Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с прошлым предметов «История куклы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лепская Юлия Михайловна

На занятии дети знакомятся с историей возникновения и изменения куклы, в конце занятия изготавливают куклу из ниток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в прошлое куклы136.09 КБ

Предварительный просмотр:

Лепская Юлия Михайловна

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с прошлым предметов «История куклы»

(1,Дыбина О.В. «Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников, М.:Сфера, 2014

2.http://www.rukukla.ru/article/trya/martini4ki.htm)

Тихо входит синий вечер

В комнату мою,

Спите, куклы-человечки,

Баюшки-баю.

Понимаете вы сами,

Как я устаю.

Целый день вожусь я с вами,

Баюшки-баю

Уложу вас всех в кроватку,

Песню вам спою.

Спите, детки, сладко-сладко,

Баюшки-баю.

Уложила, укачала

Кукол всю семью,

И сама я задремала,

Баюшки-баю.


Цель. Познакомить детей с историей создания куклы, с ее развитием;

активизировать   познавательную   деятельность;   воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: Разные куклы, иллюстрации с изображением кукол разных

видов, макеты жилища (пещера, деревянный дом, многоэтажный дом), нитки, ножницы.

Ход занятия.

Звучит музыка, дети входят с педагогом, становятся в круг.

- Ребята, сегодня мы узнаем историю одного предмета. Чтобы узнать, что это

за предмет, нужно отгадать загадку, которую приготовила Эля:

Есть ноги, но не ходит,

Есть рот, но не говорит,

Доставляет детям радость.

Но сама радоваться не может,

(Кукла)

- Да, это кукла. Посмотрите, вот она. Хотите узнать, как она появилась? Тогда занимайте свои места, присаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в прошлое.

(звучит музыка, дети садятся за столы). Макет жилища в древности - пещера.

-        Ребята,  мы оказались в прошлом. Как вы думаете, были тогда куклы? Чем
играли маленькие дети? (камешками, палочками) Однажды человек увидел,
что ребенок играет с палочкой - качает ее, кормит и тогда, он сделал
деревянную куклу, но у нее не было ни ног, ни рук.
(показ картинки)

-Как вы думаете, интересно играть такой куклой? Дети отвечают па вопросы.

-        Да, она совсем не похожа на современную куклу. У нее нет ни рук, ни ног, она
некрасочная.

Макет деревянного дома

Прошло время, и человек и придумал другую (показ картинки соломенной куклы). Посмотрите

внимательно, из чего сделана эта кукла?

-        Это кукла из соломы.

Интересные куклы получались из соломы. Назывались они "стригушками". Давайте еще раз повторим название (стригушки). Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали из жгута соломы, свивали ручки, украшали передником, повязывали ярким платком.

-        Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему? (Интересно, но
она непрочная.)

-        Да, она легко ломается, ее нельзя одеть, раздеть.

Прошло много лет, и человек придумал другую куклу (показ глиняной игрушки).

-        Из чего она сделана? Как украшена кукла?

-        если кукла сделана из глины, то какая она?   Это - глиняная кукла.
Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее
в воде, можно что-то вылепить. Что, например?

Дети отвечают на вопрос.

-        Правильно,  различную  посуду,  сосуды,  а для  игры любимым детям
взрослые лепили кукол и раскрашивали их. Они стали яркие и красивые.
Эти куклы сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для
украшения.

-        Глиняной куклой удобно, интересно играть? Почему?
Дети отвечают на вопросы.

-        А встретить этих кукол можно в веселой стране Кукляндии, Давайте
превратимся в веселых кукол и исполним танец.

Физкультурная минутка(песня «Кукляндия»)

Прошло много лет, и человек придумал другую куклу. Знаете какую? Я сейчас вам расскажу, проходите на места, усаживайтесь удобнее. (показ тряпичной куклы),

  • Потрогайте ее, какая эта кукла?
  • Из чего сделана эта кукла? Правильно из ткани. А как вы думаете, если
    она сделана из ткани, то, как она называется? Правильно, тканевая, потому
    что сделана из ткани.
  • Человек научился делать ткань, шить себе одежду, а для детей - кукол.

- Ребята, может быть, вы сами догадаетесь, как шили тряпичную куклу? Дети отвечают на вопрос

-        Молодцы! Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и
украшали.

-        Интересно, удобно ли было играть такой куклой?

-        Тряпичная кукла быстро пачкалась, ее нельзя раздеть, одеть,
Макет современного дома

А много лет спустя человек сделал вот такую куклу. Посмотрите, потрогайте из

чего сделана она?

Дети отвечают на вопрос.

-        С ней интереснее стало играть? Да, у нее поворачивается голова, двигаются
ручки, ножки, у нее много одежды,

-        Как можно играть с куклами?

-        Их можно купать, расчесывать, одевать, раздевать,

-        А теперь давайте пройдем в кукольный уголок,  и вы расскажете и
покажете, как можно играть с куклой. Будем делать это по очереди. Сначала
называем какое то одно действие, затем его показываем и передаем куклу
другому ребенку
(например, куклу можно кормить...)

-        Вам понравилась игра? Я в детстве тоже очень любила играть куклами!

-        Ребята, я хочу вас пригласить в мастерскую игрушек. Усаживайтесь за
столы.

-        Давайте вспомним, каких кукол делали мастера в разные времена. Я
показываю карточку (
из дидактической игры), а вы отвечаете какая это
кукла,

  • Ребята, наша игра «Собери цепочку» опять пополняется, теперь у нас есть
    еще история куклы. После занятия мы поиграем в нее.
  • А еще кукол делают из ниток (показ куклы из ниток). Таких кукол делают
    дети в Болгарии и дарят их друг другу. Она называется Мартиничка.

-        Давайте и мы с вами попробуем сделать куколку, а я научу вас как.

Объяснение, показ (приложение 1.)

-        Молодцы, какие красивые куклы у вас получились!

Вы сегодня узнали много об истории куклы и сами пробовали делать куклу.

  • Вам понравилось?
  • Я вами тоже очень довольна!
    Оценка детей