ООД по ознакомлению с окружающим миром: "Вершки и корешки".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Осычкина Елена Ивановна

ООД по ознакомлению с окружающим миром: "Вершки и корешки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с ФФН.

ТЕМА «Вершки и корешки».

Цели:

Формировать обобщённые представления об овощах (овощи – это плоды; растения его часть которые выращивают для употребления в пищу).

 Образовательные задачи:

Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.

Уточнить представления о многообразии овощей.

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес,  внимание к окружающим предметам.

  Развивающие задачи:

-Развивать  умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении;

-Совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы,  выстраивать ответы логически правильно;

-Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос;

-Воспитывать интерес к познанию нового, активность, инициативность;

-Формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии.

Наглядные средства обучения:

Поднос с овощами  (морковь, свекла, лук,  огурец, капуста, кабачок, помидор, картофель,…..).

Два обруча (зеленый и желтый)

Мультимедийные  картинки .

Методы:

Практический,  игровой, наглядный, слуховой, словесный.

 Приемы:

Проблемные вопросы, беседа, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, итог занятия.

 Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика

В нашем огороде много овощей,

Их пересчитаем, станет веселей.

Морковка, лук и  огурец,

Помидор и перец.

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак  зажали.

Сжимаем-разжимаем пальцы.

Сгибаем по одному пальчику начиная с большого.

Сжимаем-разжимаем пальцы.

Воспитатель: Дети, скажите, что лежит на подносе? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор).

Воспитатель: Как всё это назвать, одним словом? (Ответы детей - это овощи).

Воспитатель: Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зелёные огурчики, сочные красные помидоры - овощи. Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно! Свёкла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок - овощи.

Воспитатель: Овощи - это плоды. Растения, его часть. Овощей много и все разные. Давайте найдём с вами признаки различия овощей.

 (Дети рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность). 

Воспитатель: Где растут овощи? (Ответы детей). Да, овощи растут на огороде. В поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице.

(В процессе беседы воспитатель выставляет на компьютер карточки для раскрытия стадий и условий роста растений).

Воспитатель: Кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, человек. Он сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).

Воспитатель: Солнце согревает землю, даёт растениям свет. Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.

 Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит      землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.

 Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.

 Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы.

 Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц. А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их    нельзя.

Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.

А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей) -  оно ест тлю. Вот сколько помощников у растений.

 Xopoшee  время года - осень. В огороде поспели овощи. Давайте их соберем.

Физкультурная минутка «Убираем урожай»

Собирайся народ,

Взрослые и дети!

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Выходи на огород,

Пока солнце светит.

(Идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)

Дергай свёклу,

Чтобы не засохла,

(«Таскают»)

Капусту срезай,

(«Срезают»)

Картошку копай -

(«Копают»)

Собирай урожай!

(Встают лицом в круг, выполняют наклоны).

Воспитатель: Теперь,  давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи. Овощи - основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня.

Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и моркови, колечки лука, листья петрушки и укропа.

Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи богаты витаминами, необходимыми человеку.

Лук, чеснок, редька, баклажан, перец обладают целебными свойствами и способны излечивать болезни.

Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные?

Воспитатель. Вы все , наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки».

Воспитатель. В обруч зелёного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч жёлтого цвета - овощи, у которых используются вершки.

Воспитатель показывает овощ и спрашивает, в какой обруч его поместить. Ребенок называет нужный обруч, объясняет, почему этот овощ нужно положить именно сюда. После того, как все овощи разложены по обручам, воспитатель обращает внимание детей на область пересечения обручей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы положили эти овощи сюда? (Ответы детей). Верно, есть овощи, у которых в пищу идут вершки и корешки.

Назовите их (ответы детей - это лук, петрушка, свёкла).

 Кто назовёт овощи, у которых используются только вершки? (Ответы детей — помидор, огурец, горох, капуста).

А кто назовёт овощи, у которых можно есть только корешки? (Ответы детей — морковь,  картофель). 

Воспитатель: Сейчас давайте вспомним  всё, что узнали об овощах. 

       Где можно купить овощи?

       Где растут овощи?

       Кто и с помощью какого инвентаря ухаживает за овощами?

       Для чего человеку нужны овощи?

       В каком виде едят овощи?

     Кто, кроме человека помогает овощам? (Дети рассказывают об овощах по цепочке с помощью дидактического кубика

Итог

По просьбе воспитателя дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли, что больше всего понравилось и запомнилось. Воспитатель положительно оценивает работу детей.

Литература:

  • Шорыгина Т.А. «Овощи. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и

родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». - СПб.: Детство-Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление родителей с проектной деятельностью по ознакомлению с окружающим

Данная система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира,  раскрыть его индивидуальные и творческие способнос...

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Проект по ознакомлению с окружающим "Вершки-корешки" средняя группа

Обеспеченье условий для расширения представлений об окружающем мире через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность в мини-огороде на подоконнике....

Познавательное развитие (окружающий мир)ТЕМА «Вершки-корешки»

ТЕМА «Вершки-корешки»Старшая группа Цель: Создание условий для расширения представления о том , что у каждого огородного растения есть надземная часть, называемая «вершком», и ...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....