Конспект непосредственно образовательной деятельности "ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЙНЕГО СЕВЕРА ЗЕМЛИ".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рублева Юлия Владимировна

Занятие по знакомству детей с животными Севера. Разработано в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_severa.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  ЖИВОТНЫЙ МИР КРАЙНЕГО СЕВЕРА ЗЕМЛИ.

Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Цели: познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли; воспитывать бережное отношение к природе; учить детей изображать несложный сюжет; закреплять умение рисовать фигуру медведя, передавать форму, пропорции и расположение частей;  упражнять  в  рисовании  гуашью и пастелью.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу о природе, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при прослушивании музыкального произведения «Кто по лесу идет?» Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование фигуры медведя).

Материалы и оборудование: гуашь, листы голубого цвета, пастель; картины, фотографии, фигурки растений и животных Крайнего Севера.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Введение в ситуацию.

– Ребята, почтальон Печкин принес нам музыкальное письмо. Давайте его послушаем.

Звучит музыка.

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.        

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

Мы отправимся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

– Сегодня наша научная экспедиция отправляется на Крайний Север Земли. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков.

2. Актуализация знаний.

– Как вы представляете себе Арктику?

– Как вы думаете, какая температура воздуха преобладает в этой зоне?

– Где находится Крайний Север?

– Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?

– Какие явления природы можно наблюдать в Арктике?

– Отгадайте загадку:

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льётся свет.

                        (Северное сияние.)

– Какие растения могут быть в полярных районах? Почему?

– Опасно  ли  пребывание  человека  в  Арктике?  Почему  вы  так  думаете?

– В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.

– Посмотрите на рисунок «Природа Крайнего Севера». Какие растения могут здесь расти?

– Почему?

– Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники; кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы. Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищённых местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.

3. Затруднение в ситуации.

- Но чтобы узнать о животном мире Крайнего Севера, нам нужно туда отправиться. Но на чем? (Снегоход)

- Но у нас его нет. (Давайте построим)

Из крупного строительного материала дети строят снегоход, ставят в него стульчики, приделывают руль. Звучат мелодии природы, дети попадают на Север.

- Ребята, вот мы и на севере.

4. Открытие нового знания.

Педагог показывает фигурки и рассказывает о животном мире полярных районов Земли.

Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть – холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу. Летом же океан преображается – льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (камбала, треска, сельдь, морской окунь).

Рыбой кормятся тюлени – морские животные, которые отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1,5–2 м, а вес 250–300 кг. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.

Морж – крупное морское животное длиной до 3–4 м и весом до 800–1000 кг. Имеют клыки длиной 40–50 см из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки – оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3–4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.

Белый медведь – крупное красивое животное до 800 кг весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу – моржей, тюленей – чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Белый медведь занесён в Красную книгу.

– Давайте движениями изобразим белого медведя.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Птицы – весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда массы перелётных птиц, но это морские птицы: частики, тупики, гагары, кайры, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они отличные ныряльщики. Гнёзда же делают самые простые – из камешков, в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего. Тупики крепким клювом выбивают в глиняных островах длинные норы, где гнездятся и прячутся. При наступлении зимы, когда океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую воду и пищу в ней, они улетают на юг.

На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Животный мир Арктики удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.

5. Введение новых знаний в систему знаний.

  • Работа над развитием музыкальных навыков. «Кто по лесу идет?» (Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной).
  • Рисование белого медведя.

– Расскажите, какого цвета нужно взять фон, чтобы нарисовать белого медведя? (Голубой)

– Какие части выделим? (Голова, туловище, лапы)

- Какой формы туловище? (Овальной)

– Давайте на голубой бумаге белой гуашью нарисуем сначала туловище, потом голову, лапы.

- Давайте северное сияние нарисуем пастелью.

5. Осмысление.

– Давайте рассмотрим рисунки и выберем наиболее выразительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие с Севера на Юг"

Этот конспект по экологическому воспитанию  предназначен для подготовительной группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности: "Эта загадочная планета Земля"

Конспект познавательно – речевой непосредственной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности с детьми 6 – 7 лет Тема:    «Эта загадочная планета Земля»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Земля - наш общий дом"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Земля - наш общий дом"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дружат дети всей Земли" (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по формированию гражданственности, толерантности, доброжелательного отношения к людям разных национальностей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Познакомить детей с оружием богатырей. Развивать логическое мышление...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Спасение воды и земли».

Цель: углублять и систематизировать представления детей о воде и почве, как одних из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.Задачи: ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Наша планета – Земля!» для старшей группы

Образовательные области: Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с Солнечной системой. Дать представление о том, что Земля – уникальна и такой разнообразной жизни нет ни на какой другой...