Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие с Севера на Юг"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Коноваленко Юлия Викторовна

Этот конспект по экологическому воспитанию  предназначен для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_s_severa_na_yug.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по экологическому воспитанию

в подготовительной к школе

группе

Тема: «Путешествие с Севера на Юг»

                                                                             Подготовила:

                                                                             Воспитатель

                                                                             Коноваленко Юлия Викторовна

                                                                             МБДОУ детский сад

                                                                             общеразвивающего вида

                                                                             №46 «Вишенка»

                                      Г.Старый Оскол

       

         

                                     

                                                                                                       

Программное содержание: 

  1. познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле;
  2. рассказать о климатических поясах России; дать понятие высокой поясности; рассказать о том, что каждой климатической зоне соответствуют определенные виды растений и животных; расширить кругозор детей,
  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта России, климатическая карта; макеты ландшафтов «В царстве льда и холода», «Лесная зона», «Гора», «Пустыня»; картинки диких животных и птиц; настольная игра «Зоологическое лото», шапочка Незнайки, аудиокассета «Голоса птиц».

Ход занятия

Воспитатель: Дети, к нам на занятие кто-то пришел. Да это же Незнайка! Он что-то принес. Что это у тебя?

Незнайка:  Карта!

Воспитатель:  Да, это карта нашей Родины.

Незнайка:  Я долго ее рассматривал, она вся разноцветная, так ничего и не понял. Вот и пришел в детский сад, чтобы у вас все узнать.

Воспитатель:  Незнайка, приглашаем тебя совершить путешествие вместе с нами, и много интересного ты узнаешь о природе нашей необъятной Родины. Наша Родина очень большая. Климат, т.е. погода в ней очень разная. На севере – холодно, на юге – жарко. Посмотрите на карту, места, где погода одинаковая, обозначены определённым цветом. Места с одинаковой погодой называются климатическими поясами.

Смотрите – вы видите белые льды полярного круга, серую тундру, зеленые леса, желтые пустыни.

Путешествие начинается и первая остановка – Северный полюс и льды белой Арктики. Снежные ледяные поля сверкают под лучами полярного Солнца и тонут во мраке полярной ночи, и приходит в Арктику день, тоже полярный и долгий.  С нетерпением ждут люди появления Солнца, и когда впервые оно показывается после тьмы, устраивают большой праздник «Праздник Севера». Он проходит в Мурманске, самом северном городе. На празднике устраиваются состязания по оленьим бегам.

Кто из вас знает о животных, которые поселились здесь?

(Рассматривание макета.)

Почти не видны на чистом снегу белые песцы  медведи, зато хорошо заметны серые тюлени и черные моржи на белых льдах. На темных отвесных скалах  у моря рядами птицы, словно бусы. Это – птичий базар. «Базар» потому, что всегда здесь крик, шум, как на настоящем базаре.

Наше путешествие по климатическим поясам продолжается. Следующая остановка – тундра. Тундра зимой белая, весной и осенью седая, серая, только коротким северным летом она преображается. Среди кочек болот, мха, луж покачиваются цветы. Трудно бывает белым куропаткам, зайцам-белякам и оленям спастись от злых колков и горностаев. Но куропатки зарываются в снег или мох, и тем самым спасаются, а зайца – выручают ноги. Много птиц обитает в тундре – это и соколы, и совы, и утки, и кулики. А особенно хорошо в тундре грибам. Они там большие-большие, шляпками напоминают тарелки.

Дидактическая игра «Съедобный – несъедобный»

Воспитатель:  Следующая наша остановка – лесная зона. Народная мудрость гласит: «Нет милей чудес, чем наш русский лес». Кто знает, какие деревья растут у нас в лесу? В лесу мы увидим много деревьев – и березы, и ольху, и липы, и дубы, и сосны, и ели.

Дидактическая игра «Узнай дерево по описанию»

Воспитатель:  Какие кустарники встречаются в нашем лесу? Орех, малина, бузина, можжевельник, калина, крушина, жимолость, бересклет – наиболее распространенные кустарники наших лесов.

Каких лесных животных вы знаете?

(Ответы детей: лисы, медведи, барсуки, зайцы, ежи, лоси, кабаны.)

В лесах так же растут грибы, но они поменьше, чем в тундре. У нас растут подосиновики, подберезовики, опята, грузди, лисички, сморчки, строчки.

(Рассматривание макета.)

В лесу слышится неугомонный птичий щебет. Птицы поют и зимой, и летом. Одни улетают на зиму в жаркие страны, другим – зимний холод не страшен. Зимой можно встретить в лесу снегирей, клестов, синичек, а летом – дятлов, пеночек, дроздов, зеленушек и других птиц.

Путешествие наше продолжается. Следующая остановка – степи. Весной степь желтая, а как загустеют седые степные ковыли, станет она серебристой. Бегут по степи настоящие кустики, которые похожи на шары. Их называют перекати-поле. Незнайка, а ты знаешь, какие животные и птицы живут в степи?

Незнайка:  Не знаю.

Воспитатель:  В степи живут животные, которые не встречаются в лесах. Почему? Потому, что в степях уже другой климат, т.е. погода. Лето жарче, дождей гораздо меньше, чем у нас, в лесной зоне; а зимы холоднее, да и снежных сугробов почти не бывает – их сдувает степной ветер. В степи встречаются удивительные животные – похожие на маленькие кенгуру тушканчики. Они роют норки под землей, и как кенгуру, передвигаются прыжками. Если лисички – корсаки, они серенькие и ростом с кошку. По степи носятся стада антилоп – сайгаков; живут крупные птицы: совы, дрофы, удоды. В степи живут животные, которые вам знакомы – это жабы, хомячки и птицы, встречающиеся в лесной зоне – скворцы, журавли, утки. Но есть и очень интересные, например, суслик. Увидев лису, он прячется в норку, лапками поднимая такую сильную пыль, что лиса, пока прочихается и просморкается, он спрячется глубоко в норке.

(Рассматривание макета.)

Воспитатель:  Следующая наша остановка – пустыня.

(Рассматривание макета.)

Климат здесь резкий: беспощадная летняя жара сменяется сухой осенью, потом приходит малоснежная зима с лютыми морозами. Только весной пустыня преображается. Она покрывается на короткий срок буйно цветущими алыми маками, разноцветными тюльпанами, лиловыми ирисами. Летняя засуха нипочем только кактусам и верблюжьим колючкам. В пустыне все непривычно и непонятно – вот гряды золотистых песков – это барханы; белые впадины, засыпанные солью – солончаки; рощицы кривых и полусухих деревьев – саксаулы. Ручьи и озера летом пересыхают, дуют горячие ветры. Но пустыня не пустая, в ней живут многие животные. Кто знает какие?

Живут в пустыне ящерицы, черепахи, тушканчики, ежи, зайцы, суслики, рыси, змеи. Где найти в пустыне тень? Где от солнца укрыться? Суслики, хомяки, ящерицы прячутся в норы, змеи зарываются в песок, а орлы и ястребы поднимаются вверх к небесной прохладе.

Хочу вам рассказать о барханном коте. Он ростом с домашнюю кошку, ловит птиц и ящериц. Логово у него в песке, там же он охотится, и сам он песочного цвета. Его очень трудно заметить среди песков.

Но есть на земле такие места, где все климатические пояса встречаются вместе – это горы. Внизу леса, повыше степи и луга, а на самом верху высоченных гор покоятся вечные снега. Все в горах необычно: у подножия дождь – вверху светит солнце, у подножия можно загорать – наверху надо надеть шубу и шапку.

(Рассматривание макета.)

Здесь, в горах, климат меняется с высотой. Ученые называют это явление высотной климатической поясностью. Удивительные животные живут в горах. Это барсы, дикобразы, горные козлы и знакомые вам волки, медведи, кабаны. Очень много птиц – горные гуси, горные куропатки – кеклики, горные вороны – клушицы. Животные все умеют лазать по скалам. Например, снежный барс делает такие прыжки, что не всякий горный козел от него ускачет. А олешек кабарга не имеет рожек, зато с клыками, он легко взбирается на такую высокую и отвесную скалу, что самый голодный волк его не достанет.

Вот наше путешествие завершилось.

(Звучит запись «Голоса птиц»).

В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть в зоологическое лото, называя животных и климатические пояса, в которых они обитают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Знакомство с животными севера и жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлениюс окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему«Знакомство с животными севера и жарких стран»...

Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по теме: «Животные Севера» Старший дошкольный возраст

Цель: уточнить и расширить знания детей с ЗПР о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "О Севере"

Конспект по непосредственно образовательной деятельности «О Севере» Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация (развитие речи), социализация...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные Севера"

У детей с нарушением зрения отмечается трудности  при ориентировке в пространстве. В процессе проведения НОДа дети учатся ориентироваться на листе бумаге в клетку, находить животных по схеме....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные Севера"

У детей с нарушением зрения отмечается трудности  при ориентировке в пространстве. В процессе проведения НОДа дети учатся ориентироваться на листе бумаге в клетку, находить животных по схеме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Рассказывание по картине «Дети Севера».

Занятие учит детей составлять рассказ по картине, используя полученные раннее знания и представления; развивает умение самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие; за...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.  Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...