Конспект занятия по познавательному развитию "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Людмила Николаевна

Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц; упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц; упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Перелетные птицы»

Программное содержание:

Образовательные задачи:  познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц;
упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Развивающие задачи: развивать связную речь, умение рассуждать.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Методы и приемы:

  1. Словесные:

-художественное слово;

-беседа.

      2. Наглядные: иллюстрации перелетных птиц.

Интеграция – речевое развитие.

Материалы: иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Ход занятия:

1.  Организационный момент.

(Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.)

Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы.

(первый день недели, второй… Первый месяц осени, второй)

  1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

 Скучная картина!

 Тучи без конца,

 Дождик так и льется,

 Лужи у крыльца…

 Чахлая рябина

 Мокнет под окном;

 Смотрит деревушка

 Сереньким пятном.

 Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

 Еще просит сердце

 Света и тепла!

 - Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

 - Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

 - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

 - Отгадайте, пожалуйста, загадки:

       1. Я таланта не таю:

           Замечательно пою!

           Слыша песню из ветвей,

           Знайте, это …(соловей)

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. 

 /включается аудиозапись/

  1. Не заботится о детках,

Ищет гнездышки на ветках:

Непутевая подружка

И зовут ее  …(кукушка)

 Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка  /аудиозапись/.

   3. Он живет на крыше дома –

 Длинноногий, длинноносый,

 Длинношеий, безголосый.

 Он летает на охоту

 За лягушками к болоту (аист)

Аист – большая  птица белого цвета с черными концами крыльев, длинной шеей, длинным тонким красным клювом и длинными красноватыми ногами. /аудиозапись/

Эти птицы относятся к перелетным. 

 - Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

 - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

 Пой - ка, подпевай -  ка:

 Десять птичек – стайка.                                           Хлопаем в ладоши

 Эта птичка – соловей,

 Эта птичка – воробей,

 Эта птичка – совушка, сонная головушка.            Загибают пальцы обеих рук

 Эта птичка – свиристель

 Эта птичка – коростель,

 Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.

 Эта – зяблик,

 Эта – стриж,

 Эта – развеселый чиж.

 Ну а эта – злой орлан,

 Птички, птички - по домам.              Машем ручками, как крылышками

Д/игра «Составь целое из частей»

Составь из разрезных картинок птицу.

- Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я бросаю вам мяч, а вы будете мне возвращать его с ответом.

Упражнение «Закончи предложение»

Соловей маленький, а журавль …

Аист большой, а синичка …

Сова спит днем, а охотится …

У синицы хвост короткий, а у ласточки …

У дятла клюв длинный, а у снегиря …

Лебедь белый, а грач …

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

- Я  говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.

- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

- Осенью  птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)

- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)

- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)

- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)

- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)

Анализ занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - Что интересного мы узнали о кукушке? - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам? - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» /СТАРШАЯ ГРУППА/

конспект занятия по познавательному развитию  «Перелетные птицы»  /СТАРШАЯ  ГРУППА/...

конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы"

Ознакомление с зимующими птицами, особенностями их поведения, любимым для них кормом...

Конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы".

Конспект предназначен для детей старшей группы с целью развития познавательного интереса к нашим пернатым друзьям....

Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы»

Конспект занятия по познавательному развитию «Перелетные птицы» в старшей группе....

Конспект НОД по познавательному развитию " Перелетные птицы"

Данное занятие способствует развитию и закреплению знаний детей о перелетных птицах родного края, об их жизни в весенний период. Также идет закрепление с воспитанниками основных признаков весны, разви...

Конспект занятия по познавательному развитию "Перелетные птицы" в средней группе

laquo;Перелетные птицы» в средней группе.  Тема занятия: Непосредственно-образовательная деятельность Занятие по формированию целостной картины мира «Перелетные птицы»...