Конспект занятия в подготовительной группе "Узоры земли Чувашской"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Иванова Ираида Леонтьевна

Конспект занятия в подготовительной группе "Узоры земли Чувашской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления детей с туберкулезной

интоксикацией №28 «Ёлочка» города Новочебоксарска  Чувашской Республики

Подготовила: воспитатель

Иванова Ираида Леонтьевна

Новочебоксарск, 2015г.

Программное содержание: 

Образовательные задачи: продолжать  вводить детей в мир  чувашского прикладного искусства – вышивки, показать  связь народного искусства с природой и жизнью человека. Закрепить знания о разных видах чувашского орнамента: геометрический, растительный, животный, образ человека и его элементах: «дом», «звезды», «солнце», «вода», «человек», «птица», «животные» и др. Закрепить умение  создавать образ чувашского узора «солнце», составлять симметричные узоры на квадратной форме, выделяя углы, середину.

Развивающие задачи: Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров. Развивать художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров при рисовании с окраской основы, творчество в построении и цветовом строе узора, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства

Воспитательные задачи: Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому, потребность в общении  с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Речевые задачи: закрепить в речи детей названия предметов одежды на чувашском языке (кĕпĕ

арçин кĕпĕ, масмак, пиçиххи, саппун), арча.

Материал: деревянный сундук, чувашская национальная одежа с вышивкой (женское  платье, рубашка, полотенце, фартук, головная повязка - масмак, пояс), ноутбук

Гуашь черного, красного, желтого, зеленого цветов, кисти, салфетки, квадраты белого, красного цвета размером 20*20 см, простые карандаши для каждого ребенка.

Интеграция:

«Музыка»: развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь и интерес к чувашской музыке.

«Художественное творчество»: развивать способность эстетически оценивать предметы искусства, выражать свое отношение к ним.

«Коммуникация. Чувашский язык» воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к изучению чувашского языка.

«Чтение художественной литературы»: закрепление интереса  к произведениям чувашских поэтов.

Предшествующая работа:

  • Рассматривание чувашской национальной одежды в мини-музее «Чувашская изба».
  • Экскурсия в Музей истории города.
  • Чтение чувашских легенд о девочке Масмак, о Улыпе, о трех солнцах и др.
  • Д/и «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор»
  • Рисование по мотивам чувашской вышивки «Масмак», «Кĕпе», «Три солнца на сурпане»

Ход занятия:

Звучит музыка: песня «Илемле».

Воспитатель. Ребята, вы слышите эту  волшебную песню?  Откуда она доносится?. (Подходят к сундуку). Как вы думаете, похож этот предмет на музыкальную шкатулку?

Дети. Нет.

Воспитатель. Что же это?

Дети. Сундук

Воспитатель.  Это  старинный чувашский сундук, он называется  «арча». Сундук – это мебель наших предков. В старину чуваши в таких сундуках  хранили  свою одежду. Интересно, что находится в этом сундуке.

Открывает сундук. Достает чувашскую национальную одежду с вышивкой.

Рассматривание чувашской одежды:

Воспитатель. Что это за одежда?

Дети: Это чувашская одежда.

Воспитатель. Правильно. Это женское платье – кĕпĕ., мужская рубашка – арçин кĕпĕ, головная повязка -  масмак, фартук – спааун, пояс - пиçиххи. Чуваши всегда любили красоту и умели ее создавать. Как чуваши делали вещи красивыми?

Дети. Они украшали одежду вышивкой. Вышивали разные красивые узоры не ней.

Воспитатель. Ребята, здесь на дне сундука есть еще что-то. Это диск. Посмотрим что же он нам расскажет.

Дети и воспитатель подходят к ноутбуку и смотрят презентацию.

Воспитатель.  Слайд 2. Чувашия славится неповторимой красотой национальной вышивки. Чувашия славится и неповторимой красотой национальной вышивки.  В прошлом чуваши считали, что умелая рукодельница является и отличной хозяйкой, и хорошей работницей.

Слайд 3.  Чувашских девочек учили вышивать с 6-7 лет. К 10-12 годам девочки начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры.  Вышивкой чуваши украшали женские и мужские рубашки, платья, головные уборы, полотенца, покрывала. Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней, лечит, оберегает от беды, поэтому в избах не было вещей без вышивки.

Слайд. 4. А для того чтобы сшить платье и вышить на нем узоры нужно было сначала наткать полотно. Поэтому в каждой деревенской избе стоял ткацкий станок.  Работа требовала много времени и сил.  Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Собрать стебли, вымочить их в воде. Как следует высушив стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили и на ткацких станках ткали ткани, полотенца, паласы.

Вот как об этом написал чувашский поэт Яков Ухсай.

Семена исправно сеял,

В полукруг

С руки бросал,

Урожай на ветер веял,

Стебли в снопики вязал.

Их затем

В реке мочалил –

Так трудились стар и мал, -

В бане их сушил

Над чаном,

А потом –

На мялке мял.

Прялка старая качалась,

Пело песнь веретено.

И представьте –

Получалось

Неплохое полотно.

И венцом

Работ всех тяжких,

Годная на все дела,

Ты, холщовая рубашка, -

Неизменная

Была.

Слайд 5.  Вышивку чаще выполняли на белом фоне. Вышивали узоры шерстяными нитками красного, зеленого, синего и желтого  цвета. Каждый цвет что-то символизировал.

Вышивает белый холст до зари

Словно лучиками звезд – посмотри!

Красный шелк – любовь и кровь, и слова,

Шелк зеленый – мир дубрав да трава.

Ладит желтый с голубым на холсте –

Небо с солнцем золотым в высоте,

Черный шелк кладет она - все верней:

Мол, земля черна? Черна, шелк черней….

П. Хузангай.

Слайд 6.  Орнамент – древний язык человечества. В чувашской вышивке каждый узор обозначает какой – то предмет.  Попробуйте угадать, что напоминает узор

Слайд 7. Игра - загадка «На что похож узор?».

Дети.

Слайд 8. Дерево.

Слайд 9. Колос.

Слайд 10.Солнце.

Слайд 11. Дом.

Слайд 12. Животное.

Слайд 13. Птицы

Слайд 14.Человек.

Слайд 15. Огонь.

Слайд 16. Пахотная земля.

Слайд 17. Вода

Воспитатель. Молодцы все узоры назвали правильно.

Слайд 18.  Ребята, что это, как вы думаете?

Дети. Это флаг и герб Чувашской Республики.

Воспитатель. Скажите а какие элементы чувашского орнамента мы можем увидеть на государственных символах Чувашской Республики?

Дети. Дерево жизни, три солнца.

Воспитатель. Эмблема «Древо жизни» напоминает почитаемый чувашами дерево – дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. «Древо жизни» олицетворяет собой единство народов, проживающих в Чувашии. «Три солнца» символизируют солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Три солнца означают чувашское народное понятие «пулнã, пур, пулатпãр» (Были, есть, будем).

Воспитатель.

Слайд 19. В узорах народной вышивки живут образы природы родного края, всего того, что было дорого народу, любимо им, что слагалось в поэму о красоте, в любовь к своему селу, родине,  народу. По узорам вышивки можно было узнать  о жизни человека, о добре и зле, о верованиях народа. О чем могут нам рассказать эти изделия?

Дети.

Слайд 19.Здесь вышиты животные. Это стада коров и лошадей пасутся в лугах и холмах. А рядом пахотная земля.

Слайд 20. На полях между холмами и горами колосится рожь.

Слайд 21. На платке вышиты три солнца – это небесный мир и дверь в небесный мир. Под небесным миром мир земной и древо жизни – могучий дуб.

Воспитатель. Слайд 22. Чувашская вышивка жива и в наше время. Есть в Чувашии и за ее пределами люди, которые продолжают дело наших предков.

Слайд 23

Всех порадовать красавицы

Рукоделием успели,

То в Париже удивляются,

То любуются в Брюсселе.

Краше нет народной вышивки,

И подружки не волнуются:

От души узоры вышили –

Все на свете залюбуются!

Девушки – красавицы,

Край чувашский славиться

Светлыми зорями,

Яркими узорами.

Физкультминутка. Игра «Тухья тăхăн»

Воспитатель.  Скоро у нас праздник 8 Марта. Я вам предлагаю  в подарок мамам украсить салфетки. Передайте всю вашу любовь, нежность, красоту  мамам, их тепло и заботу с помощь чувашских узоров на  салфетке. Чтобы эти узоры как и чувашская вышивка оберегали ваших мам от болезней и  бед.

 Приготовьте все, что вам нужно для рисования. Придумайте,  каким чувашским узором будете украшать салфетки.

Самостоятельная работа детей: рисование чувашских узоров.

Во время рисования звучит музыка: песня «Çăмха» в испонении ансамбля «Сявал»

Помощь подсказка, указания, поощрения по ходу работы

Выставка детских работ.

Литература:

  1. Л.Г. Васильева. Загадочный мир чувашских узоров. Чебоксары, 2005г.
  2. Л.Г. Васильева. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента, Чебоксары, 2002г.
  3. Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров, Е.Ф. Костина. Азбука чувашских орнаментов и эмблем. Ульяновск, 2008г.
  4. Çǎлкŷç. Родник. Хрестоматия. Чебоксары 2006г.
  5. Чувашское народное искусство, Чебоксары, 1981г.

Музыка:

  1. Песня «Илемле» в исполнении А. Уляндиной: электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=9935270
  2. Песня «Çăмха» в испонении ансамбля «Сявал»: электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predloji.ru/catalogfiles/359/401333

Иллюстрации в презентации

  1. http://www.uokm.ru/otdel-fondov.php
  2. http://900igr.net/fotografii/tekhnologija/CHuvashskaja-odezhda/022-CHuvashskaja-muzhskaja-odezhda.html
  3. http://thumerevo.livejournal.com/
  4. http://chuvashia2010.narod.ru/vish.html
  5. http://artmus.culture21.ru/ppage.aspx?objid=34855&page=987&type=14&auth=1930&norole=1
  6. http://www.cap.ru/cap/foto/old_chuvashia/page_04.htm
  7. http://www.culture21.ru/Page.aspx?orgid=391&page=./60/663/1417/3381

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Наша планета Земля – человеческий дом»

Проведение занятия напрвлено на развитие  связной речи, совершенствование грамматического строя речи; развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания, познавательной активн...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению чувашскому языку "Домашние животные"

Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильногопризношения звуков «ă», «ĕ»....

Конспект занятия в подготовительной группе "Земля - наш общий дом"

Формировать представления детей о том, что планета Земля - наш общий дом....

Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с чувашским национальным костюмом".

Тема: "Знакомство с чувашским национальным костюмом".Цель: "Продолжать знакомить детей с костюмами народов России.Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с националь...

Конспект НОД для подготовительной группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками.Задачи: формировать эмоционально – образное произведения...

Конспект занятия в подготовительной группе. Земля - наш общий дом РЕКЛАМА

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игро...