ОД "Всё про воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Барышева Татьяна Михайловна

ОД "Всё про воздух"  способствует расширению знаний детей о свойствах воздуха: не видим, не имеет цвета, вкуса, запаха; имеет вес, звук; движение воздуха - ветер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_vsyo_pro_vozduh.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Грязовецкого муниципального района  Вологодской области "Центр развития ребёнка - детский сад № 3".

Конспект образовательной деятельности

«Всё про воздух»

(старшая группа)

Воспитатель:

Барышева Татьяна Михайловна

г. Грязовец

Программное содержание:

Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не видим, не имеет цвета, вкуса, запаха, имеет вес, звук, движение воздуха – ветер.

Развивать способность устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

Ход ОД

Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям. 

Утро настает, 

Солнышко встает. 

Мы собираемся, 

В добрый путь отправляемся. 

Друг на друга поглядим, 

Про себя поговорим: 

«Кто у нас хороший? 

Кто у нас пригожий?» 
(дети по очереди называют друг друга ласковыми словами).

Воспитатель: - Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умелые ребята. С такими детьми и беседовать интересно. 
(слышится  стук в дверь, забегает Незнайка и плачет).

Воспитатель: - Что случилось, Незнайка?

Незнайка: - Я торопился на день рождения к своему другу, хотел подарить воздушный шарик. Он был такой красивый, большой, а пока торопился, вот что с ним сделалось. Что мне делать? Как быть? Что же мне туда положить, чтобы он опять стал красивым, как прежде? ( Незнайка заходил по группе, ищет, что положить в шарик). Вот мандарин лежит, его и положу.

Дети: - нет, нужно надуть шарик.

Незнайка: - Как это надуть? Чем надуть? Ничего не понимаю, потому что ничего не знаю.

Дети: - воздухом надуть.

Незнайка: - Воздухом? что такое воздух? покажите воздух! Вот понимаю мандарин. Я его держу в руках, чувствую, а воздух ваш где? Дайте мне его поскорее, я положу его в шарик и побегу на день рождения.

Дети: - Воздух не взять руками, его не видно.

Незнайка: - Так что же мне тогда делать? Мне никогда не найти этот воздух, если его не видно, всё пропало (плачет)

Воспитатель: - Дети, что же будем делать?

Дети: - Надо Незнайке рассказать про воздух.

Воспитатель: - А как мы про него будем рассказывать, если его не видно?

Дети: - Вот картинки лежать, тут нарисованы  схемы.

Воспитатель: - Хорошо. Смотрим на схему.

Дети: - Воздуха не  видно (первая картинка в схеме).

Воспитатель:- а как мы можем доказать, что воздух есть, но его не видно?

Дети: - Подуть веером, рукой, почувствуем движение.

Воспитатель:- Молодцы. Дальше работаем.

Дети:- Воздух не имеет цвета.

Воспитатель: - А как мы это можем доказать?

Дети:- Мы можем набрать воздух в прозрачные пакеты.

Воспитатель:- Хорошо. Давайте попробуем.

Дети:- Вот воздух в пакете, он наполнился и его не видно. Воздух бесцветный.

Воспитатель:- Дальше смотрим на схему.

Дети:- Воздух не имеет запаха. Мы дышим и ничего не чувствуем.

Воспитатель: - А чем тогда пахнет вот в этих баночках? (апельсином, чесноком)

Дети: - Потому что там лежал апельсин, чеснок и стало ими пахнуть.

Воспитатель:- правильно. Воздух может присваивать себе чужие запахи. Вот, например, мимо меня проехала машина, и я почувствовала неприятный запах выхлопных газов. А вы про какие  запахи можете нам рассказать? (ответы детей).

Дети: - Воздух не имеет вкуса (доказывают).

Физкультминутка

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко, легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков

Каждый из вас к работе готов!

Воспитатель: - Дальше смотрим на наши схемы.

Дети:- У воздуха есть звук.

Воспитатель: - Докажите (дети затрудняются)

Воспитатель: - Хотите узнать? У вас на столах лежат трубочки. Подуйте в трубочку. Что слышите?

Дети: - Свистит трубочка.

Воспитатель:- Так вот ребята, это «свистит»  воздух. Вы выдыхаете струю воздуха в трубочку, а трубочка заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук. Вывод: звук рождается тогда, когда воздух дрожит. Звуки распространяются только по воздуху. Например, на луне, где нет воздуха, ничего не слышно, поэтому там бесполезно разговаривать  -  звуки не передаются, там вечное безмолвие. Так, если бы там обитали какие – нибудь существа, например, лунатики, они не могли бы общаться при помощи слов.

Воспитатель: - Смотрим дальше на схему.

Дети: - имеет вес.

Воспитатель:- Докажите.

Дети: - можно взвесить.

Воспитатель: - Вот палочка, на её середине закрепляю верёвочку, к обоим концам которой привяжу два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предлагаю детям подумать, что произойдёт, если проткну один из шаров острым предметом. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?  (опять восстановится равновесие). Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Дети:- воздух имеет вес.

Воспитатель: - А ещё я вам немного расскажу, что воздух бывает горячий и холодный. Давайте докажем Незнайке это (дуем на ладошку слегка и сильно)

- Что вы чувствуете?

Воспитатель: - А где же есть воздух? (вокруг нас)

- А в спальне есть воздух? (да), а дома? (да), а в предметах? (не знаем).

- А хотите узнать? (опыт с губкой).

- Если в предметах есть воздух, а внутри человека он есть или нет? (есть)

- Как можно это доказать? (вдохнуть из себя воздух и подуть, подуть через трубочку в воду).

- А сейчас сделаем глубокий вдох, зажмём пальцами нос. Смогли мы долго продержаться без воздуха? (нет).

- Значит для чего нам нужен воздух?  (для дыхания).

- Без дыхания жизни нет,

  Без дыхания меркнет свет.

  Дышат птицы и цветы,

  Дышит он, и я, и ты.

Воспитатель: -

- У вас на столе лежат бумажные змейки. Беру бумажную змейку и держу её над обогревателем. Почему моя змейка вертится, а ваши нет (потому что над обогревателем воздух теплее. Он поднимается вверх и заставляет змейку вертеться).

- В природе солнце нагревает воздух, он поднимается вверх, а холодный устремляется на его место. Этот поток воздуха и образует ветер. А сейчас я расскажу вам сказку о ветерке и воздухе.

В небольшом домике жил воздух. Был он домосед, и некуда не ходил гулять. Когда у воздуха было хорошее настроение, то в доме пахло яблочными пирогами, когда плохое- подгорелой кашей, а когда воздуху не здоровилось- лекарствами. Однажды вечером услышал воздух, как кто - то на крыше шумит и протяжно воет в трубу «у-у-у». Страшно стало воздуху. «Кто это воет? »- спросил он. - Это я ветер! - А что ты воешь? - От огорчения. Я вечный странник, облетел всю землю, но никто не называет меня путешественником. А мне так хочется им быть. Вот я и вою, свищу в уши, завываю в трубах - рассказываю о своих путешествиях. - Как интересно, - сказал воздух, расскажи и мне, где ты бывал. - Я поднимал песчаные вихри в пустыне, играл с волнами в морях, качал кроны деревьев в лесах. - Неужели ты никогда не отдыхаешь? Ведь есть такие дни, когда даже листик на деревьях не шелохнётся. - Это здесь не шелохнётся, а в другом месте бушует ураган, и не только листья, но и деревья летят по ветру. Нет мне покоя. Всегда меня гонит мой погонщик. - А разве у тебя есть погонщик? - удивился воздух. – Конечно, есть. Многие тысячелетия люди не знали, почему образуется ветер. А сейчас и дети знают, кто погонщик ветра. А вы знаете (это солнце).

- Итак, ребята, что же такое ветер? (поток воздуха)

- Почему он возникает? (тёплый воздух поднимается вверх, а холодный на его место).

- Можно ли назвать ветер путешественником? (ответы детей).

Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам поиграть с воздухом. Давай Незнайка и ты с нами.

1.Вдохнём сильно воздух из коробочки и проглотим его.  Скажите, что произошло с коробочкой? Почему? Какого вкуса воздух?

2.Теперь надуем её? Что произошло теперь с коробочкой? Что внутри коробочки?

3. Теперь вставьте палочку, вдуйте из коробки воздух и подуйте из неё на соседа.  

Что вы почувствовали?  Какого он запаха? Откуда взяли воздух?

4. Теперь снова вдохните немного воздуха и выдохните в стакан. Какого цвета воздух?

5. Посвистите в трубочку. Что слышите?

Рефлексия.

- Ну что, Незнайка, ты теперь знаешь, что такое воздух? Почему его не видно?

- Дети, давайте повторим все свойства воздуха Незнайке.

- Как можно обнаружить воздух?

- Как вы считаете, вы справились со всеми заданиями?

- Кто справился, поднимите красный флажок, кто считает, что нет, синий флажок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...