешнее сходство связывает цветок с солнцем. Есть у подсолнуха удивительная способность поворачивать голову цветка вслед за солнышком, провожая его от восхода до самого заката. Недаром про подсолнух говорится в загадке:

Стоит Антошка

На одной ножке.

Где солнце станет,

Туда и глянет.

Гимнастика для глаз «Подсолнухи и солнце».

- Ребята, представьте, что вы подсолнушки и следите глазками за движением солнышка.

(Воспитатель берет в руки изображение солнца на палочке и передвигает его, а дети следят за ним, двигая только глазами).

2 слайд

Подсолнечник выращивается практически во всем мире. Ребята, давайте полюбуемся красотой цветущего подсолнечника. Посмотрите, какое бескрайнее поле подсолнечника.

3 слайд

У нас в Радищево тоже выращивают подсолнечник. Посмотрите, а какого цвета эти подсолнухи? (ответы детей)

4 слайд

Вы видели, как растет подсолнух? Давайте опишем подсолнечник, расскажите какой он.

Д.: Большой цветок желтого цвета, стебель длинный зеленого цвета, листья крупные, зеленые, а внутри подсолнечника черные семечки.

В: А как вы думаете, что делают из семян подсолнечника?

(ответы детей)

5 слайд

В: Из семян подсолнечника делают еще и масло, которое так и называется «подсолнечное». Давайте повторим это слово  и запомним (хоровые и индивидуальные ответы).

А кто придумал из семечек, масло делать я вам сейчас расскажу.

Жил – был давным – давно Даниил Семенович Бокарёв. Шел он как – то по улице и увидел красивый цветок. Этот цветок так ему понравился. Цветок был необычный, большой, а внутри с семечками и назывался подсолнечник. Сорвал его Даниил и начал есть семечки. А вкус у семечек был приятно – маслянистый. Грыз он семечки, грыз, и родилась у него мысль о получении из семян подсолнечника масла.

Насадил он у себя в огороде много подсолнечников, а в конце лета аккуратно срезал шляпки, снёс во двор и выбил из шляпок семечки. К этому времени Даниил сделал приспособление.

6 слайд 

Он взял пень, сбоку в нём выдолбил квадратную нишу. Внизу этой ниши выбрал гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлялся деревянный колышек. И при помощи двух клиньев, забиваемых молотком цилиндр в гнезде давил на семечки. По желобку стекала густая светло – коричневая жидкость. Необычный и приятный запах стоял в сарае, где Даниил Бокарёв «бил масло». Тут и соседи стали к нему приходить попробовать чудо – масло.

Вот таким образом Даниил Бокарёв изобрёл способ получения масла из семечек подсолнечника.

- Как вы думаете, как сейчас добывают масло?

(Ответы детей)

7 и 8 слайды

В настоящее время изготавливают масло на заводе.

9 слайд

В: Ребята, подсолнечник – важное медоносное растение. Как вы понимаете смысл выражения «медоносное растение?»

(ответы детей)

Медоносное растение – это растение, с которого пчёлы собирают мёд.

Повторите «медоносное растение» (хоровые и индивидуальные ответы).

Мёд из нектара цветущего подсолнечника получается  золотисто – желтого цвета.

Ещё бывает декоративный подсолнечник.

10 слайд 

Декоративное растение – это растение, которое выращивают ради красоты. Декоративные растения – это украшения. Повторите слова «декоративное растение» и постарайтесь запомнить, что они означают.

- Дети, а сейчас давайте с вами немного разомнёмся.

Физкультминутка «Жёлтый подсолнух»

Жёлтое солнце на землю глядит,

(руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)

Жёлтый подсолнух за солнцем следит.

(с поворотом слева направо нарисовать поднятыми руками дугу)

Только жёлтые лучи у него не горячи.

(наклоны головы к левому – правому плечу)

Он растёт на длинной ножке

(руки вдоль туловища, встать на носки)

С лепесточками, как рожки,

(развести руки в стороны и немного вверх)

Голова его крупна, чёрных семечек полна.

(соединить над головой руки)

Поджаренные семена подсолнечника люди едят как лакомство и называют семечки. Пробовали вы когда – нибудь семечки? Семечки очень полезный продукт, т.к. в них много витаминов и других, полезных для здоровья веществ.

Дегустация семян подсолнечника.

Детям предлагается попробовать очищенные семена подсолнечника.

В: Не только люди любят лакомиться семечками. Вспомните, кого мы с вами угощали семенами подсолнечника?

(ответы детей)

Мы насыпали семена подсолнечника на птичьи кормушки.

Ребята, скажите, а в какой части растения находятся семечки?

(ответы детей)

Сосчитайте, сколько всего подсолнухов?

На каком по счёту подсолнухе сидит птица?

Какой по счёту подсолнух наклонился вниз?

На какой по счёту подсолнух села пчела?

Какой по счёту этот подсолнух? (показ)

Молодцы ребята.

А сейчас посмотрите, сколько много  у меня на подносах семечек. Давайте соберём семечки вот в эти банки узнаем,  сколько семечек в этих двух банках. (обсуждаются разные предложения детей)  Что нужно для этого сделать? Я предлагаю вам воспользоваться условными мерками. Мы будем измерять семечки стаканчиком и кукольной чашкой.

Ирина, выходи ты будешь измерять семечки стаканчиком, а ты Лилианна чашкой. Настя, ты считай, сколько стаканчиков семечек получится у Ирины, а ты Юля считай, сколько чашек семечек получится у Лилианны.

Сколько стаканчиков семечек получилось?

Сколько чашек семечек получилось?

А почему получилось разное количество?

(ответы детей)

Потому что чашечка меньше, чем стаканчик. В чашечку вмещается меньше семечек, а в стаканчик вмещается больше семечек.

В: Вы хотите, чтобы у вас у каждого был подсолнух? Мы с вами сделаем его сами. Пройдёмте в нашу мастерскую.

Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

У подсолнуха ладонь о – го – го!

(показать левую ладонь)

Сто семян в ладони щедрой у него

(постучать пальцами)

В тесноте, да не в обиде все сидят,

(сжать ладони в плотный кулак)

С ясным солнышком о лете говорят.

(поднять обе руки вверх, растопырить пальцы)

Приступим?

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Ноги? На месте! Руки? На месте!

Локти? У края! Спинка? Прямая!

Ребята посмотрите, мы с вами заранее  сделали пластилиновые  заготовки – это будет серединка цветка, а сейчас нам нужно вырезать лепестки. Мы возьмём прямоугольник жёлтого цвета, складываем его пополам и от нижнего уголка к верхнему, вырезаем дугу, не забываем,  ножницы мы держим прямо поворачиваем бумагу. Разворачиваем, у нас получился лепесток.

(дети вырезают лепестки подсолнуха)

Лепестки мы вырезали, теперь берём лепесток, намазываем кончик лепестка клеем и приклеиваем его к картону сзади (показ).

Чтобы  оформить серединку, возьмём семечки и острым концом вставляем в пластилиновую основу.

Какие красивые и яркие у нас получились подсолнухи! И пусть сейчас зима, но при одном взгляде на наши поделки настроение становится по – настоящему летним.

Ребята, берём поделки, и пройдёте из мастерской на свои места.

Мы с вами говорили, что из семян подсолнечника получают подсолнечное масло. А для чего нужно масло? (ответы детей)

Сейчас мы свами приготовим вкусный салат. Посмотрите, что у меня стоит на столе?

Д.: Бутылка с подсолнечным маслом, капуста, морковь, лук.

В.: Что же нужно сделать, чтобы приготовить салат?

Д.: Нужно в капусту добавить морковь, лук, посолить.

В.: Даша, пойдём, помоги мне сделать салат. А, что ещё не хватает в нашем салате? Что нужно добавить?

Д.: Подсолнечное масло.

В.: Посмотрите, вот стоит бутылка подсолнечного масла, что можно сказать о нём, какое оно?

Д.: Масло прозрачное, вязкое, тягучее.

В.: Понюхайте его. Какой необыкновенный запах, ароматный, пахучий. Добавляем  масло в наш салат, перемешиваем. Салат готов!

Давайте угостим нашим салатом гостей.

Рефлексия

Ребята, что нового и интересного вы узнали на занятии?

Если вам понравилось сегодня заниматься, то возьмите у меня со стола подсолнушек и прикрепите его на наше поле.

Наши гости тоже могут принять участие.

Дети, вы все сегодня хорошо поработали, молодцы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Мы идём на Ярмарку»

Участники:        Дети старшего дошкольного возраста I логопедической группы, воспитатель I логопедической группы, музыкальный руководитель, учитель-логопед I логопе...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Витамины в нашей жизни»

Данное занятие в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности поможет познакомить детей с понятием «витамины» и их ролью в здоровом питании, будет способс...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе: "Цветок здоровья"

Конспект  интегрированной НОД  в старшей группе: "Цветок Здоровья". Цель: введение и закрепление понятия : закаливание,здоровый образ жизни....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно – эстетическому развитию в младшей группе на тему: «Друзья».

Конспект поможет воспитателям развивать у детей творческое воображение, продуктивное  мышление, учить видоизменять представления и создавать новые образы, используя геометрические фигуры на выбор...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием личностно-ориентированной и проблемно-игровой технологии для детей подготовительной группы на тему: "Праздник со слезами на глазах"

Беседа с детьми о Великой Отечественной войне, о полководцах Великой Отечественной войны, о подвигах детей в годы войны. Чтение детьми стихов о ВОВ. Рассказы детей у стенгазеты о подвигах св...