Проект "Космос" с детьми средней группы. Составитель: Воспитатель Селиванова Галина Романовна
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Проект "Космос" с детьми средней группы. Актуальность проекта:  Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида №103 г. Томска

Проект «Космос»

Выполнила:

Селиванова Галина Романовна,

воспитатель

Томск, 2014г.

Проект «Космос»

Цель: углубление знаний детей о космосе.

Задачи:

 - продолжать создавать условия для формирования представлений у детей о космосе, этапах его освоения;

- формировать условия для расширения знаний детей о полете первого космонавта в космос;

- создать условия для формирования первоначальных сведений о планетах солнечной системы;

- формировать условия для воспитания уважения к профессии космонавта, чувства патриотизма;

- ввести понятия «спутники», «кометы», «планеты»;

- обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Луна, Солнечная система;

-  продолжать создавать условия для формирования развития познавательных процессов.

Актуальность:  Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает.

Планируемые результаты:

Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной и мировой космонавтики. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.

Типология проекта:

По доминирующей в проекте деятельности – информационно-практико-ориентированный.

По предметно-содержательной области – открытый, детско-взрослый, групповой; фронтальный, краткосрочный, ребенок среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «заказчик» проекта.

По характеру координации проекта – детско-взрослый.

По количеству участников – дети средней группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников (примерно 50 человек).

По продолжительности – практико-ориентированный, краткосрочный (2 – 3 недели).

Работа с родителями: Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков о космосе.

Работа с воспитателями и музыкальным руководителем: Выбор ведущих, выбор музыкального сопровождения, выбор методических пособий, помощь в реализации проекта

План реализации проекта:

  1. Подготовительный этап.
  1. Вхождение в проблему проекта (Модель трех вопросов).

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как узнать?

Люди летают в космос.

Что такое космос?

Спросить у воспитателя.

Там есть планеты.

Что такое звезды? Какие они?

Узнать из компьютера.

В космосе есть звезды.

Как называется планета с кольцами?

Прочитать в энциклопедии.

В космосе есть луна.

Что такое планета?

Прочитать в книге.

В космосе живут инопланетяне.

Кто живет в космосе?

Узнать из телепередач.

В космос летают на ракете.

Что такое луна?

Узнать из фильмов (дисков).

Что такое планеты, какие они?

Прочитать в книге «Планеты».

Кто первым полетел в космос?

Спросить у взрослых (родителей).

Почему люди летают в космос?

Узнать из мультиков.

  1. Информация для родителей в информационном стенде «Космическое путешествие»:
  • Тема, цель, задачи проекта, актуальность.
  • Помощь – подбор информационного материала по теме «Космос».
  • Задание – вместе с ребенком сконструировать из бумаги космический корабль.
  1. Выставка поделок на тему «Неизвестный космос».
  2. Создание альбома с иллюстрациями и стихотворениями о космосе.
  1. Практический этап.

Работа проводиться в течение 2-3 недель.

  1. ННОД: аппликация и нетрадиционное рисование в технике мелки + акварель «Полёт в космос».
  2. ННОД: рисование в технике свечка + гуашь «Дорога к звёздам».
  3. ННОД: развитие речи «Профессия - космонавт».
  4. Чтение документального рассказа «Первый в космосе» В. Бороздин.
  5. Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, космическим телам (Занимательный атлас: наука и открытия, изобретения; Энциклопедия дошкольника).
  6. Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!».
  7. Беседа – общение «Герои космоса!».
  8. Организация выставки раскрасок детей: «Разноцветный мир космоса!».
  9. Просмотр мультимедийной презентации о космосе и космических кораблях, космонавтах.

Познавательное развитие:

Рассматривание иллюстраций о космосе в книгах и энциклопедиях.

Рассказ воспитателя о космосе, о первом космонавте планеты Земля.

Беседа «Первый полет в космос», «Каким должен быть космонавт»

Беседа «Что делает космонавт, чтобы быть здоровым»

Чтение детской литературы.

Речевое развитие:

Заучивание наизусть стихотворений.

Отгадывание загадок о космосе.

Дидактические игры: «Летает, плавает, ездит», «Космос» (просмотр слайдов).

Художественно-эстетическое развитие:

Конструирование плоскостное и из деталей крупного и мелкого конструктора («Ракета», «Космодром»).

Рисование «Ракета», «Инопланетяне».

Аппликация: с использованием природного материала (крупы) «Солнышко»,

коллективная «Планета инопланетян»

Лепка «Тарелка инопланетянина».

Социально - коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос»

Детские досуг «Путешествие по неизведанным планетам»

Физическое развитие:

«Космическая» утренняя гимнастика.

«Космические» физминутки.

  1. Заключительный этап.
  1.  Итоговая беседа – дискуссия.
  1. Оформление космического уголка в группе.
  2. Отзывы родителей о проекте.
  3. Презентация проекта на родительском собрании.
  4. Создание фотоальбома «Путешествие в космос».
  1. Результаты проекта.
  • У детей систематизировались имеющиеся знания о космосе, как отечественной так и мировой.
  • У детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности.
  1. Используемая литература.
  1. Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»
  2. Научно – познавательная литература, серия «Огромный мир», «Космос»
  3. Энциклопедия «Открой мир вокруг себя», «Путешествие в космос»
  4. Географический атлас «Мир и человек»
  5. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка»
  6. Н. Н. Молофеева «Энциклопедия дошкольника»

Авторская рефлексивная оценка

 Идея создания проекта о космосе возникла у меня случайно. В преддверии Дня космонавтики я решила поговорить с детьми о космосе (планетах, звёздах, о людях которые летали в космос). Столкнулась с такой проблемой – некоторые дети не знают имени первого космонавта, название планет. Я начала рассказывать, показывать и читать о космосе, тайнах и загадках вселенной. Сделала из папье-маше макет солнечной системы (планеты и солнце), с детьми рисовали, лепили, смотрели презентации по теме, читали и рассматривали энциклопедии. Я видела, что детям это интересно, они увлекались и делились своими эмоциями с родителями. Благодаря этому проекту у детей систематизировались имеющиеся знания о космосе, обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности.

Подборка используемого материала

Загадки:

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится.

(луноход)

Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.

(Солнце)

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

(Космонавт)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски…

(Космонавт)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (Ракета)

Чудо-птица – алый хвост

Прилетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную … (Ракета.)

Рассыпалось ночью зерно,

А утром – нет ничего. (Звезды.)

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете –

На орбите как назло

Появилось … (НЛО)

Подборка стихотворений:

Юрий Гагарин

В. Степанов

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель

***

Летит корабль.

В. Орлов

Летит в космической дали

Стальной корабль

Вокруг Земли.

И хоть малы его окошки,

Все видно в них

Как на ладошке:

Степной простор,

Морской прибой,

А может быть

И нас с тобой!

***

Ракета

Григоре Виеру

Вот так pадyга на небе -

Шёлковый yзоp!

Hy и pадyга на небе,

Как цветной ковёp!

А над pадyгой - pакета

Взмыла к небесам.

Физминутки:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь!

Мы летим к другим планетам

Объявляем всем об этом

Весь игрушечный народ

С нами просится в полет

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь

И с Большой Медведицей

В синем небе встретиться!


Дидактические игры и упражнения:

«Звездный путь» и «Разрезные картинки»: на закрепление полученных знаний.  Настольно-печатные игры «Расставьте по порядку» и «Подбери по силуэту»: на развитие умения «читать» схемы, на развитие логического мышления «Найди лишнее»: на развитие логического мышления (анализ и синтез); развитие умения проводить классификацию, объединять предметы по какому – либо основному, существенному, признаку; развитие памяти «Укрась слово»: на развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса «Дверная скважина»: на развитие зрительной памяти и пространственного мышления.

«Звук потерялся»: на развитие внимания, фонематического слуха, «Разведчики»: на развитие наблюдательности, коммуникативности и организаторских способностей.

 «Что изменилось?»: на тренировку наблюдательности, развитие зрительной памяти.

 Дидактические упражнения «Потому что…» и «Составление рассказа». «Наш космический корабль отправляется в полёт, потому что…», «На космическом корабле объявлена тревога, потому что…», «Космический корабль совершил посадку на неизвестной планете, потому что…»: на развитие устной речи и воображения. Интеллектуальный поединок «Кроссворд «Солнечная система»: на закрепление полученных знаний.

Сюжетно-ролевые игры: «Приготовление космического обеда», «Космонавты», «Лётчики», «Поликлиника для космонавтов».

Музыкальное развитие и сопровождение:

«Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича), «Марш юных космонавтов» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), «Разноцветная планета» (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой), «Марш космонавтов» (муз. А. Рыбникова),  «Знаете, каким он парнем был …» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова),  «Я – Земля!» (муз. В. Мурадели, сл. Е. Долматовского), «Земля в иллюминаторе» (муз. В. Мигули, сл. А. Поперечного),  «Капитаны межпланетных кораблей» (муз. Э. Колмановского, сл. Н. Добронравова и С. Гребенникова).

Физ. минутки, упражнения и эстафеты:

«Невесомость», «Космическая мода», «Не потеряйся в космосе», «Полет на ракете».

Динамическая пауза «Космонавты».

Упражнение: «Внимание, космонавты!», «Звездочёт», «Созвездие», «Хвостики» (по типу «Ловишек») «Космические жмурки» (по типу «Жмурок».

 Игра-речевка: «В космонавты держим путь», «Партнеры».

Чтение:

К. Булычёв «Тайна третьей планеты», В. Медведев «Звездолёт».  В. Кащенко «Найди созвездия», В. Бороздин «Первый в космосе», В. Бороздин «Звездолётчики»,  П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», А. Леонов «Шаги над планетой Байконур – Вселенная», сборник стихотворений «Венок Гагарину», сборник стихотворений «Гагарин Ю.А. Дорога в космос», Гагарина А. Т. «Память сердца», Нагибин Ю. М. «Рассказы о Гагарине», «Космос» сборник стихотворений, Н. Носов «Незнайка на Луне».

Весь материал использовался при проведении краткосрочного проекта «Космос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социализация» по теме: «Путешествие в страну Добрых дел» (средняя группа). Подготовила: воспитатель Постолова Галина Борисовна

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств является одним из направлений в работе детского сада. Овладение правилами поведения способствует образованию у ребёнка первых нравственн...

Программа и тематическое планирование работы экологического кружка «Росток» в подготовительной группе. Разработала: воспитатель Селезнева Галина Алексеевна

Программа по экологическому воспитанию детей подготовительной группы направлена на  ознакомление и закрепление знаний детей о природе родного края, привитие  детям любви к родной природе. К ...

Художественно-творческая деятельность воспитателя с детьми средней группы. Лепка "Украсим ёлочку к празднику". Выполнила воспитатель ГБДОУ д/сад №34 Красногвардейского района СПб.

Цель: развивать замысел и творческое воображение.Задачи:1. Продолжаем учить детей отсщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать их круговыми движениями в шарики.2. Закреплять умение расплющиват...

Рабочая программа по организации деятельности в младшей группе Составитель: воспитатель Н.Г.Ивлева г. Пролетарск 2019г.

Рабочая Программа по организации деятельности в младшей группе обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей....

В помощь воспитателям Практикум для родителей с детьми средней группы Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

познакомить родителей  дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...

Сценарный план образовательной деятельности с детьми средней группы «Фантазёры» Воспитатель : Назарян Р.А.

Тема: «Составление описательного рассказа о маме» Цель: Составить описательный рассказ о маме....