Главные вкладки

    Раздел программы "Познавательное развитие" Исследовательская деятельность тема ООД "История создания стекла и пластмассы"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Вечкилёва Светлана Анатольевна

    Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon steklo_i_plastmassa.doc257.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект организованной образовательной деятельности по разделу программы «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе

    Тема: «История создания стекла и пластмассы»

    Задачи:

    1. « Социально – коммуникативное развитие»

    - подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности.

    - формировать умение эстетически оценивать окружающую обстановку, обосновывать свое мнение.

    2. «Познавательное развитие»

    - совершенствовать характер способов обследования с помощью сенсорных эталонов.

    - развивать зрение, осязание, сенсомоторные способности.

    - развивать умение созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

    - учить выделять характерные детали, сравнивать предметы по качеству материала.

    - развивать умение классифицировать предметы по общим качествам.

    - продолжать учить детей  играть в различные игры.

    - учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.

    - расширять представление детей об истории создания предметов.

    - способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли.

    3. «Речевое развитие»

    - формировать умение точно характеризовать объект, учить высказывать свои предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

    - продолжать работу по обогащению бытового словаря.

    - совершенствовать умение использовать разные части речи.

    - воспитывать культуру речевого общения.

    4. «Художественно – эстетическое развитие»

    - формировать умение реализовывать конструктивно – модельную деятельность.

    - расширять интерес к иллюстрациям знакомых произведений.

    5. «Физическое развитие»

    - совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

    Методы и приемы:

    Практические: обследования;

    Наглядные: рассматривания;

    Словесные: игровые, вопрос-ответ;

    Материалы и оборудование:

    1. стеклянная посуда
    2. пластмассовые различные предметы
    3. карточки – пиктограммы
    4. сосуд с водой
    5. фишки разного цвета
    6. иллюстрации к сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»

    Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

     Формы и методы организации совместной деятельности

    Исследовательская

    - «Свойства стекла»

    - «Свойства  пластмассы»

    - «Сравнение качества стекла и пластмассы»

    Речевая

    - Речевая игра: «Я начну, а вы продолжите»

    - беседа: «Всегда ли стекло хрупкое»

    Двигательная

    - Игра «Стеклодув»

    Логика образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1.

    Организационный момент

    Воспитатель прикрепляет к доске иллюстрации к сказке «Федорино горе»

    Дети обращают внимание на знакомые иллюстрации, рассматривают их, вспоминают содержание сказки, делятся впечатлениями.

    Пополнен литературный багаж сказками К.И.Чуковского.

    2.

    Приглашает к столу. Обращает внимание детей на предметы, находящиеся на столе.

    Задает детям вопросы.

    Рассказывает детям историю создания стекла.

    Дети рассматривают предметы, отвечают на вопросы:

    - Что вы видите на столе? (перечисляют предметы)

    - Эти предметы похожи между собой?

    - А чем они похожи?

    - Как называется материал, из которого сделаны эти предметы?

    - А теперь скажите по-другому: предметы  какие? (стеклянные)

      Слушают историю возникновения стекла.

    …Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола,  то есть щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу.

    Сформировано умение использовать разные части речи.

    3.

    Игра: «Стеклодув»

    Роль «стеклодува» играет воспитатель.

    Дети самостоятельно делятся на «маленьких человечков» - «песчинки», «кусочки золы», «соду», «краски».

    Передвигаются врассыпную – «перемешиваются в горшочке». По команде воспитателя, строят «пузырь», затем перестраиваются в линию и держатся за руки.

    Сформирована потребность в ежедневной двигательной деятельности.

    4.

    «Свойства стекла»

    Задает детям вопросы, записывает ответы обозначениями на карточках-пиктограммах и располагает на доске.

    Дети обследуют стеклянные предметы и делают выводы:

    - крепкое…

    - прозрачное…

    - холодное…

    - бьется…

    - имеет вес…

    -опасное: если разобьется,  можно пораниться…

    Сформировано умение характеризовать объект и делать вывод.

    5.

    «Свойства пластмассы»

    Приглашает к следующему столу.

    задает вопросы.

    записывает ответы обозначениями на карточках-пиктограммах и располагает на доске.

    Дети рассматривают изделия и отвечают на вопросы педагога:

    - Из какого материала сделаны эти предметы?

    - Почему множество игрушек сделаны из пластмассы? (они безопасны)

    Обследуют предметы и делают выводы:

    - мягкий…

    - теплый…

    - непрозрачный…

    - легкий…

    Сформирован навык обследования предметов, с помощью сенсорных эталонов.

    6.

    «Сравнение качества стекла и пластмассы»

    Педагог наливает воду в стеклянную посуду и в пластмассовую.

    Задает детям вопросы

    Отвечают на вопросы:

    - Что происходит?  (высказывания детей)

    - Какой сделаем вывод? ( обе емкости не пропускают воду)

    - Как это свойство назвать одним словом? (водонепроницаемые)

    - Стекло и пластмасса какие на ощупь? (гладкие)

    - Какой еще можно сделать вывод?

    ( у этих предметов есть одинаковые свойства)

    Частично сформировано внимание на более тонкое качество предметов.

    7.

    Словесная игра: «Я начну, а вы продолжите»

    Воспитанники  заканчивают предложение:

    - Стекло прозрачное, а пластмасса…

    -Стекло холодное, а пластмасса…

    - Стекло хрупкое, а …

    - Стекло тяжелое, а …

    И наоборот.

    Сформировано умение согласовывать слова в предложении.

    8.

    «Всегда ли стекло хрупкое?»

    Задает вопросы.

    Отвечают на вопросы:

    - Какие предметы вы знаете из тонкого стекла? (посуда)

    - В каких предметах оно крепкое?

     ( кастрюли, салатники, двери, лобовое стекло машины)

    Сформировано умение отвечать на вопросы, обогащен словарь бытовым словарем.

    9.

    Рефлексия

    Предлагает детям выбрать фишки определенного цвета, обозначающих эмоциональное отношение с образовательной деятельности.

    Дети выбирают фишки:

    - красный: занятие понравилось…

    - зеленый: занятие не очень понравилось …

    - синий: занятие не понравилось…

    Сформировано умение высказывать оценочные суждения.

    Приложение

    http://vorotachel.ru/upload2/information_system_500/1/2/3/item_1234/information_items_1234.jpg

     

    http://www.images.lesyadraw.ru/2013/08/kak_narisovat_glas_karandashom_poetapno6.jpg

    http://pandia.ru/text/78/378/images/image068_5.gif

    http://to-draw.ru/images/img/molotok/molotok-6.jpg

    http://us.123rf.com/450wm/AlexMax/AlexMax0603/AlexMax060300044/348413-brass-scales.jpg

    http://www.safetyservicescompany.com/wp-content/uploads/2013/10/Exclamation-Mark.png

    http://pandia.ru/text/78/378/images/image068_5.gif

    http://www.images.lesyadraw.ru/2013/08/kak_narisovat_glas_karandashom_poetapno6.jpg

    http://us.123rf.com/450wm/AlexMax/AlexMax0603/AlexMax060300044/348413-brass-scales.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы раздел «Безопасность жизни деятельности» Тема: «Здоровые зубы»

    План - конспект образовательной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни....

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел театрализованная деятельность) Тема: «День рождения медвежонка Маши» средняя группа

    Конспектнепосредственно организованнойобразовательной деятельностипо освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»(раздел театрализованная деятельность)Тема: «День рожд...

    Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

    Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

    Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Раздел: «Конструктивно-модельная деятельность» Тема: « Помощь жителям Формандии»

    Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Раздел: «Конструктивно-модельная деятельность» Тема: « Помощь жителям Формандии»...

    Конспект ООД по образовательной области: Познание. Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Губка - голубка»

    Конспект ООД.Образовательные области: «Познание».Вид деятельности: познавательно – исследовательская.Тип деятельности: интеллектуально - развивающая.Тема занятия: «Губка - голу...