презентация "Музей - хранилище предметов прошлого"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рекомендации по использовании презентации 

Пояснительная записка

 1.Название - «Музей- хранилище предметов прошлого»

 2. Категория детей - презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста

 3. Цели использования:

·         раскрыть понятие «музей», рассказать о целях создания музеев и дать представление о том, какие бывают музеи.

·        познакомить  со стихотворением «Мой музей»

·        совершенствовать умение детей ориентироваться на плоскости.

·        воспитание нравственных качеств ребенка; становление исторического сознания; воспитание зачатков музейной культуры, как части культуры личности; воспитание эстетических чувств ребенка.

·        через интерактивные методы работы с детьми развитие творческих способностей ребенка.

 

4. Презентацию можно использовать как часть непосредственно образовательной деятельности  по Ознакомлению с предметным окружением, социальным миром или в совместной деятельности педагога с детьми, а также для индивидуальной работы с детьми. При участии всех детей зачитывается стихотворение, рассматриваются и обсуждаются иллюстрации. В стихотворной форме описаны предметы старины. Дети научатся различать их, значительно расширят свой словарный запас, а также обогатят свои знания о  музеи. Также данная презентация сможет побуждать воспитанников направлять себя на положительные эмоции, воспитание нравственных качеств, воспитание зачатков музейной культуры, как части культуры личности. Диалог – основной метод педагогической деятельности и общения (диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребенком) и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа. Введение дошкольников в историю Родины, приобщение к прошлому своей культуры в историческом аспекте является актуальной перспективой для формирования гражданской позиции растущего человека. Выполняя задания на ориентировку на слайде (листе), дети развивают и совершенствуют  свои умения.

 

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о музеи – хранилище предметов прошлого. Но вначале давайте поздороваемся друг с другом:

Ты пришёл и я пришёл,

Вместе нам хорошо.

Будем думать, отвечать

И друг другу помогать.

 

 Чтобы увидеть, как жили, одевались, что носили  наши предки, какими предметами пользовались, как украшали свою жизнь, необходимо  посетить краеведческий  музей.

Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. Можно создать свой семейный музей, состоящий из семейных реликвий, документов, фотографий, вещей, которые достались от родителей, бабушек, дедушек, друзей, как это сделал герой стихотворения «Мой музей».

 

Знакомство со стихотворением «Мой музей», которое иллюстрировано предметами прошлого (чайник, самовар, утюг, коромысло, часы с кукушкой, патефон).

 

Я завел себе игрушку:

Развлеченье- высший класс,

Это ходики с кукушкой

Бьют исправно каждый час.

Где теперь такие сыщешь?

Узнавал я у друзей,

Не купишь и за тыщу.

Открывать пора музей!

Самовар и коромысло

Для варенья медный таз

В них не видно нынче смысла,

Все ненадобно сейчас

Кто- то скажет:

«Барахольщик, помешался, мол, старик»

Мне б таких вещей побольше

Это ж – творческий родник!

 

На слайде представлен вопрос: «Проверим, какие музейные предметы  ты знаешь?» и картинки - варианты ответов. Предлагается вопрос: Что расположено в правом верхнем углу?  (в левом, нижним, в центре и т.д.) Дети (лично или в группе) выбирают правильный ответ с  соответствующей картинкой. При  правильном ответе появляется слайд с «Молодец", при неправильном - ребенок  может  попробовать ответить еще раз.

 

Список литературы

«Борская азбука» Л.М. Добролюбова, М.А. Мужиченкова. 2008г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации к использованию презентации

«Музей- хранилище предметов прошлого»

Пояснительная записка

 1.Название - «Музей- хранилище предметов прошлого»

 2. Категория детей - презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста

 3. Цели использования:

  •  раскрыть понятие «музей», рассказать о целях создания музеев и дать представление о том, какие бывают музеи.
  • познакомить  со стихотворением «Мой музей»
  • совершенствовать умение детей ориентироваться на плоскости.
  • воспитание нравственных качеств ребенка; становление исторического сознания; воспитание зачатков музейной культуры, как части культуры личности; воспитание эстетических чувств ребенка.
  • через интерактивные методы работы с детьми развитие творческих способностей ребенка.

4. Презентацию можно использовать как часть непосредственно образовательной деятельности  по Ознакомлению с предметным окружением, социальным миром или в совместной деятельности педагога с детьми, а также для индивидуальной работы с детьми. При участии всех детей зачитывается стихотворение, рассматриваются и обсуждаются иллюстрации. В стихотворной форме описаны предметы старины. Дети научатся различать их, значительно расширят свой словарный запас, а также обогатят свои знания о  музеи. Также данная презентация сможет побуждать воспитанников направлять себя на положительные эмоции, воспитание нравственных качеств, воспитание зачатков музейной культуры, как части культуры личности. Диалог – основной метод педагогической деятельности и общения (диалог между прошлым и настоящим, предметом и ребенком) и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа. Введение дошкольников в историю Родины, приобщение к прошлому своей культуры в историческом аспекте является актуальной перспективой для формирования гражданской позиции растущего человека. Выполняя задания на ориентировку на слайде (листе), дети развивают и совершенствуют  свои умения.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о музеи – хранилище предметов прошлого. Но вначале давайте поздороваемся друг с другом:

Ты пришёл и я пришёл,

Вместе нам хорошо.

Будем думать, отвечать

И друг другу помогать.

 Чтобы увидеть, как жили, одевались, что носили  наши предки, какими предметами пользовались, как украшали свою жизнь, необходимо  посетить краеведческий  музей.

Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. Можно создать свой семейный музей, состоящий из семейных реликвий, документов, фотографий, вещей, которые достались от родителей, бабушек, дедушек, друзей, как это сделал герой стихотворения «Мой музей».

Знакомство со стихотворением «Мой музей», которое иллюстрировано предметами прошлого (чайник, самовар, утюг, коромысло, часы с кукушкой, патефон).

Я завел себе игрушку:

Развлеченье- высший класс,

Это ходики с кукушкой

Бьют исправно каждый час.

Где теперь такие сыщешь?

Узнавал я у друзей,

Не купишь и за тыщу.

Открывать пора музей!

Самовар и коромысло

Для варенья медный таз

В них не видно нынче смысла,

Все ненадобно сейчас

Кто- то скажет:

«Барахольщик, помешался, мол, старик»

Мне б таких вещей побольше

Это ж – творческий родник!

На слайде представлен вопрос: «Проверим, какие музейные предметы  ты знаешь?» и картинки - варианты ответов. Предлагается вопрос: Что расположено в правом верхнем углу?  (в левом, нижним, в центре и т.д.) Дети (лично или в группе) выбирают правильный ответ с  соответствующей картинкой. При  правильном ответе появляется слайд с «Молодец", при неправильном - ребенок  может  попробовать ответить еще раз.

Список литературы

«Борская азбука» Л.М. Добролюбова, М.А. Мужиченкова. 2008г.



Предварительный просмотр:

Разработка занятия

по духовно-нравственному воспитанию

ННОД «Колокола»

Евстифеева Наталья Фирсовна

МАДОУ детский сад № 11 «Пересвет»

г.Бор, Нижегородская область

2015г.

I.Пояснительная записка

Образовательные области:

Социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая, познавательная, физическая

Задачи.

Обучающие:

  • расширить знания детей о колоколах, видах колокольного звона;
  • дать элементарные представления об устройстве колокола;
  • совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
  • продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: детский сад, Сергиевская слобода.
  • познакомить детей с легендой возникновения первого колокола.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и различия предметов, выделение общего и единичного, обобщение;
  • развивать у детей способность видеть прекрасное путем приобщения к традициям православной духовной культуры;
  • совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;
  • обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух;
  • развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитывать благоговейное отношение к колокольному звону;
  • воспитывать у детей умение чувствовать характер духовной (колокольной) музыки.

Старший дошкольный возраст 5-7лет.

группу посещают 26 человек из низ 14 девочек,12 мальчиков.

Актуальность

 Особое внимание педагога в работе с дошкольниками в последнее время сосредоточено на воспитание познавательной культуры - формировании культурного отношения к народным традициям, духовному миру, к другому человеку (сочувствие, сопереживание). Через беседы, занятия, игры, экскурсии дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Совместная деятельность педагога и дошкольников, стимулирующая общение, очень полезна для всестороннего развития детей. Важна сознательная постановка цели и мотивация к её достижению, через активные занятия дошколята учатся анализировать, контролировать свою деятельность, поведение. Это проявляется, когда дети общаются и что-то делают своими руками. Наше Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Пересвет» расположен в православном комплексе «Сергиевская слобода».

Предполагаемый результат


Используемые методы, приемы и формы работы помогают детям достичь следующих результатов:

  • усвоении дошкольниками вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
  • познание в общих чертах русскую культуру, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.
  • удовлетворение коммуникативных потребностей дошкольников во взаимопонимании (другой думает так же, как я), в оценке, в равноправном участие в работе.

  III. Схема конспекта занятия:

  1. Форма занятия - Занятие путешествие
  2. Дидактическое обеспечение

Материал: картинки с изображением колоколов и колоколен;

колокольчики; интерактивная доска, ноутбук, указка, аудизаписи (колокольный звон Благовест, Набат, Перезвон…).

Подготовительная работа: посещение «Сергиевской слободы» Николо-Знаменского и Сергиевского храмов и колокольни.

  1. Мотивационно-ориентировочная часть:

Ресурсный круг:

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся

Добрый день, Машенька! (дети здороваются друг с другом по кругу перечисляют имена детей)

Добрый день небо! Добрый день солнце! (поднимают руки вверх и опускают)

Добрый день всем нам! (прижимают руки к груди)

 Ребята, а вы любите путешествовать. (ответы)

Тогда я приглашаю вас в путешествие.

На экране слайд -загадка:

Он в церковь людей зовет, а сам никогда там не бывает.

Что это? (ответы детей).

Да, это колокол.  (слайд «Колокол».)

  1. Организация детской деятельности

Способ организации детей - фронтальный

А хотите узнать про колокол? (Ответы детей) Рассказ сопровождается слайдами.

 На Руси всегда к колоколам относились с особой любовью и почитанием.  Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было   радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. Люди работали в поле, хозяйничали в своих домах, дети весело и шумно, также, как и вы, и, конечно, было трудно докричаться до всех сразу. А колоколов ещё не научились делать.

Дети, как вы думаете какой громкий звук-сигнал придумали люди в старину? (Ответы-предположения детей).

 Я сейчас отойду в другую часть комнаты и попробую вам дать сигнал, как только вы услышите громкий звук, то приходите ко мне.

(Воспитатель громко несколько раз ударяет палкой по доске.)

Ребята, сначала появилось било – доска.  (слайд) 

Использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой. Прежде чем продолжить дальше давайте поиграем.

Игра малой подвижности на внимание:

Дети ходят врассыпную по комнате и по звуку «била» приседают.

Дети и воспитатель возвращаются на свои места.

Слайд –рассказчик- Как же появились колокола?

Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками.

Слайд с изображением цветка-колокольчика.

Колокольчик разглядела, не пойму я, в чем тут дело?

Почему он не звенит?

Он же этим знаменит!

Сколько их на ножках тонких!

Если хочешь – рви подряд,

Но не рвет цветов девчонка,

Ждет…, а может, зазвенят?

(А. Барто)

От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (озвучивание). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.

А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация колоколов).

 На что похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами).

Игра классификация по форме

- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески.

Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое.

Как вы думаете, что может оно обозначать? (высказывания детей).

- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике. Строение колокола похоже на строение людей.

У него есть, как я уже говорила, «уши», «язык»; ещё есть «плечи», туловище, которое называют «тулово», на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом.

Слайды с разными колоколами. Рассматривают картинки с колоколами

Колокольный звон в России всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Колоколам давали имена и прозвища.

Слайд с изображением огромного колокола 

Как вы думаете какого он размеров?  Что может туда поместиться?

Называют его Царь-колокол.

Дети, а кто знает, кто такой царь? Кем был царь в тридевятом царстве? (ответы детей).

Да, это самый главный в царстве человек. Так и Царь-колокол был самым главным колоколом. Мы с вами были на экскурсии в Сергиевской слободке и видели колокольню, любовались колокольным звоном.

Слайды с экскурсии по Сергиевской слободке (колокольня, храмы)

Помните, какой красивый, громкий звон мы слышали, а ведь колокола на колокольне совсем не большие. Представляете, какой громкий звук был у царь-колокола.

В чем же загадка колокола? Откуда в нем, столько чудесных сил.

Колокол – это предмет церковный. И прежде, чем поднять его на колокольню, колокол всегда освящался священником, то есть ему испрашивалось Божие благословение и сила.

Посмотрите, ребята на слайд. Что здесь изображено? (ответы детей).

На что похожа колокольня? Она похожа на свечу, а колокол в ней как огонь-пламя.

Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него. Сейчас мы это проверим. Выходите, ребята ко мне.

Игра «Веселые колокольчики» 

Дети стоят в кругу, с колокольчиками лицом к кругу. Под звон колокольчиков дети идут по кругу, по удару в «било» дети останавливаются, колокольчики не звенят. Игра повторяется 3-5 раз.

Ребята, садитесь на свои места. Теперь давайте послушаем настоящий колокольный звон. Колокольный звон является неотъемлемой частью Православного Богослужения. Звоном верующие созываются на службу, узнают о времени совершения особенно важных моментов Богослужения, если не присутствуют в храме. Звон выражает торжество Церкви. По звону можно определить значимость праздника.

Набат- оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол. (Слушание)

Благовест — это один из более древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения или оповещает о начале важного момента в церковной службе. Благовест осуществляется мерными ударами в один колокол, который и называется благовестником. Послушайте, пожалуйста, колокольный звон- Благовест. (Слушание Благовеста)

Трезвон — это радостный звон во все (или почти все) колокола звонницы. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество.

(Слушание Трезвона).

Ребята, хотите создать свой колокол (ответы детей)

Творческое рисование «Создай свой колокол» (предлагается всем одинаковые трафареты колоколов, фломастеры, карандаши, восковые мелки, пастель и т.д.) Дети создают свои колокола в разной техники и разными средствами.

 Рефлексивно-оценочная часть

Посмотрите какие разные, красивые, не похожие друг на друга получились у вас колокола.

Ребята, что нового Вы узнали сегодня?

 Какое задание или игра вам больше запомнилась, понравилась?

 О чем бы вы хотели рассказать родителям?

Ресурсный круг. «Доброе слово друзьям»

IV Список литературы:

Абрамова А. Введение в традицию. М.: Никея,2014

Кузьмин И. А. Истоковедение. М.: «Истоки», 2014

Куломзина С. Православная Церковь. История Церкви в рассказах для детей и взрослых.М.,2011

C:\Users\user1\Desktop\садик фото 8 марта\103\DSCN1012 - копия.JPGC:\Users\user1\Desktop\садик фото 8 марта\103\DSCN1011.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание» « Путешествие в прошлое предмета» (счётные устройства) ( подготовительная логопедическая группа)

познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную...

Конспект Совместной деятельности детей, родителей и воспитателя по обобщению знаний о предметах прошлого и настоящего в форме КВН «От кареты до ракеты»

Данный материал поможет организовать интересный и позновательный досуг взрослых и детей  и закрепить знания о техническом прогрессе...

Непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с предметами прошлого и настоящего «История фотографии»

Познакомить детей с историей создания фотографии и ее развития. Активизировать познавательную деятельность детей, подвести к пониманию того, что человек стремился с помощью фотографии ориентироваться ...

Презентация "Путешествие в прошлое предметов"

Формирование представлений об истории создания предметного мира....

Статья "Музей – хранилище памяти прошлого"

Статья о значении музея в воспитании детей....

Музей-хранилище предметов прошлого

Материал для воспитателей...