конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шагиева Алсу Курбангалиевна

конспект занятия по познавательному развитию  «Перелетные птицы»  /СТАРШАЯ  ГРУППА/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Арский детский сад №9»

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

по познавательному развитию

«Перелетные птицы»

/СТАРШАЯ  ГРУППА/

                                                                                       

                                                                               Воспитатель:   Шагиева А.К.                                                                                                              

 

                                                               Арск 2015

                         ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ  ПТИЦЫ»

Программное содержание:

        1.Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой»,   «стайкой».

        2.Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

        3.Упражнять детей:

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

        1.Воспитатель читает стихотворение  А.Плещеева:

            Скучная картина!                                    Чахлая рябина

             Тучи без конца,               Мокнет под окном;

             Дождик так и льется,               Смотрит деревушка

             Лужи у крыльца,               Сереньким пятном.

                      Что ты рано в гости,

                       Осень, к нам пришла?

                       Еще просит сердце

                                                Света и тепла.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

/Об осени/.

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы, люди собирают урожай/.

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

- Назовите перелетных птиц? /Ласточка,  грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

Ребята, посмотрите  к нам прилетели птицы, давайте узнаем, какие это птицы, что они хотят сказать. Птицы расскажите о себе.        

                                                   1.Эта птица никогда

                           Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

- Послушайте, пожалуйста, как кукует кукушка. /аудиозапись/. Вы наверное слышали голос этой птицы  особенно когда бываете в лесу или в деревне.

Давайте послушаем вторую птицу

2.Под крышей я леплю гнездо

                                                Из комочков глины.

  Для птенчиков стелю на дно

                                                Пуховую перину.

/Ласточка/

/включается аудиозапись/

Послушаем как поет ласточка. Ребята, вот так щебечет ласточка.

Что расскажет третья птица.

3.Это старый наш знакомый:

 Он живет на крыше дома -

    Длинноногий, длинноносый,

 Длинношеий, безголосый.

                                                Он летает на охоту

                                  за лягушками к болоту.    /Аист/ /аудиозапись/

Вот такой звук издает аист.

Ребята как вы думаете о чем же мы с вами мы будем говорить сегодня?

-О птицах

- Правильно, но чтобы узнать о них больше посмотрим на экран (Просмотр презентации)

 

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином в виде треугольника, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

ФИЗМИНУТКА. /загибаются пальцы обеих рук/

        Пой–ка, подпевай-ка,        Эта птичка – коростель,

        Десять птичек – стайка,        Эта птичка – скворушка

        Эта птичка – воробей,        Серенькое перышко.

        Эта птичка – совушка,        Эта – зяблик,

        Сонная головушка.        Эта – стриж,

        Эта птичка – свиристель,        Эта – развеселый чиж.

                Ну а эта – злой орлан,

                Птички, птички, по домам./руки за спину

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки. Ребята я вам перечисляю птиц. Когда я называю перелетных птиц , мы летаем, а когда называю зимующих, мы приседаем на корточки

 Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот  кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Ребята сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто улетел».  Давайте назовем всех  птиц. Вы закроете глазки и одна птица улетит на юг,  когда вы откроете то  должны угадать какая птица улетела на юг.

Например: на юг улетел журавль.

 Упражнение   «Скажи одним словом».

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

        У аиста длинные ноги, он какой?  … /длинноногий/.

        У аиста длинный клюв, он …   /длинноклювый/.

        У ласточки длинный хвост, она  …  /длиннохвостая/.

        Ласточка любит тепло, она …   /теплолюбивая/.

        У ласточки острые крылья, она …  /острокрылая/.

        У соловья звонкий голос, он …  /звонкоголосый/.и др.

Ребята, теперь я вас приглашаю сесть  за столы. У каждого из вас на столах разложены разрезные картинки  птиц.  Ваша задача собрать картинку и назвать птицу. Будьте внимательными,  потом расскажете какую птицу собрали, перелетную она или зимующую.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:

        - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

        - О каких  новых перелетных птицах  вы узнали?

        - Что интересного мы узнали о кукушке?

        - Как  они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

        - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно  

        слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

         Самым активным ребятам я даю призы.

Я хочу подарить вам вот эту книгу - «Жизнь водоплавающих птиц», рассматривая и читая, её вы ещё больше узнаете о перелётных птицах, в том числе и водоплавающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Перелетные птицы"

Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловь...

Конспект по познавательному развитию «Перелетные птицы» в средней группе

Конспект по познавательному развитию: «Перелетные птицы» в средней группе...

Конспект НОД по познавательному развитию "Перелетные и зимующие птицы"

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы»Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о...

Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы»

Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» в старшей группе....

Конспект НОД по познавательному развитию "Перелетные и зимующие птицы"

Цели занятия: Расширение знаний о птицах нашего региона. Задачи: Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта. Закр...

Конспект НОД по познавательному развитию " Перелетные птицы"

Данное занятие способствует развитию и закреплению знаний детей о перелетных птицах родного края, об их жизни в весенний период. Также идет закрепление с воспитанниками основных признаков весны, разви...