Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Антонова Дарья Павловна

Знакомство детей с понятием часы и их происхождением, расширение детского кругозора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе

Воспитатель 1 квалификационной категории Кирюхина Дарья Павловна, г.Абаза

Тема «Калейдоскоп времени»

Цель: познакомить детей с часами, историей их возникновения.

Задачи:

  1. Создать условия для расширения кругозора детей в их окружающем мире и среде.
  2. Расширить представление о часах через их многообразие (виды и история возникновения  часов).
  3. Вызвать интерес к устройству часов и принципу их работы.

Предварительная работа: беседа о времени с детьми по сказке «Старик годовик» В.И.Даль.

Оборудование: шаблон мультипликационных часов (грустные, веселые), детали (циферблат, стрелки «секундная», «минутная», «часовая», батарейка), презентация с видами часов (история возникновения от световых до механических и электронных), шаблоны часов различной формы, цвета и стрелки (3 штуки), клей, фломастеры, звук часов, фонограмма «Часики идут», образцы часов (песочные, настенные, настольные, наручные, будильник)

Ход НОД

Вводная часть: Педагог приветствует детей и благодарит их, что они вовремя пришли и им пора заниматься, но для начала надо посмотреть, сколько время. Он ищет свои часы, а когда находит,  видит, что  их механизм нарушен, они печальные, им  не хватает деталей. Тогда педагог спрашивает у детей, как же им поступить? Как сделать так чтобы их часы снова начали работать? Дети предлагают свои варианты решения проблемы.

Основная часть: Педагог спрашивает у  детей, как же они смогут починить часы, если мы ничего не знаем об устройстве часов? После ответов детей педагог уточняет,  что часы - это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим узнать, который час, чтобы никуда не опоздать и понимать какое время суток (день, ночь, утро или вечер, какой день недели или месяц и год) окружает нас.

Педагог предлагает отправиться в прошлое и посмотреть, откуда же появились первые часы и какими они стали сейчас в настоящее время.

Смотрят презентацию «История часов» и обсуждает с детьми плюсы и минусы часов.

1.Живые часы – петух, жаворонок, зяблики, они пели по утрам, а ночью соловей, цветы тоже  помогали определить какое время суток. Плюсы таких часов, что они доступны их не нужно покупать, но есть минусы, их не положишь в карман и не возьмешь собой.

2. Солнечные часы – время определялось по тени, чертился круг, по кругу располагалось 24 цифры, а в центре ставили палочку и следили за передвижением тени днем по Солнцу, а ночью по свету от звезд и Луны. Утром тень от палочки была длиннее. Минус таких часов был в не точности, они не показывали тень в пасмурную и дождливую погоду, да и домой их нельзя поставить.

3. Песочные и водяные часы - делились на две части, одна часть заполнялась песком или водой и в отверстие между ними поступал песок, или вода, когда резервуар заполнялся, часы переворачивали, минуты отсчитывались с помощью специальных делений, расположенных на боковой стороне часов, одно деление было равно 1 минуте.

4. Современные часы – механические или электронные, с разными механизмами. Показываются картинки и настоящие образцы часов.

Часы, которые стоят на полу называются «напольные». А часы, которые висят на стене – настенные. Часы, которые носят на руке, называются – наручные. Нас по утрам будят часы, которые называют – будильник. Еще есть часы на башнях – их называют башенные. В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». Раньше были даже каретные часы. Карманные часы носят в кармане. Каминные часы ставят на камин. А еще уже давно есть часы, которые называют «скелетоны». Их корпус прозрачный и через него видно, что происходит внутри часов. Видно, какие детали двигаются, а какие неподвижные. Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные - они работают от электричества.

После спрашивает, какие  часы видели они, уточняет, что есть часы настенные или напольные, наручные или часы-будильники. Предлагает разобраться с устройством часов, понять каких деталей недостает их часам, что необходимо для ремонта.

Педагог: Смотрите у всех часов, как и у вас, есть лицо – оно называется  циферблатом, на циферблате по кругу расположены цифры от 1 до 12, эти цифры обозначают количество часов. Показывать время часам помогают две руки, они  называются стрелками, но руки эти разные одна короткая - она показывает  часы, а другая длинная – она показывает минуты. Запомните стрелки всегда идут вперед и никогда не идут назад, иначе эти часы сломанные, если минутная стрелка показывает на двенадцать, а часовая на другую цифру, то часы показывают время соответствующее этой цифре. Например:  если маленькая стрелка на цифре 2 – два часа, на 5 – пять часов. Двигается она медленно и когда совершает полный круг по циферблату, то проходит 12 часов. Дети и педагог пробуют узнать время по часам, передвигая стрелки. Еще может быть тонкая, длинная – стрелка, секундная, она двигается довольно быстро, она показывает секунды, делает полный оборот за 60 секунд или 1 минуту, минутная за 60 минут или 1 час, часовая стрелка за 60 минут делает шаг  от одной цифры до другой.

Давайте попробуем походить как стрелки физминутка  «Часики идут»

Включается музыка, дети и педагог за руки, медленно идут  по кругу со словами:

Вслед за стрелкой часовой, 
Не спеша, пойдем с тобой. 
Тик-так, тик-так — 
Мы идем за шагом шаг! 
Тик-так, тик-так,
Шаг-шаг, еще шаг!
Музыка звучит быстрее.
А теперь, ускоряем шаг, будем как минутная стрелка. Дети и педагог бегут по кругу и приговаривают:
За стрелкой минутной 
Мы быстро бежим,
Мы очень торопимся, 
Очень спешим! 
Минутную стрелку 
Хотим мы догнать. 
Минутка, минутка, 
Минутка опять!
(Повторяется 2 – 3 раза в зависимости от времени)

Заключительная часть: Творческая деятельность с элементами индивидуальной работы.

Педагог спрашивает у детей, каких же деталей недостает нашим часам? Дети отвечаю. После этого педагог предлагает собрать часы с недостающими деталями, чтобы они снова пошли. Предлагает выбрать детям маленькие разноцветные шаблоны циферблатов, с недостающими деталями и по образцу, вместе с ними аппликативно собирают «ремонтируют» часы. По завершению работы дети слышат звук тикающих часов. Работа готова. Часикам мы помогли, часики довольны и дети тоже.

 Педагог благодарит детей за работу и предлагает, чтобы они никогда не опаздывали оставить маленькие часики себе, а большие оставить в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада «Удивительные рыбки»

Конспект по познавательному  развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные рыбки»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные  - ...