Проект "Мини-музей Матрешек».
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Мини-музей Матрешек»
Проект составила Мочалова Светлана Анатольевна.
Проект реализуется с детьми 3-4лет.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, игровой
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители
Сроки реализации: с 11 января 2016 г. по май 2016 г.
Описание предметно – развивающего пространства:
Местоположение – вторая младшая группа
Атрибуты: игрушки – матрешки, иллюстрации, альбомы о матрешке, дидактические игры, работы детей и родителей.
Актуальность:
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Проблема:
Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель:
Выяснить значимость матрешки, как народной игрушки.
Задачи: Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию. Формировать у ребенка представление о русской народной игрушке матрешке, знакомить с народными промыслами. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности. Воспитывать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; закреплять умение правильно, безопасно пользоваться атрибутами игры.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Веселые матрешки», С. Маршак «О матрешках», стихов, потешек; беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Русская игрушка матрешка», рассматривание картин и иллюстрации о матрешках.
Работа с детьми:
Познавательно – исследовательская деятельность (опыты, экскурсии, наблюдение, рассматривание).
Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, загадки, стихи)
Игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации). Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
Работа с родителями:
Создание фольклорного мини-музея «Матрешки»
Консультация «Как играть с матрёшкой»
Консультация «Появление матрешки на Руси»
Консультация «В какие игры можно играть с матрешками»
Беседы, подбор литературы, иллюстраций.
Ожидаемый результат:
Познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор); разучить простейшие элементы росписи; дать представление о цветовой гамме матрешек; расширить и активизировать словарный запас слов.
Методы и приёмы:
1. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».
2. Рассматривание матрешки-игрушки, иллюстраций.
3. Дидактические игры
4. Заучивание стихов
5. Чтение потешек
6. Пение песенок
Цель:
Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».
Беседа: «Откуда появилась матрешка?».
Беседа «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки)
Беседа о дереве, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).
Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
Коммуникативная деятельность.
Рассматривание изображений разных матрешек.
Чтение стихов и загадок о матрешке.
Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
Разучивание стихотворения: Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».
Заучивание пословиц, объяснение их смысла:
«Лесополоса – всему лесу краса».
«Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу».
«Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
«Лес с огнём не дружит!».
«Враг природы тот, кто леса не бережёт».
Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки».
Учить детей водить хоровод «Матрешка».
Продуктивная деятельность.
Рисование.
Тема: «Красавицы - подружки»
Пр. сод: Познакомить детей с историей возникновения русской матрешки, расширять знания детей о матрёшках (из чего сделаны, какие бывают, кто расписывает). Учить правильно, подбирать цвета, соответственно образцу. Развивать изобразительное творчество детей. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы и работы товарищей. Воспитывать аккуратность, интерес к народному творчеству.
Лепка.
Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).
Пр. сод: Продолжать знакомить детей с матрешкой. Учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на мелкие детали, прикрепляя их к основе из пластилина. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление. Воспитывать интерес к художественной деятельности (лепке), аккуратность.
Аппликация.
Тема: «Матрёшка»
Пр. сод: Учить детей выделять и наклеивать на лист бумаги знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту. Развивать интерес к аппликации, к составлению композиций, к окружающему миру. Воспитывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
Музыкально-художественная деятельность
Разучивание танца «Матрёшки и мышки»
Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).
Игровая деятельность
Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Матрешки-сестрички».
Пр. сод: Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, показать детям способы ролевого поведения в обучающей игре, учить выполнять несколько игровых действий, соблюдать нормы и правила социальных контактов. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение учитывать желания товарищей.
Дидактические игры:
«Собери матрешку»
Пр. сод: Закреплять знания детей о матрёшках, учить составлять целое из нескольких частей. Развивать мышление, воображение, конструктивные навыки. Воспитывать бережное отношение, интерес к игрушке.
«Бусы для матрешек»
Пр. сод: Закрепить у детей знание четырех основных цветов, способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, тактильного восприятия. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к игрушке.
«Рассели матрешек»
Пр. сод: Закрепить умение различать и называть размеры предметов – большой, поменьше, еще меньше, самый маленький. Формировать умение детей называть цвета: красный, зелёный, жёлтый. Развивать внимание, мышление. Воспитывать желание детей играть совместно, не мешая другу.
Пальчиковые игры:
"Красавицы матрешки"
Пр. сод: Согласовывать движения пальцев рук с текстом. Развивать мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к игре.
Заключительный этап
Цель: Обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбы.
Итог проекта:
Оформление методических пособий для педагогов.
Изготовление дидактических игр.
Выставка: «Семейная матрешка».
Презентация проекта.
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Матрешка – как вид народного искусства обладает огромным потенциалом.
Матрешка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир - явление мирового масштаба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по видам декоративно-прикладного искусства. Роспись матрешек."
Закрепить знания детей о дымковской , городецкой, филимоновской и гжельской росписях. Познакомить с русской матрешкой....
конспект по рисованию " Платочки для матрешек"
Если Вам необходимо провести занятие по декоративно -прикладному творчеству,тогда это для Вас....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-186581-1443103415.jpg)
Конспект совместной деятельности по конструированию II младшая группа Тема "Поезд для матрешек"
Конспект совместной деятельности по конструированию разработан для второй младшей группы, позволит выявить уровень сформированности умения различать, называть и использовать основные строительн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/04/picture-222427-1675512901.jpg)
Украсим сарафаны матрешек
Конспект непосредственной образовательной деятельности во 2 младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/28/picture-286579-1377715006.jpg)
Занятие по математике в средней группе на тему: « Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать, мы матрешек посчитаем, цифру 6 сейчас узнаем».
в помощь воспитателям МБДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-302023-1380115960.jpg)
Конспект занятия по математике для детей 4-го года жизни «Домики для матрешек»
Конспект занятия по математике для детей 4-го года жизни«Домики для матрешек» Цель: упражнять в счете и сравнении количества предметов.Закрепить знания о геометрических фигурах и цветах.Упражнять...