Развивающая среда ДОУ как условие формирования экологических представлений у дошкольников старшего возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения: организации (предметно-пространственная, духовная);  осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая);  содержания (программы, методы, формы работы).

Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной с тем, чтобы ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога .  

Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка.

Согласно исследованиям С.Н. Николаевой, экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей .

Правильно организованная среда в зоне природы позволит детям дошкольного возраста: познать неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; обеспечить морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; увидеть появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; познать специфику живого организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; познать многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребёнка) возможна только при соблюдении ряда принципов построения развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmestit.docx16.72 КБ
Файл razmestit.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

  Развивающая среда ДОУ как условие  формирования экологических представлений старших дошкольников

Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения: организации (предметно-пространственная, духовная);  осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая);  содержания (программы, методы, формы работы).

Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной с тем, чтобы ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога .  

Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка.

Согласно исследованиям С.Н. Николаевой, экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей .

Правильно организованная среда в зоне природы позволит детям дошкольного возраста: познать неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; обеспечить морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; увидеть появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; познать специфику живого организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; познать многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребёнка) возможна только при соблюдении ряда принципов построения развивающей среды.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» представлены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»  формулируют принципы построения предметно – развивающей среды :

  • Принцип   дистанции, позиции при взаимодействии.
  • Принцип    активности, самостоятельности, творчества. 
  • Принцип     стабильности - динамичности развивающей среды. 
  • Принцип    комплексирования и гибкого зонирования. 
  • Принцип   эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. 
  • Принцип   сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды. 
  • Принцип   открытости-закрытости представлен в нескольких аспектах:
  • Открытость природе. Единство человека и природы. 
  • Открытость своего «Я». 
  • Принцип           учёта половых и возрастных различий детей. 

В исследованиях подчеркивается, что развивающей средой является та, в которой ребёнок может активно действовать, поэтому при ее создании учитываются возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

Организация развивающей среды является одним из условий решения задач экологического образования дошкольников. В своих исследованиях Ивченко Т.А., Никонова Н.О., Римашевская Л.С.  пишут, что экологически развивающая среда ДОУ должна способствовать: познавательному развитию ребёнка; эколого - эстетическому развитию; оздоровлению ребёнка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения; экологизации  различных видов детской деятельности .

В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как «Уголок природы», «Лаборатория природы», «Комната природы» и др. Мы рассмотрим самые основные.

Уголок природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения. Ухаживать за животными растениями в течение всего года. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы. При подборе обитателей уголка природы П.Г. Саморукова  рекомендует соблюдать ряд требований :

Растения и животные должны быть типичными, внешне яркими, привлекательными, абсолютно безопасными для здоровья детей.

Уголок природы - место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям. Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования. П.Г. Саморукова указывала, что главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям.



Предварительный просмотр:

  Развивающая среда ДОУ как условие  формирования экологических представлений старших дошкольников

Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения: организации (предметно-пространственная, духовная);  осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая);  содержания (программы, методы, формы работы).

Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной с тем, чтобы ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога .  

Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка.

Согласно исследованиям С.Н. Николаевой, экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей .

Правильно организованная среда в зоне природы позволит детям дошкольного возраста: познать неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; обеспечить морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; увидеть появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; познать специфику живого организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; познать многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребёнка) возможна только при соблюдении ряда принципов построения развивающей среды.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» представлены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»  формулируют принципы построения предметно – развивающей среды :

  • Принцип   дистанции, позиции при взаимодействии.
  • Принцип    активности, самостоятельности, творчества. 
  • Принцип     стабильности - динамичности развивающей среды. 
  • Принцип    комплексирования и гибкого зонирования. 
  • Принцип   эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. 
  • Принцип   сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды. 
  • Принцип   открытости-закрытости представлен в нескольких аспектах:
  • Открытость природе. Единство человека и природы. 
  • Открытость своего «Я». 
  • Принцип           учёта половых и возрастных различий детей. 

В исследованиях подчеркивается, что развивающей средой является та, в которой ребёнок может активно действовать, поэтому при ее создании учитываются возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

Организация развивающей среды является одним из условий решения задач экологического образования дошкольников. В своих исследованиях Ивченко Т.А., Никонова Н.О., Римашевская Л.С.  пишут, что экологически развивающая среда ДОУ должна способствовать: познавательному развитию ребёнка; эколого - эстетическому развитию; оздоровлению ребёнка; формированию нравственных качеств; формированию экологически грамотного поведения; экологизации  различных видов детской деятельности .

В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как «Уголок природы», «Лаборатория природы», «Комната природы» и др. Мы рассмотрим самые основные.

Уголок природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения. Ухаживать за животными растениями в течение всего года. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы. При подборе обитателей уголка природы П.Г. Саморукова  рекомендует соблюдать ряд требований :

Растения и животные должны быть типичными, внешне яркими, привлекательными, абсолютно безопасными для здоровья детей.

Уголок природы - место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям. Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования. П.Г. Саморукова указывала, что главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста.  На успешность обучения дошкольников  математическим началам    влияет не только содержа...

Консультация для воспитателей «Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Консультация для воспитателей  «Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»...

«Математика вокруг нас: использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать...