Царство растений
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Маремшаова Алеся Борисовна

Конспект НОД по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_okruzhayushchemu_miru_tsarstvo_rastenii.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Царство растений - травы

Конспект НОД по окружающему миру «Царство растений: травы» в подготовительной группе.

Программное содержание: через познавательную активность подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений: травы. Дать представление о строении травы, расширить и уточнить знания о функциях частей растений (корень, стебель, лист), используя модели и исследовательскую деятельность. Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация».

Оборудование и материалы: кроссворд, аудиозапись «Вальс цветов» П.И.Чайковский, картинки с изображением трав, модель строения травы.

Предварительная работа: наблюдения, чтение, отгадывание загадок о растениях.

Ход НОД:

Звучит запись произведения «Вальс цветов» Петр Ильич Чайковский.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам быть исследователями. Согласны?

А что мы с вами будем исследовать, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Вопросы для кроссворда:

1. В белом сарафане встала на поляне, Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

2. В майский день в тени лесной Он раскрыл цветочек свой,

Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)

3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник)

4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава)

5. Зеленую подружку на

Новый год зимой

Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.

Что ни ветка — то букет, и душистей веток нет. (Сирень)

7. Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый... (Василек)

 8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, а осенью — красными ягодами? (Рябина)

 

Заполнив кроссворд, дети могут прочесть в выделенном столбце тему: «Растения».

Воспитатель: Мы уже беседовали с вами о растениях. Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства. Вспомните их названия. В нашем кроссворде есть представители всех трех государств. Ель, береза, ива, сосна — как сказать одним словом? Правильно, это деревья. Сирень, смородина, акация — что это такое? Назовите общее слово. (Кустарники.)

А сегодня мы отправимся в третье государство царства растений, и мы будем исследователями государства трав.

Травы — первые растения, которые просыпаются весной. Мы с вами привыкли называть траву просто травой, а на самом деле видов трав также много, как и деревьев, кустарников. Давайте рассмотрим травы, которые растут у нас на участке.

(На мольберте картинки с изображением трав).

Вот травянистое растение с узкими, острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день. Его имя - пырей ползучий. А знаете, откуда такое название? Его корни словно расползаются под землей, благодаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории. Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных растений, то на пастбище, на лугу он - желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних животных.

А вот всем вам хорошо известный клевер. Эта трава - ценный корм для домашних животных. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы. Он обладает интересным свойством, благодаря которому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.

Скоро вовсю зацветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики.

А вот лист лопуха (репейника). Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов. Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.

Еще одно травянистое растение, всем вам хорошо знакомое, - подорожник. Свое название эта трава получила от того, что растет она вдоль дорог. Знаете ли вы, как подорожник распространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подорожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подорожника помогает при простуде и кашле.

Это растение вам тоже хорошо знакомо. Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цветками весенние проталины. Своё необычное название она получила за листья: верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха»), а нижняя неровная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикосновении («мать»). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля.

Это поистине уникальная трава - крапива, в каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В настоящее время крапива применяется в медицине и кулинарии из нее изготавливают сотни вкуснейших блюд. 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и превратится в красивые, волшебные цветы.

Физминутка «Цветы»

Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)Влево качнулись - низко прогнулись. (наклоняются влево)Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)Ветерок убегай! (грозят пальчиком)Ты цветочки не сломай! (приседают)Пусть они растут, растут,Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).

Воспитатель: Мы рассмотрели различные травянистые растения, а сейчас я вам предлагаю сравнить строение разных видов трав. Из чего состоит травянистое растении? (рассматривание модели строения травы).

Травянистое растение имеет корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

Воспитатель:

-Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

-Для чего нужны листья? (листьями растение дышит)

-Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

-Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

Вывод: все части растения важны.

Воспитатель: Растения - это живая или неживая природа?

-Докажите, что это живая природа

(дышат, растут, размножаются, питаются, умирают).

- Что нужно растению для жизни?

(свет, тепло, вода, почва, ветер)

- Что дает растениям Солнце?

(свет и тепло)

- Зачем нужна растениям Вода?

(питание)

- Откуда растения берут воду?

(Из почвы)

-А как вы думаете, для чего растениям ветер?

(размножение)

Вывод: растениям необходимы: Солнце, Вода, Почва, Ветер.

Воспитатель: На этом наше исследование трав подошло к концу. Понравилось вам исследовать травы? Что интересного узнали? Всем спасибо! Мне понравилось как вы сегодня активно работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль на тему "Царство растений- ГРИБЫ".

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ «ГРИБЫ».           Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Именно в дошкольном возрас...

Модуль на тему "Царство растений- ГРИБЫ".

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ «ГРИБЫ».           Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Именно в дошкольном возрас...

КОНСПЕКТ организованного образовательного вида деятельности в подготовительной группе . По образовательной области «Здоровье сберегающей технологии» на тему «Царство растений».

Закреплять знания о травах; обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения; продолжать знакомить детей с народными декорати...

КВН "В царстве растений"

Конкурс, совместная деятельность с родителями....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Царство растений"

Цель НОД: подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных; организовать познавательно – исследо...

Конспект НОД познавательно-речевого цикла с детьми подготовительной к школе группы "В царстве растений"

Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о растениях .2.Развивать умение обобщать по существенным признакам, учить строить свои суждения, используя модели.  Расширить и уточнить знан...