"Откуда берется снег"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Фролова Елена Борисовна

Занятие по расширению кругозора с элементом аппликации "Откуда берется снег" в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_beretsya_sneg.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по расширению кругозора с элементами аппликации  «Откуда берется снег?» в средней группе.

Цель. Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы, развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры, воспитывать эмоциональный настрой для воплощения своих чувств в аппликации.

материалы: и оборудование: иллюстрации: зимний пейзаж, подборка загадок о зиме, зимних явлениях; листы темной тонированной бумаги, клей ПВА, кисти, ножницы, белая бумага.

Ход занятия

 Воспитатель. Ребята, сегодня на улице идет снег, а вы знаете откуда он берется? В снегопад, при тихой безветренной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькие парашютики, снежинки. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды и идёт он из тех же туч, что и дождь. Но потом ученые доказали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Водяной пар есть в воздухе всегда. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Оказывается, водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку – снежинку. Подставив варежку, можно поймать снежинку и полюбоваться ее узором. Кажется, что каждая снежинка не похожа на другие, но ученые сумели выделить несколько основных форм снежинок. Им даже дали названия:

  • звезда,
  • пластинка,
  • столбик,
  • игла,
  • пушинка,
  • ёж,
  • запонка.

Форма снежинок зависит от погоды.

  • В безветреный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть.
  • При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани.
  • Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты».

Почему все снежинки разные?

Воспитатель. Давайте вспомним, как на прогулке мы ловили две одинаковые снежинки в рукавичку. При рассматривании снежинок нам не  удалось поймать абсолютно одинаковые снежинки? Хотите узнать, почему? откуда берутся снежинки?

Снежинки получаются из льдинок – как детские постройки получаются из деталей конструктора. Вспомните, как вы строили из деталек конструктора дома, машины, самолеты. Детальки вы брали маленькие – а постройка получалась большая. Природа тоже умеет строить. Но строит она не дома, а снежинки из  необычного ледяного конструктора – из крохотных льдинок!

Речевые упражнения.

Упражнение 1.  Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

  • Снежинка маленькая, а льдинка еще… (меньше).
  • Дерево большое, а дом еще… (больше).
  • Облако белое, а снежинка еще … (белее).
  • Одеяло пушистое, а снежинка еще… (пушистее).
  • Перышко легкое, а снежинка еще… (легче).

Упражнение 2. Поможем зиме (подбор прилагательных и глаголов к слову «снежинки»).

Задание 1. Какой бывает снег/снежинки?.

Примерный словарь для игры:

Снежинки какие? Белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.

Снег какой? Легкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый.

Задание 2. Снежинки что делают? (вариант – снег что делает?)

Примерный словарь для игры:

Снежинки падают, летают, кружатся, ложатся снежным ковром на землю, сверкают, блестят, тают, танцуют вальс, порхают.

Снег летит, кружится, скрипит, блестит на солнце, сияет, падает, валит, идет, сыплет, лежит, слепит глаза.

Задание 3.Снег идет. А что еще идет?

(Время идет, автобус идет, поезд  идет и т.д.) / Кто идет? (Прохожий идет, мама идет, мальчик идет и т.д.). В этом задании дети знакомятся с явлением многозначности слов.

Упражнение 3. Придумай слово.

  • Снег падает. Это… ? (Снегопад).
  • По снегу ходит. Что… ? (Снегоход) 
  • Катается по снегу. Что… ? (Снегокат) 
  • Снег убирает машина. Какая…? (Снегоуборочная). 
  • Белый как снег. Какой…? (Белоснежный).

В этом задании дети учатся образовывать новые слова из известных. Это очень важное умение. Даже если ребенок и ошибется и придумает свои «смешные» слова – это замечательно. Словотворчество и экспериментирование со словами развивает  речевые способности малышей. Но обязательно после детского варианта нужно  скажите ребенку правильный вариант: «Слово, которое ты придумал, могло бы быть в русском языке. Но люди договорились называть это иначе. Мы называем это — … (правильный вариант)».

Стихи о снежинках для детей.

Снежинка. Константин Бальмонт 

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

В лучах блистающих
Скользит умелая
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда хрустальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

 

Стихотворение – логическая задача «Снежинки». М. Родина

Очень интересное стихотворение – логическая задача для детей. После чтения стихотворения предложите детям  отгадать, кто взял снежинки. А затем прочитайте следующее стихотворение – отгадку.

У сестренки, у Маринки,
На ладошке – две снежинки,
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?

Снежинка. Г. Абелян.

- Опустись, снежинка,
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,
Отдохни немножко.
- Ишь, какая хитрая!
Думаешь, не знаю!
На ладошке теплой
Сразу я растаю!

Воспитатель. А теперь давайте сами сделаем снежинки из бумаги, они не растают и будут долго приносить радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим "Откуда берется хлеб?"

Презентация к занятию для детей старшей группы  по ознакомлению с окружающим миром...

Консультация для родителей на тему: «Откуда берется агрессивность?»

Консультация для родителей на тему:«Откуда берется агрессивность?»...

Конспект занятия "Откуда берется хлеб?"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе"Откуда берется хлеб?"  В ходе занятий знакомим детей с трудом хлебороба, сельскохозяйственной техникой.   Расширяем кугозор, развиваем р...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....

Откуда берется ветер и почему он движется

Министерство образования Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 216»        «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВЕТЕР И ПОЧЕМУ О...

Проект: "Откуда берется снег?"

Предназначин для детей подготовительной группы...

Проект "Откуда берется снег?"

Узнать откуда берётся снег....