«Организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности «Ходит Капелька по свету»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

СТЕБЛЕЦОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

В данном проекте говорится о важности развития у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования Московской области Региональная система повышения квалификации ГАОУ СПО МО «ГПК» Практико – значимая работа Тема: : «Организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности «Ходит Капелька по свету» по курсу кафедрального учебного модуля «СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ», 72 ч. Выполнила: слушатель КПК Стеблецова Татьяна Александровна воспитатель МБДОУ д /с №9 «Россиянка», г. Протвино Научный руководитель: Орлова Татьяна Эриковна г. Серпухов ,2015 1

Слайд 2

Актуальность Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. 2

Слайд 3

Проблема: в ходе проведения совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по выявлению свойств воды у детей возникли затруднения в умении формулировать проблему, в поисках способов ее решения, в формулировке выводов. Гипотеза Использование опытнической исследовательской деятельности будет способствовать познавательному развитию дошкольников 3

Слайд 4

Цель проекта : развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды. Задачи проекта: 1. Уточнить и расширить представление детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений. 2. Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность. 3. Развивать любознательность и познавательную активность. 4. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. 5. Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников. 4

Слайд 5

Модель взаимодействия участников проекта 5

Слайд 6

6 Модель интеграции образовательных областей

Слайд 7

Этапы проекта I. Организационный этап ( 2 месяца) : - оформление экологической зоны «Зимние узоры»; - подбор материала, изготовление экологических игр; - сбор и анализ литературы; разработка плана реализации проекта. II. Деятельный этап (5 месяцев): - работа по перспективному планированию: наблюдение за сосульками; эксперимент «Свойства воды :пар, лед, вода»;опыт «Свойства снега»; интегрированное занятие «Свойства воды». - взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта: изготовление поделок, конкурс на лучший детский или семейный рассказ «Приключение сосульки» III. Заключительный этап (1 месяц): - выставка продуктивной деятельности детей; - украшение веранды разноцветными сосульками; Проведение викторины «Волшебная капелька»; - награждение победителей в конкурсе лучший семейный или детский рассказ «Приключение сосульки». 7

Слайд 8

Технология работы по проекту 8 № п/п Этап Содержание 1. Выявление проблемы (определение противоречия) проведения совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по выявлению свойств воды и устранения затруднения в умении сформулировать проблему, найти способы ее решения и сделать вывод. 2. Формулировка гипотезы (что нужно сделать для получения положительного результата) Использование опытнической исследовательской деятельности будет способствовать познавательному развитию дошкольников 3. Постановка цели и определение задач Цель: развивать у детей интерес к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды. Задачи : 1. Уточнить и расширить представление детей о воде как среде обитания для животных, птиц, растений. 2. Стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность. 3. Развивать любознательность и познавательную активность. 4. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. 5. Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников. 4. Определение вида проекта Вид: социальный, творческий, практико-ориентированный, групповой, долгосрочный (1 год) Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, педагоги ДОУ 5. Создание условий для реализации проекта (подбор пособий, литературы) Атрибуты: мерные ёмкости, мерные ложки (совочки), разнообразные формочки, веревочки, вода, акварельные краски, стаканчики для опытов, бассейн с атрибутами для игры-дифференциации , соль, сахар, трубочки для коктейля и т.д. Техническое оборудование: магнитофон, CD диск «Звуки природы» 6. Подбор форм и методов работы (планирование) Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», НОД, чтение литературы познавательного характера, совместные творческие задания, наблюдения, игровые тренинги, консультационные памятки для родителей и педагогов 7. Реализация проекта В совместной деятельности педагогов, родителей и детей 8. Получение конечного результата (итоговое мероприятие) Открытый показ образовательной деятельности «Свойство воды » 9. Оценка эффективности (наличие заинтересованности и творческой активности участников проекта) Анкетирование родителей, наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с детьми, использование знаний полученных на занятии в игровой деятельности.

Слайд 9

Планирование работы по проекту «Ходит Капелька по свету» Работа с детьми практическая деятельность детей по решению интеллектуальных, творческих задач; организация наблюдений; слушание и обсуждение произведений художественной литературы; дидактические игры; погружения в игровые, проблемные ситуации; общения и взаимодействия; детское экспериментирование. Взаимодействие с родителями анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»; совместные экскурсии в «Краеведческий музей»; домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала; привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе; родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий клуба знатоков «Умки»; консультации на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; оформление наглядной информации в родительском уголке. Взаимодействие с педагогами Консультация «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка»., Консультация для воспитателей «Развитие творческой исследовательской активности детей» Помощь в подборе материала для чтения детям. Помощь в подборе дидактических игр по данной теме. Организация совместных экологических викторин, праздников, развлечений 9

Слайд 10

Наблюдения Познавательный цикл экологических бесед Конкурсы, выставки Экспериментальная деятельность Организованно- образовательная деятельность детей Продуктивная деятельность Трудовая деятельность Дидактические игры Формы организации проекта 10

Слайд 11

Этапы исследования МОТИВАЦИЯ ГИПОТЕЗЫ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ : ПОСТАНОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ВОПРОСОВ ИССЛЕДОВАНИЕ: Опыт, экскурсия, беседа, практическая работа, чтение и т.д. РЕШЕНИЕ, ВЫВОДЫ 11

Слайд 12

Целевые ориентиры Ребенок может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); Ребенок может составить рассказ о природном богатстве - воде; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения опытов; умеет работать коллективно; Ребенок умеет делать выводы, что вода прозрачная, не имеет запаха, жидкая; Ребенок знает, что вода может иметь разную температуру (теплая, холодная, горячая), при низкой температуре может превращаться в твердое состояние – лёд. ; 12

Слайд 13

Юные исследователи 13

Слайд 14

Исследование свойства воды «Лаборатория Пингвина Лоло » 14

Слайд 15

Практическая значимость Данный проект способствует не только формированию познавательного интереса, но и имеет социальное значение. Работая над проектом, дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей, происходит развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, стимулирует его познавательную активность. Систематическое использование метода проектов в работе с детьми повышает интерес к созданию чего – то необычного, нового, что способствует наилучшему усвоению общеобразовательной программы и формированию интегративных качеств дошкольника. 15

Слайд 16

Список литературы 1 . Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2007. 2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2007. 3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006. 4 . Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 5 . Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. Изд.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, Москва 2009г. 16

Слайд 17

Выводы В ходе реализации проекта: у детей формируются начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов. дети обретают экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе. появляются исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети могут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, владеют умением фиксировать наблюдения, используя схемы-модели). повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников. 17

Слайд 18

Министерство образования Московской области Региональная система повышения квалификации ГАОУ СПО МО «ГПК» Практико – значимая работа Тема: : «Организация исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности «Ходит Капелька по свету» по курсу кафедрального учебного модуля «СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ», 72 ч. Выполнила: слушатель КПК Стеблецова Татьяна Александровна воспитатель МБДОУ д /с №9 «Россиянка», г. Протвино Научный руководитель: Орлова Татьяна Эриковна г. Серпухов ,2015 18



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №9 «Россиянка».

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

в второй младшей группе.

Выполнила: Стеблецова Т.А.

г. Серпухов

Московская обл.

Конспект НОД

по образовательной области «Познавательное развитие»

по развитию речи и ФЭМП.

Возрастная группа: вторая младшая

Тема: «Поможем Мишке»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Программные задачи: продолжать учить детей различать грустное и веселое настроение (используя модели); закреплять умение использовать обследовательские действия; тренировать в умении определять величину предмета и названия цветов, понятии «много», «один». Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство сопереживания и желание помогать окружающим.

Способы организации детей: сидя на ковре полукругом; стоя; сидя за столами для выполнения работ из раздаточного материала; произвольно сидя на ковре во время конструирования и обсуждения результата.

Оборудование: демонстрационный материал – игрушки Мишка и Зайчик, модели грустного и веселого настроения; фигуры для фланелеграфа (круг, квадрат (большой и маленький), домики большой и маленький); цветные карандаши. Раздаточный материал – большие и маленькие: круг и квадрат, два домика; цветные карандаши; разноцветные кубики для конструирования.

Словарная работа: существительные, обозначающие названия предметов и прилагательные: веселый, грустный, мягкий, пушистый, большой, маленький.

Предварительная работа: рассматривание и обследование игрушек; разучивание упражнений речевого дыхания; рассматривание иллюстраций с изображением мостика через речку; разучивание пальчиковой гимнастики «Мы фонарики зажжем» и физминутки «Зайка серенький»; изготовление дидактического демонстрационного материала –моделей настроения.                                                                                                              

Ход НОД:

п/

п

Этап, его продолжительность.

Методы, формы, игровые приемы.

Конспект.

1.

Открытый вход в деятельность

(1 мин.)

Сюрпризный момент.

(Дети сидят полукругом на ковре).

-Ребята, послушайте, кто это там рычит за дверью? (ответы детей). Пойду посмотрю. (Воспитатель вносит медведя).

-Мишка пришел к нам в гости.

- Здравствуй, Мишка, проходи! Ребята, пригласите Мишку. (Дети здороваются с медведем и приглашают его пройти).

2.

Вводно-

Организационный

(2 мин.)

Обследова-

тельские действия детей.

Игровое упражнение.

Показ модели грустного настроения.

- Ребята, потрогайте Мишку и скажите, какой он?

-Мишка большой, мягкий, пушистый.

- Ребята, пока Мишка к нам шел, устал, ему стало жарко. Давайте на него подуем! (речевое дыхание: «у-у-у-у-у»).

-Ребята, посмотрите еще, какой Мишка? -Какой Мишка? (грустный). Почему он грустный? (ответы детей).

3.

Мотивация на деятельность

(2 мин.)

Создание проблемной ситуации.

-Грустный Мишка потому, что у него дома остался маленький друг Зайчонок. Он тоже хотел прийти к нам в гости, но не смог перейти через речку и остался дома.

- Ребята, давайте поможем Мишке встретится с Зайчонком!

(ответы детей)

-Ты, Мишка, подожди нас, и мы приведем тебе твоего друга.

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

(5 мин.)

Пальчиковая гимнастика.

Работа с раздаточным материалом.

Отправляемся в лес. (Дети встают с ковра). В лесу темно, давайте зажжем фонарики. (поочередное сгибание и разгибание пальцев рук):

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем,

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

(Дети садятся за столы).

 По дороге встретили геометрические фигуры «круг» и «квадрат» и два домика: маленький и большой.

Ребята давайте большой «круг» поместим в большой домик, а маленький «квадрат» в маленький домик.

-Вот и речка. Давайте построим мостик через речку. Возьмите бревнышки (цветные карандаши), раскатаем их (между ладонями) и кладем друг за другом. Вот и получился мостик!

-Ребята, а вот и наш маленький Зайчонок!

5.

Динамическая пауза

(1 мин.)

Игровые приемы, художественное слово.

-Давайте поиграем с ним.

(Выскочили «маленькие зайчики». Лапки поджали к груди. Им весело, они скачут.)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал.

6.

Практическая работа совместная

деятельность педагога с детьми

(5мин.)

Конструиро-

вание из кубиков.

Показ модели

радостного

настроения.

-Зайчик, ты нас не бойся! Мы твои друзья, пришли помочь перейти тебе через мостик, чтобы увидеться с Мишкой. Зайчонок проходит через мостик и отправляется с ребятами в детский сад.

Пришли в детский сад. Зайчонок видит разноцветные кубики.

(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке).

- Что это? Что из них можно построить?

Дети отвечают Зайчонку и строят башни разного цвета.

-А вот и наш Мишка!

Зверушки радуются встрече.

7.

Открытый выход из деятельности

(подведение итога или анализ детских

работ)

(2 мин.)

Обсуждение

результата.

Мотивация на другой вид

деятельности

-Ребята, какое настроение у наших зверушек?

-Когда Мишка к нам пришел, какое у него было настроение? А сейчас какое? Покажите.

-Почему у Мишки и Зайчонка такое настроение? (ответы детей).

-Ребята мы с вами настоящие друзья! Помогли Мишке встретиться с Зайчонком! Молодцы! Зверушки говорят вам спасибо!

-Давайте предложим нашим новым друзьям погостить у нас в группе. Покажем им наши игрушки и поиграем все вместе! (Дети берут зверушек и начинают играть с ними).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...

Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...

Презентация "Практика организации исследовательской деятельности с детьми средней группы в детском саду"

Презентация предназначена для воспитателей средних групп по организации исследовательской деятельности....

проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....

Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".

Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...

ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение.Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значит...