Хлеб-богатство России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рябкова Наталья Витальевна

Формирование ценностного отношения к хлебу и труду хлеборобов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_bogatstvo_rossii_konspekt.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

«Хлеб – богатство России»

(подготовительная группа)

Составила: воспитатель МБДОУ детский сад № 236

 Рябкова Наталья Витальевна

г. Нижний Новгород

2015 г.

Цель:

          - формировать представления детей о том, что хлеб – богатство нашей Родины, о том, как его выращивали в старину;

          - познакомить с орудиями труда, народными традициями;

          -  воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

Материал:

  1. Колоски ржи и пшеницы.

  1. Иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля, процесса жатвы и молотьбы.

  1. Репродукция картин А. Венецианова На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

  1. Альбомы «Старинные орудия труда», «Современная техника».

  1. Картинки с изображением ветряной и водяной мельниц.

Предварительная работа:

  1. Отгадывание загадок о хлебе.

  1. Заучивание народных закличек, пословиц и поговорок о хлебе.

  1. Чтение рассказов М. Глинская «Хлеб»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

  1. Выставка – дегустация различных видов хлебобулочных изделий.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам надо отгадать загадку:

«Отгадать легко и быстро,

Легкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет!»

Дети: (Хлеб).

Воспитатель: Мы с вами привыкли, что каждый день у нас на столе есть хлеб: и черный, и белый, и сладкие булки. Наша страна издавна славится главным своим богатством – хлебом. А как вы думаете, легко ли доставался и достаётся хлеб?

Дети: (Высказывают свои мнения).

Воспитатель: Какие вы знаете растения, из которых получается хлеб?

Дети: (Рожь, пшеница).

Рассмотреть колосья ржи и пшеницы, сравнить.

Воспитатель: Я вам хочу рассказать, как в старину на Руси выращивали хлеб.

    Перед тем как начать сеять, крестьяне мылись в бане, одевали чистую одежду, кланялись земле – матушке, просили о богатом урожае.

    Тракторов и машин раньше не было и помогала людям лошадь. На ней пахали сохой или плугом, боронили землю, перевозили урожай.

Рассматривание репродукции картины А. Венецианова «На пашне. Весна».

Воспитатель: Сеяли зерно руками: одевали на плечо лукошко с зерном, шли по полю и разбрасывали зерно. Ну и как вы думаете, от чего зависел богатый урожай?

Дети: (от солнца, тепла, дождика).

Физкультминутка.

В землю зёрнышко упало (присесть).

Подрастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал.

И росточек подрастал (медленно встать).

К свету и теплу тянулся (встать на носки).

И красавцем обернулся.

Воспитатель: А когда созревало зерно, начиналась его уборка – жатва.

Рассматривание репродукции А. Венецианова «На жатве. Лето».

Воспитатель: Женщины брали в руки серпы, срезали колосья и собирали их в снопы. Сжатые колосья молотили цепами, зёрна выпадали и их везли на мельницу, где мололи и получалась мука.

Рассмотреть иллюстрацию мельницы.

Воспитатель: Из муки хозяйки пекли хлеб, а вот резать его должен был мужчина.

     С хлебом связано много примет:

- Хлеб клали в колыбель ребёнку, т.к. считалось, что он оберегает от бед.

- Нельзя бросать хлеб, недоедать куски, а то случится неурожай.

- Дорогих гостей встречали хлебом-солью.

Внести хлеб-соль на подносе с полотенцем.

Воспитатель: Как называется этот хлеб?

Дети: (Каравай).

Воспитатель: Может быть кто-то из вас расскажет, как происходит встреча гостей?

Дети: (Рассказывают, если не вспомнят, рассказывает воспитатель).

Воспитатель: Есть такая поговорка, «Хлеб – всему голова». Без него на Руси не садились за стол, а после еды даже крошки собирали и съедали. В наше время, когда человеку помогают машины, вырастить хлеб всё равно очень трудно.

 Послушайте стихотворение Я. Акима:

«Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят.

С детства знай, как хлеб растят».

Воспитатель: Мы сегодня в группе тоже с вами говорили о том, как тяжело во все времена доставался людям хлеб. А теперь я приглашаю вас пить чай с мягким, вкусным караваем со старинным пожеланием:

«Дай Бог тому,

Кто в этом дому.

Тому рожь густа,

Рожь ужимиста.

С колосу осьмина,

С ползерна пирог.

Счастья дай вам Бог!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке на тему: «Хлеб – богатство России»

Конспект занятия по лепке на тему: «Хлеб – богатство России»...

Хлеб богатство России

Занятие для старшей группы.  Закрепить знание детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб - богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.Народные т...

Хлеб - богатство России

Закрепить знания детей о том, что хлеб - богатство русской земли....

Конспект НОД № 1 по лепке в подготовительной группе на тему: «Хлеб – богатство России»

Закрепить знания дошкольников о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны, самый необходимый продукт питания.Создать доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу для худ...

Конспект НОД «Хлеб – богатство России»

laquo;Хлеб – богатство России» Конспект НОД по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений» в старшей группе. Интеграция образовательных областей: «Познание...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Хлеб - богатство России"

Цель: Обогащать и систематизировать знания детей.Задачи: Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб - богатство нашей страны.Развивать, активизировать речь детей, побуждать их вступать...