Проект "Мини-музей Матрешек».
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Мочалова Светлана Анатольевна

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем  формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Мини-музей Матрешек»

Проект составила Мочалова Светлана Анатольевна.

Проект реализуется с детьми 3-4лет.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, игровой

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители

Сроки реализации: с 11 января 2016 г. по май 2016 г.

Описание предметно – развивающего пространства:

Местоположение – вторая младшая группа

Атрибуты: игрушки – матрешки,  иллюстрации, альбомы о матрешке, дидактические игры, работы детей и родителей.

Актуальность:

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема:

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия!!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель:

Выяснить значимость матрешки, как народной игрушки.

Задачи: Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию. Формировать у ребенка представление о русской народной игрушке матрешке, знакомить с народными промыслами. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности. Воспитывать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории. Воспитывать  дружеские взаимоотношения между детьми; закреплять умение правильно, безопасно пользоваться атрибутами игры.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Веселые матрешки», С. Маршак «О матрешках», стихов, потешек; беседа «В гости к нам пришла матрешка»; «Русская игрушка матрешка», рассматривание картин и иллюстрации о матрешках.

Работа с детьми:

Познавательно – исследовательская деятельность (опыты, экскурсии, наблюдение, рассматривание).  

Коммуникативная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, загадки, стихи)  

Игровая деятельность (игры, игровые упражнения, игровые ситуации).  Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Работа с родителями:

Создание фольклорного мини-музея «Матрешки»

Консультация «Как играть с матрёшкой»

Консультация «Появление матрешки на Руси»

Консультация «В какие игры можно играть с матрешками»

Беседы, подбор литературы, иллюстраций.

Ожидаемый результат:

Познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор); разучить простейшие элементы росписи; дать представление о цветовой гамме матрешек; расширить и активизировать словарный запас слов.

Методы и приёмы:

1.     Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

2.     Рассматривание матрешки-игрушки, иллюстраций.

3.     Дидактические игры

4.     Заучивание стихов

5.     Чтение потешек

6.     Пение песенок

Цель:

Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

Беседа: «Откуда появилась матрешка?».

Беседа «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки)

Беседа о дереве, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки).

Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность.

Рассматривание изображений разных матрешек.

Чтение стихов и загадок о матрешке.

Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

Разучивание стихотворения: Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».

Заучивание пословиц, объяснение их смысла:

«Лесополоса – всему лесу краса».

 «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу».

 «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

«Лес с огнём не дружит!».

«Враг природы тот, кто леса не бережёт».

Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки».

Учить детей водить хоровод «Матрешка».

Продуктивная деятельность.

Рисование.

Тема: «Красавицы - подружки»

Пр. сод: Познакомить детей с историей возникновения русской матрешки, расширять знания детей о матрёшках (из чего сделаны, какие бывают, кто расписывает). Учить правильно, подбирать цвета, соответственно образцу. Развивать изобразительное творчество детей. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы и работы товарищей. Воспитывать аккуратность, интерес к народному творчеству.

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Пр. сод: Продолжать знакомить детей с матрешкой. Учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на мелкие детали, прикрепляя их к основе из пластилина.  Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление. Воспитывать интерес к художественной деятельности (лепке), аккуратность.

Аппликация.

Тема: «Матрёшка»

Пр. сод: Учить детей выделять и наклеивать на лист бумаги знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту. Развивать  интерес к аппликации, к составлению композиций, к окружающему миру. Воспитывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

Музыкально-художественная деятельность

Разучивание танца «Матрёшки и мышки»

Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Матрешки-сестрички».

Пр. сод: Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, показать детям способы ролевого поведения в обучающей игре, учить выполнять несколько игровых действий, соблюдать нормы и правила социальных контактов. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.  Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение учитывать желания товарищей.

Дидактические игры:

«Собери матрешку»

Пр. сод: Закреплять знания детей о матрёшках, учить составлять целое из нескольких частей. Развивать мышление, воображение, конструктивные навыки. Воспитывать бережное отношение, интерес к игрушке.

 «Бусы для матрешек»

Пр. сод:  Закрепить у детей знание четырех основных цветов, способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, тактильного восприятия. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к игрушке.

«Рассели матрешек»

Пр. сод: Закрепить умение различать и называть размеры предметов – большой, поменьше, еще меньше, самый маленький. Формировать умение детей называть цвета: красный, зелёный, жёлтый. Развивать внимание, мышление. Воспитывать желание  детей играть совместно, не мешая другу.

Пальчиковые игры:

"Красавицы матрешки"

Пр. сод: Согласовывать движения пальцев рук с текстом. Развивать мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к игре.

Заключительный этап

Цель: Обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбы.

Итог проекта:

Оформление методических пособий для педагогов.

Изготовление дидактических игр.

Выставка: «Семейная матрешка».

Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Матрешка – как вид народного искусства обладает   огромным  потенциалом.

Матрешка –  наиболее известный и любимый всеми российский сувенир - явление мирового масштаба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по видам декоративно-прикладного искусства. Роспись матрешек."

Закрепить знания детей о дымковской , городецкой, филимоновской и гжельской росписях. Познакомить с русской матрешкой....

конспект по рисованию " Платочки для матрешек"

Если Вам необходимо провести занятие по декоративно -прикладному творчеству,тогда это для Вас....

"Домики для матрешек"

конспект организованной образовательной ситуации (совместной деятельности)...

Конспект совместной деятельности по конструированию II младшая группа Тема "Поезд для матрешек"

Конспект совместной деятельности по конструированию разработан для второй младшей группы, позволит выявить уровень сформированности   умения различать, называть и использовать основные строительн...

Украсим сарафаны матрешек

Конспект непосредственной образовательной деятельности во 2 младшей группе...

Конспект занятия по математике для детей 4-го года жизни «Домики для матрешек»

Конспект занятия по математике для детей 4-го года жизни«Домики для матрешек» Цель: упражнять в счете и сравнении количества предметов.Закрепить знания о геометрических фигурах и цветах.Упражнять...