НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Как животные к зиме готовятся»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Черемушкина Екатерина Юрьевна

Цель: Формирование представлений у детей об особенностях подготовки диких животных к зиме.

Задачи:

  • Расширять, углублять, закреплять знания детей о лесных животных.
  • Продолжить учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи.
  • Воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость и любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Как животные к зиме готовятся»

Цель: Формирование представлений у детей об особенностях подготовки диких животных к зиме.

Задачи:

  • Расширять, углублять, закреплять знания детей о лесных животных.
  • Продолжить учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи.
  • Воспитывать любовь к животным, интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость и любознательность.

Материалы и оборудование: Проектор, экран, ноутбук. Дерево «Клен». Пеньки — стулья. Маска лисы, шапочки с заячьими ушами. Аудиозапись с музыкой голосами из осеннего леса.

- Ребята, когда мы ходили с вами в парк, кого там видели? /Ответы детей/

- Как вы думаете, почему нам не встретились заяц, волк, лиса, медведь. /Ответы детей/

- В парке много людей, вокруг него дороги. Диким животным необходимы много места, тишина. Но если мы пойдем в настоящий лес, то и там никого не увидим. Почему? /Ответы детей/

- Правильно, звери пугливы.

Стук в дверях. Входит в осеннем уборе дерево «Клен».

- Здравствуйте, ребята. О чем задумались?

- Диких животных хотим увидеть.

- Я могу вам помочь.

- Для того, что бы вы могли понаблюдать за обитателями леса, на время экскурсии в лес, превращу вас в невидимок. Для этого вы должны приговаривать следующие слова:

- Раз, два, три, ветка клёна, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень жёлтою косой.

Дети повторяют волшебные слова, на экране появляется лес. Звучит музыка.

- Входим в лес.

Дети имитируют движение по лесу и садятся на пеньки — стулья.

- Где же звери?

На экране появляется белка.

- Смотрите, кто это?

- Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет?
Сушит на зиму грибы. /Ответы детей/

- Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она «шубку» на более тёплую поменяла.

- Но почему цвет шёрстки стал другим? /Ответы детей/

- Правильно. Так белка от врагов прячется, например, от хищной птицы — ястреба. Деревья зимой голые, серые.

- Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев?

- Чем же зимой будет питаться белка? /Ответы детей/

- Она делает запасы. Грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которую выкапывает сама среди кустов. Если попадется вам такая кладовая, не трогайте её, белке эти орешки нужнее. Едой белка запаслась.

- А что еще нужно холодной зимой? Давайте посмотрим её дом.

На экране появляется дупло – дом белки.

- В дупле у белки сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой из сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.

- Зачем? /Ответы детей/

- Вспомните, кто еще так делает? /Ответы детей/

- А зачем еще белке хвост? /Ответы детей/. Он у неё как парашют. Прыгнет белка с ёлки на ёлку, распушит хвост и плавно опустится на ветку. А когда очень ветрено садится белка спиной к ветру и хвостом закрывается.

- Как вы думаете, какие у белки коготки? (Острые, цепкие)

- Как вы об этом догадались? (Белки ловко по стволам бегают).

На экране появляется еж.

- Вот бежит, торопится — ёж. Весь в сухих листьях. Как вы думаете, как ёж листья на колючки насаживает? /Ответы детй/

- Подбежал к ямке под пнём, избавился от сухих листьев и снова за ними побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься, по ним свернувшись в клубок. Покатается, так понатыкает на свои колючки листья и снова к ямке... Дом себе на зиму готовит.

- Изобразите.

Упражнение. Дети изображают, как еж листья на колючки сажает.

- А чем же он будет питаться зимой? Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались... /Ответы детей/

- Ёж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.

- Кто еще из зверей в спячку впадает? (Медведь)

На экране появляется медведь.

- Чем медведь питался всё лето и осень? Ягодами, грибами, муравьями, рыбой. Мог съесть любое животное, которое смог поймать. На зиму он не делает запасов. Подумайте почему? /Ответы детей/

- Вот и приходится, как и ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную и голодную зиму.

- Где всю зиму спит медведь? /Ответы детей/

На экране появляется берлога.

- Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом, натаскал молодых ёлочек, которые вырвал с корнем из земли, мха и хвороста. Зимой берлогу закроет снежно одеяло, тепло в ней медведю.

Физкультминутка.

Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
(Широко разводим руки в стороны.
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)

Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
Мышка тихо идёт,
В норку зёрнышко несёт.
(Мягкий пружинистый шаг, спинка слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь,
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду! »
(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)

А весёлые зайчата -
Длинноухие ребята -
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)

Шёл по лесу серый волк,
Серый волк - зубами щёлк!
Он крадётся за кустами,
Грозно щёлкает зубами!
(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд)

Ой, ты дедушка - ежок,
Не ходи на бережок!
Там промочишь ножки,
Тёплые сапожки!
(Лёгкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена)

Ищут маму медвежата,
Толстопятые ребята,
Неуклюжие, смешные,
Все забавные такие.
(Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону.)

До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
(Помахивание рукой.
Поворот вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)

По тропинкам мы гуляли,
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Прыжки. Широко разводим руки в стороны. Ходьба) 

Дети садятся обратно на пеньки – стульчики.

- А вот и еще один лесной житель.

На экране появляется волк.

- Кто это? (Волк)

- Как он к зиме готовится? /Ответы детей/

- Шерсть его за лето и осень и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам.

- Кто еще живёт в лесу? (Заяц)

На экране появляется заяц.

- Как он к зиме готовится?

- Он тоже, как и белка, одежду поменял. Интересно он это делает. Сначала белеет хвост, потом — задние ноги. Поглядишь на такого зайца, словно на нём белые штаны надеты. Потом начинает очередь белеть спине, за ней ушам, но не до самых кончиков, они у косого так и остаются черными. Больше и больше белеет заяц и вот у него тока конец морды темный.

- Зачем зайцу шубу менять?

- Кого боится заяц?

- От кого прячется?

- А если выследила его лиса, как ему спастись? (Убегает заяц быстро, запутывает следы)

- Что помогает зайцу так быстро бегать? (быстрые и сильные задние лапы)

- Где же заячий дом? /Ответы детей/

- Днём он спит в снежной ямке, в большие морозы зарывается в сугроб, так теплее.

- Ночью выходит заяц еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев, если деревня не далеко, то заберётся заяц в сад и полакомится корой яблонь. Вот почему на зиму люди обматывают стволы садовых деревьев тряпками.

- А вот и заячий враг.

- Кто это? (Лиса)

На экране появляется лиса.

Подвижная игра «Лиса и зайцы». Выбирают лису (одевает маску лисы), остальные дети зайцы (одевают шапочки с заячьими ушами)

- Идёт тихо не слышно. Покажите, как она это делает.

Дети ходят, изображая походку лисы.

- Она зимой как в валенках, потому, что отрастает у лесы на лапах густая шерсть, и они не мёрзнут.

- Чем еще питается лиса? /Ответы детей/

- Любит она из под снега доставать мышей. Слух и лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Мышкует лиса — говорят люди.

- Сегодня в лесу мы увидели много зверей.

На экране появляются все звери.

- Все они разные, но почему назвали одним словом? /Ответы детей/

- Что в них общего? /Ответы детей/

- Все они покрыты шерстью, у всех есть хвост, все ходят на четырёх лапах.

Игровое упражнение.

Дети, идя по кругу, по просьбе воспитателя показывают печального зайца, задумчивого медведя, виноватую лису, хмурого ежа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект ООД по ОО «Ознакомление с окружающим миром» в старшей группе на тему: «Зимушка-зима»

Цель: расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев..Задачи:·        Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зим...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Домашние животные»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группена тему «Домашние животные»Цели:ОбразовательныеЗакрепить названия домашних животных и их детёнышей, знания об их назначении и ...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Домашние животные»

Расширять знания о домашних животных, правильно называть детенышей животных (образовывать слова с помощью суффиксов –енок,  -онок ). Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Дикие животные"

Расширить знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.Закрепить знания детей о том, где живут и чем питаются дикие животные....

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Домашние животные"

Задачи. 1. Побуждать детей к самостоятельному высказыванию, составлению описательных рассказов. 2.Совершенствовать у детей грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, сущест...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Домашние и дикие животные зимой"

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие,  физическое  развитие.Цель: Обобщить знания детей о домашних и диких животных, их особенностях.Зада...