Программа экологического кружка "Фантазёры"
рабочая программа по окружающему миру по теме

Банщикова Марина Станиславна

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kruzhok.docx94.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение

 детский сад «Буратино» с. Чунояр

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по экологическому воспитанию

КРУЖОК  « Фантазёры»

 

 C:\Users\Александр\Desktop\обои\a00672ac-6bac-4eda-bdca-985036f30e10.jpg

                                       

        

Возраст детей: от 3 – 7 лет

Срок реализации:4   год

 Составитель: Банщикова Марина Станиславна

 воспитатель     первой

квалификационной категории

Пояснительная записка

Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

  1. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
  2. Программно - методическое обеспечение.

Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В мире природы» являются Федеральные государственные образовательные стандарты  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и  парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».

  1. Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.

  1. Задачи экологического кружка «В мире природы»:
  • Подвести к осознанному пониманию ценности природы,  что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  • Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
  • Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
  • Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
  • Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
  • Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями,  цветника (поливка, рыхление).
  • Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
  1. Основные направления экологического кружка «В мире природы».
  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
        Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
        Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
        Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
        Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
        Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
        Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

  1. Организация деятельности  и режим экологического кружка:

 Кружок проводится  1 раз в неделю – понедельник, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.00 – 15.20 продолжительностью  20 минут.

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

  1. Методы, используемые для реализации работы кружка:

игровые ситуации;
  наблюдение,
  беседа,
  исследовательская деятельность,
  экспериментальная деятельность,

В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…

  1. Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:       

 В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Содержание программы

Рассмотрев и проанализировав программы экологического воспитания, выделила  основные задачи в каждой возрастной группе. Вот эти задачи:

Младшая группа (3-4 года)

-Формировать у детей представления о растениях, животных, о человеке.

-Учить различать по внешним признакам и называть домашних, диких животных, насекомых, растения.

-Формировать элементарные представления о состоянии погоды, знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года.

-Знакомить детей с трудом человека в природе.

-Включать детей в посильную деятельность по уходу за растениями и животными уголка природы.

-Воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.

-Воспитывать любопытство, любознательность, эстетическое восприятие.

Средняя группа (4-5 лет)

-Расширить представления детей о многообразии природных явлений.

-Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

-Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды.

-Расширить представления о животных, их детенышах.

-Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов – двигаются, питаются, дышат, растут.

-Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, рыб, птиц…)

-Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за растениями, животными, цветника, огорода (поливка, рыхление, посадка, размножение растений, кормление рыб и животных…).

-Воспитывать любознательность по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.

-Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).

Старшая группа (5-6 лет)

-Конкретизировать имеющиеся у детей представления о природе, показывать многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы, систематизировать и обобщать их.

-Систематизировать представления о временах года и частях суток.

-Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

-Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов в ц. Науки и природы”.

-Расширять и уточнять представления о растениях, животных и человеке – многообразие внешнего строения, основные жизненные функции, строение органов и их функции.

-Обогащать представления детей о потребностях конкретных растений, животных и людей в условиях среды, о различных средах обитания и их основных факторах (климатические зоны).

-Дать представление о росте и развитии живых существ.

-Дать представление о стадиях роста и развития знакомых растений.

-Расширять знания детей о природе с учетом их интересов, в доступной форме знакомить с космосом, звездами, луной, солнцем.

-Воспитывать элементы экологического сознания – о роли человека в природе – о сохранении и охране природы, о правилах поведения в ней.

-Поощрять стремления детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации.

-Поощрять стремления детей делиться впечатлениями об окружающем мире (телепередачи, экскурсии, путешествия).

Подготовительная группа (6-7 лет)

-Систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе.

-Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

-Обобщать и систематизировать знания детей о животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные.

-Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных.

-Знакомить детей с нашей планетой и солнечной системой (земной шар, материки, полюса, Солнце, планеты, кометы…)

-Формировать представления о взаимосвязи в природе – пищевые цепочки…

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности – отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в рисовании, лепке и аппликации.

-Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

На их основе был разработан тематический план работы кружка «фантазёры», программа которого рассчитана на четыре года обучения и построен в соответствии с возрастными, индивидуальными  особенностями детей.

Занятия экологического кружка проводятся один раз в неделю, чаще всего во вторую половину дня, когда дети занимаются свободной или совместной с воспитателем деятельностью.

Основными методами работы были выбраны:

•  экскурсия,

•  наблюдение,

•  беседа,

•  исследовательская деятельность,

•  экспериментальная деятельность,

•  работа с энциклопедической литературой.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Экологическая лаборатория»

 

Здесь представлены:

наборы для исследования:

-          микроскопы,

-          увеличительные стекла,

-          пробирки,

-          сыпучие продукты (крупа, опилки, стружка, песок, земля, пенопласт…)

Центр

«Песка и воды»

Здесь в наличии:

-          две большие ванны (одна для песка, другая для воды),

-          различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки;

-          воронки;

-          спринцовки;

-          природный материал (шишки, камни, куски древесины)

-          металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы,

-          игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…),

-          экологические зоны «Пруд», «Пустыня», «Лес», «Антарктида» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

центр

«Огород на подоконнике»

В группе оборудованы:

-          уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями; подписаны)

-          мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; для выгонки растений в раннее весеннее время)

-          уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

центр

центр «Искусство»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами;

-В центре «Искусство» детям предложены различные материалы:

•         для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…),

•         для лепки (пластилин, глина, соленое тесто),

•         для аппликации (ц/бумага, ткань, клей, ножницы, трафареты…).

-Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Опытный участок»

Центр организован на территории детского сада в специально отведенном огороженном месте.

Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

 

Тематический план.

В тематический план экологического кружка «Фантазёры» входят четыре раздела. Первый раздел – основная тема месяца, второй – познавательные и речевые задачи, третий – формы работы, четвертый – презентация результатов работы над темой.

Младший возраст:

месяц,

основная тема

основные задачи раздела

формы работы

презентация

Октябрь

«ДАРЫ ОСЕНИ»

ПЗ: Сформировать у детей представления об овощах и фруктах.

РЗ: Обогащение пассивного словаря (название овощей и фруктов, прилагательные обозначающие качества – цвет, размер), классификация овощей и фруктов.

*Беседа с детьми о дарах осени – овощи, фрукты.

* Дидактические игры:

«Угадай по вкусу»,

«Угадай по запаху», «Лото. Парочки»

ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ:

Лепка «Картошечка»,

Рисование «Солим помидоры».

Ноябрь

«Я – ЧЕЛОВЕК»

Пз: Сформировать у детей представления о человеке.

РЗ: Закрепление названий частей тела человека, называние действий (глаголы).

*Рассматривание иллюстраций о человеке (дети, взрослые).

*Беседы по темам «Кто я?» (имя, пол, возраст), «Части тела» (руки – поднять, опустить, работать, лепить, рисовать, держать)

«Ноги» (ходить, стоять, бегать, топать, пинать)

«Мое лицо» (глаза, нос, рот, брови, ресницы …)

Кукла – самоделка

«ЧЕЛОВЕК» (работа с родителями)

Декабрь - Январь

«ЖИВОТНЫЕ»

ПЗ: Сформировать у детей представления о животных.

Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.

РЗ: Закрепление названий частей тела животных, названия детенышей.

*Беседы с использование иллюстраций и игрушек по теме «Животные и их детеныши».

Чтение народных сказок о животных «Заюшкина избушка», «Сказка о глупом мышонке»…

Игра – театрализация «Заюшкина избушка»

ФОТОВЫСТАВКА «МОЙ ДОМАШНИЙ ДРУГ»

Февраль

«ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

ПЗ: Включать детей в посильную деятельность по уходу за растениями.

РЗ: Обогащение словаря (названия растений, части растений)

Экспериментирование в центре «Огород на подоконнике (правила пользования лопаткой, лейкой) *Посадочные работы:

лук.

травы для кошки МУСЬКИ.

* «ПЕРВЫЙ УРОЖАЙ» (наблюдение за луком)

Выставка изготовленных совместно с родителями работ «ЧИПОЛИНО – мальчик лук».

 

 

Март

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

ПЗ: Познакомить детей с правилами и приемами ухода за комнатными растениями.

РЗ: Обогащение словаря детей за счет названий растений и их частей.

1.Знакомство с комнатными растениями.

2.Протирка комнатных растений

3. Полив комнатных растений

Презентация домашнего задания о комнатном растении «ЦВЕТОК И ЕГО ОПИСАНИЕ»

Апрель

«АКВАРИУМ»

ПЗ: Познакомить детей с аквариумным миром, учить уходу за его обитателями.

РЗ: Учить детей поддерживать беседу.

Знакомство с аквариумом «Наш аквариум».

*Работа с иллюстрациями о обитателях аквариума «Золотая рыбка».

*Экскурсия в зоомагазин.

Презентация альбома «В гости к рубкам» (фото)

Май

«ВЕСНА – КРАСНА»

 

ПЗ: Формировать элементарные представления о весне, ее особенностях.

РЗ: Активизировать словарь детей в соответствии с темой «Весна»; заучивание стихов, потешек, закличек

*Наблюдение за насекомыми в природе.

стенд «Здравствуй весна»

Экскурсия «Путешествие в весенний лес» (фото + высказывания и комментарии детей)

 

Средний возраст:

месяц

разделы

основные задачи раздела

формы работы

презентация

Сентябрь «В саду ли в огороде…»

ПЗ: Закрепить представления о фруктах и овощах.

Учить обобщать и классифицировать.

РЗ: Обогащение словаря за счет описательных прилагательных

* Дидактические игры,

*Экскурсия в огород,

*Работа на «Опытном» участке.

*Приготовление салатов из овощей и фруктов.

Фотовыставка «Овощи. Фрукты»

Октябрь

«В лес по грибы»

ПЗ: Познакомить с внешним видом, пользой и вредом грибов.

РЗ: Учить образованию названий грибов от названий деревьев и мест их произрастания

* Экскурсия в лес,

*Рассматривание муляжей грибов,

*Лепка «Грибы»,

* чтение рассказов и сказок «Под грибом» В.Сутеев, «Война грибов».

Коллективная работа – коллаж «На лесной опушке…»

Ноябрь

«Точка, точка, запятая…»

ПЗ: Познакомить со схемой внешнего строения тела человека.

Дать представления об органах чувств человека (слух, зрение, обоняние, осязание, тактильные навыки)

РЗ: Учить правильно, называть части тела человека. Развивать слуховое внимание – неречевые звуки.

* Работа с энциклопедической литературой «Моя первая энциклопедия о человеке», «Кто я, какой я?» и т.д.

*Рисование «Человек».

*Наблюдение за людьми на прогулке,

* Рассматривание своего изображения в зеркале,

* Разучивание стихов, потешек, физминуток по теме.

Автопортрет в полный рост (совместная работа с родителями)

Декабрь «Зимние забавы»

 

ПЗ: Дать дошкольникам представления о здоровом образе жизни.

Развивать гигиенические навыки, навыки самообслуживания.

Познакомить детей с различными видами зимнего спорта.

РЗ: Разучивание «слов» для подвижных игр.

*Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций по теме,

*Разучивание подвижных игр с детьми,

*Знакомство с зимними видами спорта – лыжи, сани.

Фотовыставка «Мы здоровыми растем»

Январь «Сказки о животных»

ПЗ: Познакомить детей с русскими народными сказками о животных.

РЗ: Развитие связной речи средствами пересказа и театрализации сказок о животных.

* чтение и пересказ сказок о животных,

*составление рассказов описаний,

*игры – театрализации по сказкам,

*рассматривание иллюстраций к сказкам.

Выставка детских работ «В гостях у сказки».

Февраль «Летают, бегают, плавают»

ПЗ: Познакомить с многообразием животного мира, средой их обитания и особенностями строения.

РЗ: Развитие связной речи средствами рассказа с использованием схем.

* Экскурсии в зимний лес,

* Изучение следов на снегу,

*Наблюдение за птицами на участке,

* Наблюдение за обитателями аквариума.

 

Авторские книжки – малышки о животных, рубах, птицах родного края (совместная работа с родителями)

Март «Аленький цветочек»

ПЗ: Познакомить детей с многообразием цветущих растений.

РЗ: Обогащение словаря за счет существительных – названий цветов.

*Работа с энциклопедисткой литературой, «красной книгой Сибири»,

* Рисование с применением различных материалов,

*Изучение гербариев цветущих растений.

*посев семян цветов для рассады.

*наблюдение за рассадой.

Выставка детских работ «Цветы»

Апрель «Деревья»

ПЗ: Познакомить со строением дерева, его основными частями.

Познакомить с понятием «Пейзаж»

РЗ: Обогащение словаря – названия деревьев, его частей.

Разучивание стихотворения «Пейзаж»

*Экскурсия в парк, ботанический сад,

* Рассматривание пейзажей известных художников,

*Лепка, рисование «Дерево»,

*Работа с энциклопедической литературой.

Макет «Лес» с применением природных материалов – коллективная работа.

Май «Бабочки»

ПЗ: Дать представление о многообразии мира насекомых, их внешним видом., строением их тела.

РЗ: Обогащение словаря за счет описательных прилагательных.

*Наблюдение в природе за насекомыми,

*Работа с энциклопедической литературой,

* Рисование различными способами «Бабочки»

*Конструирование из бумаги по типу оригами.

Выставка детских работ «Бабочки»

 

Старший возраст:

месяц

разделы

основные задачи раздела

формы работы

презентация

октябрь

«Огородники»

 

ПЗ: Дать представления о стадиях роста некоторых растений.

Познакомить с приемами работы различными инструментами.

РЗ: Развитие связной речи – составление предложений о предметах труда и действиях с ними.

*Работа на опытном участке,

*экскурсия в огород,

*составление рассказов из личного опыта «Как я помогал на даче…».

Чтение рассказа Н.Носова «Огурцы»

Выставка газет с рассказами детей «Огородники».

Октябрь «Унылая пора, очей очарованье…»

ПЗ: Закрепить основные признаки временных изменений в природе.

РЗ: Познакомить детей со средствами выражения и описания красоты природы (переносный смысл, эпитеты)

Составление рассказов с подбором эпитетов,

*Полихудожественное занятие по мотивам стихов и музыкальных произведений об осени,

*Разучивание стихов,

*Рассматривание пейзажей.

Выставка детских работ «Пейзаж»

Ноябрь «Дикие и домашние животные»

ПЗ: Познакомить с различием диких и домашних животных.

РЗ: учить образованию притяжательных прилагательных.

*Беседы о животных,

*Наблюдение за домашними животными,

*Рисование, лепка, конструирование из природных материалов,

*Работа с энциклопедической литературой.

Авторские книги «Домашний любимец»

Декабрь «Всегда лето. Африка»

ПЗ: Познакомить с картой.

Познакомить с особенностью климата в Африке (теплых странах).

Дать представление о приспособлении людей и животного мира к особенностям климата теплых стран.

РЗ: Обогащение словаря по теме.

*Работа с энциклопедической литературой,

*Работа с картой,

*Видео материалы «Африка».*Составление рассказов описаний.

Макет «Африка»

Январь «Всегда зима. Полюс»

ПЗ: Познакомить с особенностью климата холодных странах.

Дать представление о приспособлении людей и животного мира к особенностям климата холодных стран.

РЗ: Обогащение словаря по теме.

*Работа с энциклопедической литературой,

*Работа с картой,

*Видео материалы.*Составление рассказов описаний.

Макет «Полюс»

Февраль «Вода и суша»

ПЗ: Познакомить детей с картой, глобусом и основными условными обозначениями.

РЗ: Обогащение словаря по теме, работа с понятиями – глобус, карта, суша, океан, горы, пустыня…

*Работа с картой, глобусом, атласом.

*Видео материалы.

* Беседы по теме.

Коллективная работа «Земной шар»

Март «Весна идет»

ПЗ: Закрепить основные приметы весны. Учить сравнивать времена года.

РЗ: Познакомить с народными приметами – фольклор.

*Рассматривание иллюстраций и картин о весне,

*Наблюдение за природой (капель, прилет птиц…),

*Разучивание народных закличек, примет о весне,

*Наблюдение за распусканием листьев на ветвях (экспериментальная работа).

Альбом наблюдений по итогам экспериментальной работы в группе.

Апрель «Как работает город?»

ПЗ: Познакомить детей с промышленностью большого города, приносимым ею вредом.

Воспитание экологического сознания.

РЗ: Развитие связной речи – составление сложно подчиненных предложений с использованием союза: потому что.

*Видео материалы,

*Экскурсии к реке, к железной дороге, к ТЭЦ,

*Беседы по теме.

Выставка плакатов «Природа в опасности!»

Май «Поможем цветку»

ПЗ: Закрепить правила работы с инструментами – лопата, грабли, лейка.

Познакомить с правилами посадки и ухода за растениями.

РЗ: Составление технологических карт – правил посадки и ухода за растениями на опытном участке – закрепление последовательности действий.

*Работа на опытном участке (посадка, уход за цветами),

*Наблюдение за растениями.

Фотовыставка «Наша клумба» (этапы работы)

 

Подготовительный  возраст:

месяц

разделы

основные задачи раздела

тема занятий

презентация

сентябрь

«дары осени»

ПЗ: Уточнить представления детей о фруктах и овощах: форма, цвет, вкусе, запахе; развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

РЗ: Тренировать умение согласовать существительные с прилагательными в роде, числе.

*беседа с детьми

*посещение кафе

*обсуждение презентации домашнего задания

*дидактическая игра

«угадай по вкусу»

«угадай по запаху»

* придумывать загадки о фрукте и овоще.

Презентация для детского сада

«Дары осени»

Октябрь

«Осенний лес»

ПЗ: Провести наблюдение за осенней природой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание.

РЗ: Учить связно, высказывать свои мысли, учить подбирать прилагательные к существительным.

*Стихи и произведения об осени

*сбор гербария

*Кроссворд «Осень»

* Книжка – малышка «ОСЕНЬ»

* Беседа: для чего растениям нужны семена.

Макет осеннего леса.

 

НОЯБРЬ

«Царица – водицы»

ПЗ: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, океаны)

РЗ: Обогащение словаря детей за счет существительных и глаголов настоящего времени по лексической теме.

*игра «земля, вода огонь воздух»

*работа в лаборатории

*беседа о том кому нужна вода

Опыт с фильтрованием воды

Опыты «Свойства воды»

Декабрь

«Как звери в лесу зимуют»

ПЗ: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образ их жизни.

РЗ: Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; подбирать прилагательные (качественные, описательные, притяжательные)

*кукольный театр с персонажами

*чудесный мешочек

*пословицы о природе

*загадки

*открытки с изображением диких животных

 

 

Кукольный спектакль

Январь

«Мы-

Друзья природы»

ПЗ: Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.

РЗ: Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.

*картины

*игра «лото»

*дидактические игры

*музыка «волшебный лес»

КВН

 

Февраль

«Зимние явления в неживой природе»

ПЗ: Развивать творческую фантазию и воображение

Развивать игровой замысел.

РЗ: Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; подбирать прилагательные и антонимы.

* встреча со снеговиком

*беседа о свойствах снега

*игра «снежки»

*отгадывание загадок

*прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского.

Лепка снеговиков на улице.

 

Изготовление поделок, коллажей с использованием ваты.

Март

«Комнатные растения»

ПЗ: Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом

Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями.

РЗ: Обогащение словаря детей за счет названий растений и их частей.

*игра «назовите растения»

*беседа о строении растений

*беседа о правилах ухода за растениями

*пальчиковая игра

*эксперименты

Посадка комнатного растения «бегония»

«герань»

«плющ»

 

Апрель

«Наш огород»

ПЗ: Закрепить знания детей об овощных культурах и их семян

Учить выращивать рассаду из семян.

РЗ: Развитие связной речи через умение рассказывать об особенностях растений; учить согласованию числительных с прилагательными.

*беседа о времени года

*загадки

*игра «волшебные экранчики»

*рассматривание семян

*посев семян для выращивания рассады

*коллективный труд

*знакомство с приемами посадки рассады

Высадка рассады на грядку

 

 

 

Май

«Весна-красна»

 

ПЗ: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе.

Учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе.

РЗ: Закрепить названия времен года; развивать память (заучивание стихов, потешек, закличек)

*наблюдение признаков наступления весны в природе

*чтение рассказов: «Три весны» «Лесной хор» и т. д.

*чтение стихов Ф. Тютчева А. Плещеева

*заучивание закличек, потешек, загадок

*беседа с использованием картин

КВН «Времена года»

 

 

*ПЗ: – познавательные задачи

РЗ: – речевые задачи

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.

 

Диагностическое обследование.

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью педагогической диагностики три раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив следующие диагностические карты:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

КРИТЕРИИ

сентябрь

январь

май

имеет представления о характерных особенностях некоторых времен года и их связи с человеком (одежда)

1.зима

 2.лето

 3.осень

 .4 весна

  5.знает о некоторых природных явлениях (дождь, снег, гроза)

 6.называет 3 представителя растений

 7.называет 3 представителя диких животных

 8.называет 3 представителя домашних животных

  9.называет 3 представителя насекомых

 10.правильно называет детенышей

  11.включается в посильную деятельность по уходу за растениями и животными живого уголка

 12.отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ)

 % успешности

 

 экологическое развитие детей средней группы

критерии

сентябрь

январь

май

1. имеет представления о сезонных изменениях в природе (названия и характерные особенности времен года)

 2.знает о природных явлениях (дождь, ветер, снег)

 

 

 

 имеет представления о многообразии растительного мир. называет по 3 представителя

3.овощей

 4.фруктов

 5.ягод

 6.владеет навыками ухода за растениями (посадка, поливка, рыхление)

  имеет представление о многообразии животного мира. называет по 3 представителя

7.диких животных

 8.домашних животных 

9..диких птиц 

10.домашних птиц

 11.насекомых 

12.правильно называет детенышей

13.знает о существовании различных сред обитания (земля, вода, воздух)

 14.отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ)

 15.знаком с «правилами поведения» в природе

 

% успешности

  экологическое развитие детей старшей группы

критерии

сентябрь

январь

 май

  1. имеет представления о сезонных изменениях в природе
  2. знает о природных явлениях

 2.дождь

 3.град 

 4.снег

 имеет представления о многообразии растительного мир. называет по 3 представителя

5.травянистых растений

 6.кустарников

 7. деревьев

 8.комнатныех

растений 

имеет представление о многообразии животного мира. Называет по 3 представителя

9.диких животных

 10.домашних животных

 11.диких птиц

 12.домашних птиц

 13.насекомых

 14.ры

15.правильно называет их детенышей

 

 

 

16.знаком с понятием «космос» (планеты, солнце, луна, звезды)

  имеет представление о нашей планете

17.о суше

 18.о воде

 19.о климатических зонах (полюс, пустыня, тропические леса…)

 20.наком с картой (глобусом)

 21.отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ)

 22.знаком с «правилам и поведения» в природе

 % успешности

 

 экологическое развитие детей подготовительной группы

критерии

сентябрь

январь

май

1.знает понятия «живая» и «неживая природа.

 

2. понимает взаимосвязь живой и неживой природы.

 

 имеет представления о сезонных изменениях в природе (характеризует времена года)

3.зима 

4.весна 

5.лето 

6.осень

 

 имеет представления о многообразии растительного мира (характеризует)

7.травянистые 

8.кустарники

 9.деревья 

10.комнатные

растения

 имеет представление о многообразии животного мира (характерные признаки)

11.звери

 12.птицы

 13.насекомые

 14.рыбы

 

имеет представление о нашей планете

15.планета земля (глобус)

 16.о материках

 17.об океанах

 18.о климатических зонах

 

 19.отражает свои впечатления о природе в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ)

 

 

 

20.следует «правилам поведения» в природе

 % успешности

 

 

 

Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с тремя уровнями развития: низким, средним и высоким.

Данные диаграмм позволят отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.

Кроме того, учителем – логопедом группы, также проводится обследование детей, данные которого заносятся в подобную диаграмму, которая позволяет отследить уровень развитие словаря, связной речи, грамматического строя и т.д.

Литература

«Наблюдения и труд детей в природе», Москва «Просвещение»1976 г.

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», «Учитель» Воронеж 2004 г. Волчкова В. Н. Степанова Н. В.

«Добро пожаловать в экологию!» «Детство-пресс», Воронкевич 2001 г.

«Мир удивительных открытий», М.: Педагогика Ковленько 1972 г.

«Мир природы глазами ребенка», Новосибирск НИПКиПРО, 1996 г. Сигимова М. Н.

«Энциклопедия обучения и развития дошкольника»,СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000 г.

«Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду», Сост. Логинова В. И. СПб.,1996 г.

«Детям о природе», Москва 1989 г. Лунич М. В.

«Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1998 г. Молодова А. П.

«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.

«Экологические занятия и игры для дошкольников и младших школьников», Гомель 1993

«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.

«Место игры в экологическом воспитании дошкольников», Москва 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Родничок»

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Родничок»...

План - программа экологического кружка "Капелька" подгот. гр.

Разработанный план позволяет педагогу осуществить дополнительную работу по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста....

План - программа экологического кружка "капелька" старш. гр.

В экологическом кружке расширяются знания детей о взаимосвязях в природе. Продолжается работа предшествующего периода  средней группы....

Образовательная программа "Экологическая лаборатория в детском саду"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с...

Программа экологического кружка "Мир природы и ребёнок"

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного в...