Хлеб - богатство России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Юдаева Татьяна Генриховна

Закрепить знания детей о том, что хлеб - богатство русской земли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hleb.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной

группе по теме:

Хлеб – богатство России

(с элементами фольклора)

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб – всему голова»! –

 В поле, в доме, в державе»,

Подготовила и провела:

Юдаева Т.Г.

Воспитатель 11 группы

2018 год

«Хлеб – богатство России»

Педагогические цели: дать детям понятие о том, что хлеб – главный продукт питания на Руси, настоящее богатство русской земли.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин и иллюстраций о труде взрослых по уборке урожая, рассматривание схемы действий по выращиванию хлеба. Объяснение смысла пословиц о труде и хлебе. Чтение рассказа К. Ушинского «Хлеб» и беседа по его содержанию, отгадывание загадок.

Наглядный материал: картины с изображением поля, различных полевых работ, колоски пшеницы и ржи. Репродукции картин И. Шишкина и А. Саврасова «Рожь».

Ход образовательной деятельности.

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

- Какие бы слова вы смогли сказать о России? Какая она?

 - Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит?  (предположения детей)

- Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, много полезных ископаемых – угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб.

  • Рассматривание репродукций картин И. Шишкина и А. Саврасова «Рожь»

- Какая из картин вам нравится больше?

- Почему? (рассуждение детей)

- Чем похожи картины художников?

- Что их объединяет?

- Какие краски использовали художники при написании этих картин?

- Почему они использовали много золотистых красок?

 - Почему известные художники решили нарисовать именно ржаное поле?

- Как вы думаете, что их вдохновило? (ответы детей)

  • Давайте вспомним пословицы про хлеб.

Русский народ всегда славился своими пословицами:

Без труда хлеб не родится никогда.

Без хлеба сыт не будешь.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хлеб всему голова.

Будет хлеб – будет и обед.

Невелик кусок пирога, а стоит много труда.

Не пролил семи потов – вот и хлеб не готов.

- Как вы поняли эту пословицу? (ответы детей)

  • Беседа о хлебе

Хлеб настоящее богатство нашей страны, он всегда считался главным продуктом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.

К хлебу всегда относились бережно, маленькой крошки не выбрасывали, а отдавали животным и птицам. В торжественных случаях в знак уважения гостям подносили на красиво вышитом полотенце каравай хлеба с солью. Как вы думаете, сохранился ли этот обычай в наше время? «Хлебосольный хозяин» - самая большая похвала хозяину, который умеет от всей души принять гостей.

  • Игра «Каравай»

Считалкой выбирается водящий:

Под горою у реки

Живут стары старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Дили-дили-дили-дон,

Выходи из круга вон!

  • Рассматривание колосков ржи и пшеницы

- Кто может сказать, где какие колоски? (ответы детей)

- Чтобы получить муку, нужно много потрудиться. Труд земледельца – труд тяжелый.

  • Игровое упражнение «Цепочка»

Детям предлагается разложить по порядку схемы действий по выращиванию хлеба и составить по картинкам.

  • Рассказ «Как хлеб пришел к нам на стол»

(Дополнения воспитателя к рассказу детей)

  • Загадывание «хлебных» загадок:
  1. В землю теплую уйду,

Кверху колоском взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (зерно)

  1. Одно бросил,

Целую горсть взял. (зерно)

  1. Сегодня на земле,

А завтра на столе. (хлеб)

  1. Зимой – бело,

Весной – черно,

Летом – зелено,

Осенью – стрижено. (поле)

  1. Конь стальной овса не просит.

А пашет и косит. (трактор)

  • Сейчас мы отдохнем и поиграем в народную игру «Арина»
  • Проводится игра «Арина»
  • Речевое упражнение:

Скажите, какое (какая, какой?)

Хлеб изо ржи – ржаной

Хлеб из пшеницы –

Каша из пшена –

Каша из овса -  … и т.д.

  • Рассказ воспитателя «А знаете ли вы?»

Правила поведения за столом в старину были довольно строгие:

Нельзя было стучать и бить по столу, скрести ложкой посуду, громко разговаривать, смеяться. За баловство во время еды можно было заработать деревянной ложкой по лбу. Все это говорит о почтении, к хлебу и к столу.

  • Чтение веселой потешки:

Журавль, журавль,

Ты откуда прилетел?

- Я на мельницу летал,

Диво дивное видал:

Козел муку мелет,

Коза помогает,

Детки – козлятки

Мешки – насыпают.

Маленький зайка

Запряг таратайку,

Везет два мешка,

Свалил у пенька:

Тетке Паладье

На хлеб, на оладьи!

  • Сюрпризный момент:

Чаепитие с баранками, пряниками, пирогами.

Перед тем, как съесть пирог, выпеченный из зерна нового урожая, припевали:

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба.

Конспект рассчитан

на два занятия.