Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные Севера"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

У детей с нарушением зрения отмечается трудности  при ориентировке в пространстве. В процессе проведения НОДа дети учатся ориентироваться на листе бумаге в клетку, находить животных по схеме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 по образовательной  области «Познание».

 Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире.  У них снижена познавательная  и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Овладение приёмами осязательного восприятия  объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям  с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
 
Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на сваё дефектное зрение, которое даёт  им ограниченную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющиеся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.  Дети с нарушением зрения нуждаются специально организованных занятий по  развитию осязания.

Раздел: «Сенсорное развитие».

Тема: «Четырехугольники».

 Образовательная область: «Познание»: «Развитие мелкой моторики и осязания».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Цель: закрепление знаний о четырехугольниках. Совершенствование осязательных ощущений.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Упражнять  в умении обследовать  четырехугольники зрительно – осязательным, осязательно – зрительным и осязательно – осязательным способами.

2. Совершенствовать умение выделять и исключать лишний, неподходящий к группе объект, посредством осязания.

3.  Развивать осязательное восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (форма, пространственное положение), включая разные органы чувств (зрение, осязание).

4.Развивать обследовательские действия при восприятии геометрических фигур,  способности делать обобщение на основе выделения  общих существенных признаков.

5.Совершенствовать умение ориентироваться по плану группы. ( Интеграция образовательной области «Социализация»).

Коррекционно – развивающие:

1.Развивать общую и мелкую моторику.  ( Интеграция образовательной области «Здоровье»).

2. Развивать тактильную память, мышление, внимание. ( Интеграция образовательной области «Познание»).

3.Обогащать речь детей существительными и прилагательными при описании четырехугольников.

( Интеграция образовательной области «Коммуникация»).

Коррекционно – воспитательные:

1.Воспитывать желание выполнять упражнения самостоятельно.  (Интеграция образовательной области «Социализация»).

2.Воспитывать умение слушать друг друга. (Интеграция образовательной области «Социализация»).

 Словарная работа: активизировать в речи детей названия геометрических фигур.

Оборудование:

 Демонстрационный материал: план – схема группы, четыре конструкции из трех деталей.

Раздаточный материал:  «Волшебный мешочек» с набором геометрических фигур, карточки с контурным изображением четырехугольников; графические модели конструкции из трех фигур, темные очки;  подносы с наборами геометрических фигур;  карточки с наклеенными геометрическими фигурами, закрытые темной тканью; пальчиковые бассейны.

 Индивидуальна работа: помощь при тактильном обследовании геометрических фигур.

Описание непосредственной образовательной деятельности:

 - Сегодня к нам в группу пришло письмо. « Дорогие, ребята! Мы коротышки из Цветочного города, следопыты.  Мы хотим, чтобы Вы тоже стали следопытами.  Для этого мы выслали Вам план вашей группы, где отметили места с конвертами  - заданиями. Когда Вы выполните все наши задания,  то вас  ждет сюрприз.

-Хотите стать следопытами? ( Да).

-Ребята, а кто такие следопыты? ( Следопыты – это добрые, храбрые, трудолюбивые, вежливые ребята.)

- Приступаем к испытаниям.   Подойдите к плану группы.   Конверт с первым задание находиться под цифрой один.  Расскажите, где находиться конверт.

- Сначала вы должны выполнить гимнастику для пальцев.  

Пальчиковая гимнастика.

Жили – были пальчики. Ночью они крепко спали (руки в кулаки).  Наступило утро, пальчики проснулись (открыли ладошки), потянулись (пальцы максимально напрячь и расправить). Стали делать зарядку. Наклонились – выпрямились (согнуть пальцы под углом девяносто градусов). Присели – всели (согнуть пальцы к ладоням – разогнуть). Встряхнулись (встряхнуть пальцы), оглянулись (повертеть кистью). Увидели друг друга, обрадовались и стали здороваться.

Упражнение « Пальчики здороваются».

Приступаем к выполнению первого задания.

Дидактическое упражнение «Найди на ощупь  геометрическую фигуру и опиши ее».

 - Подойдите бассейнам и слушайте внимательно задание. В бассейне спрятаны геометрические фигуры.  Вы должны найти фигуру и не доставая ее из бассейна, обследовать и рассказать про нее.  Остальные дети отгадывают фигуру. (  У моей фигуры четыре угла,  косые стороны равные между собой. У моей фигуры четыре угла и четыре равные стороны.  У моей фигуры все углы прямые, а противоположные стороны равны между собой. У моей фигуры две стороны параллельные, а две другие нет и есть четыре угла.)

- Ребята, а как можно назвать одним словом все фигуры, которые вы нашли? (Это четырехугольники).

- Как вы думаете, мы выполнили это задание?  Приступаем к выполнению  следующего.  Подойдите к плану группы, где находиться конверт со вторым заданием.

Д/и « Найди домик для фигуры».

-   Коротышки прислали вам карточки с изображениями четырехугольников.  Вы должны сначала ощупать контуры на этих карточках, а затем  найти на ощупь такие же фигуры в муфточках и вложить их в домик.  Но сначала  давайте вспомним, как нужно обследовать фигуру. ( В муфточке ощупываем фигуру двумя руками).

Д/ и «Найди постройку по рисунку».

  - Срочная телеграмма от Незнайки. «Злая колдунья Турабор узнала, что Вы хотите стать следопытами и заколдовала жителей Цветочного города. Помогите нам. Чтобы развеять ее чары надо внимательно ощупать в темных очках  карточку – схему,  запомнить из каких геометрических фигур она состоит, а затем снять очки и найти конструкцию. Как будем обследовать изображение? ( Левую руку  положим на край карточки, правой рукой начинаем ощупывать геометрические фигуры слева направо, а затем двумя руками сверху вниз).

- Я выбрал эту постройку, потому что на моей карточке слева был квадрат, потом прямоугольник, а сверху круг.

 - Как Вы думаете, смогли мы разколдовать жителей Цветочного города?

 - Незнайка предлагает нам отдохнуть.

 Незнайка потянулся,

Руки в стороны развел,

В кулачок  и на бочок.

Левую руку вверх – вниз.

Правую руку вверх – вниз,

Влево нагнулся, вправо нагнулся. Руки в стороны , в локтях сгибаются,

 А в плечах они вращаются.

-  Где на плане – схеме отмечено место с третьим заданием.

Д/и «Какая фигура лишняя?»

- Вы должны внимательно слева направо ощупать карточку, найти «лишнюю» фигуру, а затем объяснить свой выбор. ( У меня лишняя фигура круг, потому что остальные четырехугольники).

-Как Вы думаете мы справились с этим заданием?

Д/и «Разложи на группы».

- Злая волшебница Турабор  решила опять нам навредить. Она перепутала все геометрические фигуры.  Сейчас вы наденете  темные очки и на ощупь разложите все фигуры на три группы и объясните свой выбор. На какие группы вы разделили все фигуры? ( В первую группу я положил все фигуры без углов, во вторую – четырехугольники, а в третью – фигуры с углами).

- На нашей карте открылось место, где злая колдунья спрятала посылку от Незнайки с сюрпризом. Это место обозначено красным крестом. Определите его. (Дети находят посылку).

- Вскрываем посылку: жители Цветочного города считают, что вы настоящие следопыты и награждают  вас медалями, но Вы должны выполнить одно условие. Если задания не вызвали у вас затруднения, то вы берете медаль с красным цветом. А если что – то не получилось  -  зеленым  цветом и объяснить свой выбор.

 Использованная литература:

1.Гореева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. – 2002. - №6.

2.«От рождения до школы»  Примерная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой.  М.А. Васильевой.

3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И.Плаксиной

4.Интернет ресурсы.

 

 Формирование осязательных образов, так же как и зрительных осуществляется поэтапно.

 На занятии закреплялись знания детей о четырехугольниках.   Формирование осязательного образа на первом этапе связано  с отбором материала. Это могут быть объемные наглядные пособия,  рельефные изображения.  На занятии это были геометрические фигуры, которые дети находили  и описывали их характерные признаки.

На втором этапе осуществляется выделение и различение признаков объектов.  В задание использовался осязательно – зрительный перенос, где дети сначала зрительно воспринимали фигуры, а затем находили в муфточках такие же.  В муфточках были «лишние» фигуры, которые отличались величиной и формой.

Третий этап направлен на обучение  мыслительному синтезу комплекса признаков.   В задание дети осуществляли осязательно – запоминали изображение конструкции из геометрических фигур, а затем находили конструкцию. Перед выполнением дети вспоминали как правильно нужно обследовать предметное изображение.

 На следующем этапе дается упражнение на обучение осязательному сравнению формируемого образа с образом эталоном, хранящимся в памяти.  В этом задании использовался  осязательный  перенос. Дети осязательным способом узнавали геометрические фигуры и объясняли свой выбор.

 В завершающем этапе происходит отнесение образа к определенной категории.  Дети осуществляли осязательно – осязательный перенос при группировке фигур.

 Формируемым образом были четырехугольники.  Были представлены задания где были использованы темные очки, муфточки, карточки ,закрытые темной тканью, бассейны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Путешествие с Севера на Юг"

Этот конспект по экологическому воспитанию  предназначен для подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Знакомство с животными севера и жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлениюс окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему«Знакомство с животными севера и жарких стран»...

Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по теме: «Животные Севера» Старший дошкольный возраст

Цель: уточнить и расширить знания детей с ЗПР о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "О Севере"

Конспект по непосредственно образовательной деятельности «О Севере» Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация (развитие речи), социализация...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные Севера"

У детей с нарушением зрения отмечается трудности  при ориентировке в пространстве. В процессе проведения НОДа дети учатся ориентироваться на листе бумаге в клетку, находить животных по схеме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Рассказывание по картине «Дети Севера».

Занятие учит детей составлять рассказ по картине, используя полученные раннее знания и представления; развивает умение самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным и последующие; за...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы Тема: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.  Образовательная:Закрепление знаний детей о белом медведе, о среде его обитания – Крайнем Сев...