конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Юлия Александровна Воронина

Ознакомление с зимующими птицами, особенностями их поведения, любимым для них кормом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

I.Организационная информация                                                                                              

    Примечание

1.1

Ф.И.О. педагога

Ючкова Ю.А.

25.01.2016г.

1.2

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

1.3

Вид деятельности детей

игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная, коммуникативная, изобразительная.

II. Методическая информация

2.1

Тема ООД

Зимующие птицы

2.2

Методы и приёмы реализации содержания занятия

1. По источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкипанидзе, И.Т. Огородников и др.):

  • наглядные(наблюдение, демонстрация, показ)
  • словесные(рассказ, беседа, чтение)
  • ИКТ

2. По типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер):

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный)
  • репродуктивный (границы мастерства и творчества)
  • проблемное изложение знаний
  • частично-поисковый (эвристический)

2.3

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

2.4

Возрастная группа:

Подготовительная к школе группа

2.5

Цель:

Ознакомление с зимующими птицами

2.6

Задачи:

1.познакомить с зимующими птицами;

2.изучать их особенности;

3.воспитывать любовь к природе;

4.развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка;

5.закреплять знание детьми холодной гаммы цветов;

6.учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму;

7.развивать эстетическое восприятие, чувство цвета

2.7

Планируемые результаты:

знает названия зимующих птиц, определяет их по внешнему виду; составляет описательный рассказ по картине, употребляя в речи образные выражения, синонимы и однокоренные слова; умеет формулировать ответы на вопросы педагога и задавать вопросы к тексту; выполняет рисунок букета в стиле Петриковской росписи, используя холодные тона.

2.8

Организация среды для проведения  ООД

фотографии зимующих птиц; таблица «Украинская роспись»; бумага белая или тонированная (светло-голубого и светло-сиреневого цвета) размером в альбомный лист, акварель, кисти, палитры; картина «Птицы зимнего леса».

2.9

Подготовка к ООД на занятии в режимные моменты

Наблюдение на прогулке за птицами.

Беседа «Зима и её особенности»

Рассматривание картин – репродукций на тему «Зимний пейзаж»

Заучивание стихотворений о зимующих птицах.

III.КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

 (создание проблемной ситуации)      

- Ребята, для вас я приготовила презентацию, внимательно её рассмотрите и скажите о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

1.2

Мотивация деятельности детей

- Птицам, которые остаются у нас зимовать, всегда голодно и холодно. И только мы, люди, можем помочь им.

- Как мы можем им помочь?

- Для того, чтобы помочь птицам, мы должны с вами получше с ними познакомиться.

1.3

Целеполагание

- Как вы думаете, что мы должны узнать о зимующих птицах?

- Правильно?

- Где живут?

- Кто их враги?

- Чем питаются?

II. Основная часть

2.1

Актуализация ранее

приобретённых знаний

Беседа о зиме.

- Какое время года у нас на улице?

- Назовите приметы зимы?

- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

- Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий.Снег укрыл всю землю.)

2.2

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

– Рассмотрите картину «Птицы зимнего леса». Эта бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень. А это что за длинноносая птица? (Пищуха.) Что вы знаете об этих птицах? Пищуху назвали так, потому что она всё время тихонько попискивает. Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица так не умеет. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны – корольки. Королёк весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королёк, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие пёрышки. О каких птицах мы поговорим сегодня на уроке? (О птицах, которые проводят с нами зиму.) Как их называют? (Зимующие птицы.) Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса; способствуют размножению растений.) Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко определите их по описанию.

Физминутка «Шустрая синица»

Дидактическая игра «Узнай птицу по словесному описанию».

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

– Послушайте, что еще умеют делать эти зимующие птицы. Воробьи хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. В наших лесах чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в своей «кузнице» шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у са-мочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует. Клестов называют «северными попугайчиками» за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей. Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Чем человек может помочь зимующим птицам? (Делать кормушки и подкармливать птиц.) Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба. Рассмотрите картинки с изображением птиц. Какие птицы здесь изображены? (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.)

– Какие это птицы? (Зимующие.)

– Почему мы их так называем?

– Кто из этих птиц чирикает? (Воробей.)

– Кто из этих птиц трещит? (Сорока.)

– Как люди помогают зимующим птицам?

– Как называется «птичья столовая»?

– Из чего можно изготовить кормушки?

– Каких птиц мы можем видеть возле наших кормушек?

– Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему?

– Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Сегодня мы превратимся в волшебных художников и нарисуем птицу – снегирь.

На слайде снегирь.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки» 

Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой
ловлю. руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. 

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой 

и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки. 

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ — 

В ладошке вода, разжать. 

Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания 

расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи. 

Самостоятельное рисование снегиря.

III. Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ  результатов деятельности

– Какие вы молодцы!

- Давайте рассмотрим ваши работы?

- Какие из работ вам кажутся наиболее интересными?

- Почему?

- Я буду начинать предложение, а вы продолжать.

 -Сегодня я  узнал о…

- Я понял, что…

- Я почувствовал …

-Мне было  интересно…

- Меня удивило …

- Мне захотелось…

- Больше всего мне понравилось…

- Я поработал сегодня…

Воспитатель. Мне сегодня было приятно и интересно с вами работать и хотелось бы вам подарить снежинки.

- А вам понравилось сегодняшнее занятие?

На доску воспитатель вывешивает дерево без листьев.

У меня настроение от встречи с вами очень хорошее,  а вот  дерево наше грустит, потому что ему холодно, его ствол не укрыт.

Если вам занятие понравилось, то прикрепите снежинку возле дерева и вы почувствуете, как от вашего доброго поступка исходит тепло.

IV .Дальнейшая разработка темы

4.1

Организовать выставку работ «Зимующие птицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе «Домашние птицы. Создание макета «Птичий двор».

Задачи:1.     Образовательные:·        Дать детям первоначальное представление о домашних птицах:  петушок, курица, гусь, утка – их облике, ...

конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/

конспект занятия по познавательному развитию  «Перелетные птицы»  /СТАРШАЯ  ГРУППА/...

Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы разных стран" в подготовительной группе

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Птицы разных стран"...

Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы весной"

Расширить и закрепить знания детей о весне, ее признаках, весенних меесяцах и о первых вестниках весны-птицах....

Конспект занятия по познавательному развитию "Птицы весной"

Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Закрепить названия птиц, условия проживания....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать".

Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель:  расширение представления детей о зимующих птицах.Задачи:-формировать у детей представление о зимующих птицах, о сезонных изменения...