Педагогический проект "Удивительный мир космоса"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кот Надежда Евгеньевна

Данный педагогический проект позволяет сформировать у детей  старшего дошкольного возраста  представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

"Удивительный мир космоса"

Автор проекта: Кот Надежда Евгеньевна;

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Возрастная группа: старшая.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Тип проекта: кратковременный, групповой.

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста  представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Объект исследования: космос

Технологии - оборудование:

  • Познавательный уголок (книги о космосе, энциклопедии, картотека стихов и загадок);
  • Центр изобразительного творчества;
  • Центр художественной литературы;
  • Центр игровой деятельности;
  • Центр конструирования;
  • Методический инструментарий;
  • Наглядный материал;
  • Материально - техническая база (компьютер, фотоаппарат).

Методы: 

  • Метод обследования, наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций);
  • Словесный (беседы, использование художественного слова, пояснения);
  • Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • Эвристический (развитие находчивости и активности);
  • Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);
  • Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.

Ожидаемые результаты:

                  Образовательные:

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; 
  • О первом космонавте - Ю. Гагарине;
  • Знаний о значении новых слов (космонавт, скафандр, спутник, телескоп, ракета и т.д.);
  • Развитие умственных способностей, любознательности, познавательно - речевой активности;
  • Развитие логического мышления, творческого воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений;
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

                Дети должны знать и называть:

  • Наша планета – Земля;
  • Другие планеты нашей Солнечной системы;
  • Первые живые существа в космосе – собаки;
  • Имя первого космонавта – Юрий Гагарин;
  • Название спутника Земли – Луна;
  • На чем люди летают и работают в космосе - ракета, космический корабль.

       Воспитательные:

  • воспитание эмоционального, ценностного отношения к людям, работа которых связана с освоением космоса;
  • Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.

Актуальность проекта: 

В жизни каждого ребёнка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как»… Нередко под внешней неуклюжестью, наивностью, а иногда и кажущейся глупостью детского вопроса таится нечто весьма важное, серьёзное. В очередной раз, удовлетворяя любопытство ребёнка, мы тем самым наталкиваем его на новые и новые «почему», давая ему понять, что вполне одобряем эту цепную реакцию вопросов. Надо всегда помнить: именно из таких побед в деле познания мира, неизменно доставляющих малышу радость, как дом из кирпичиков, строится, формируется натура, личность, интеллект.

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному?

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у дошкольников и дает возможность многосторонне развить личность дошкольников.

Педагогический проект по теме: «Удивительный мир космоса» дает возможность педагогам и родителям в игровой, творческой деятельности донести до детей сведения о космосе, нашей вселенной, планетах. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Предварительная работа:

 1. Подготовка материала и оборудования, литературы, картинок по теме;

 2. Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о космосе;

 3. Разработка системы НОД.

 4. Подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о      космосе;

 5. Подбор материала для осуществления продуктивной деятельности.

Место проведения: групповая комната, музыкальный зал.

Сроки проведения: с 31 марта по 11 апреля

Форма проведения: 

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • наблюдения;  
  • совместная деятельность;
  • самостоятельная деятельность.

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • Создание  детской энциклопедии о космосе;
  • Организация выставки рисунков и поделок;
  • Создание книги увлекательных рассказов о космосе;
  • Картотека стихов и загадок;
  • Презентация.

                               

Проблема: Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.

                     Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине - первом космонавте Земли.

Позволит развить у ребенка представления об окружающем  мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Гипотеза: Вероятно, что через различные виды деятельности дети лучше усвоят знания о космосе.

Задачи проекта:

 1.Продолжать расширять представление детей о космосе и космическом  пространстве.      

 2.Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

 3.Дать детям знания об освоении человеком космического пространства,  о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом  Ю.А. Гагариным.

 4.Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.


Этап

Формы работы

(с наименованием)

Задачи

Срок реализации

Время в режиме

Место проведения

1 этап -

целеполагание

1.Создание проблемной ситуации для детей, модель трех вопросов.

- Выяснить, что дети знают о космосе и профессии космонавта, что хотели бы узнать, как это сделать.

1 неделя

1пол.дня

группа

2.Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение консультации по теме проекта.

-Ознакомить родителей с темой проекта, с целью, задачами,  проблемами, вставшими перед детьми. Сформировать у родителей интерес  к созданию условий для реализации проекта.

1 неделя

2 пол.дня

группа

2 этап -

организационный

1.Подбор наглядно- дидактических пособий,  демонстрационного материала по теме.

-  Способствовать организации совместной поисково-информационной деятельности детей и взрослых.

1 неделя

1,2пол.дня

группа

2. Разработка системы НОД.

- Способствовать усвоению детьми через различные виды деятельности знаний о космосе, космическом пространстве, о первом космонавте.

1 неделя

1 пол. дня

группа

3.Подбор познавательной и художественной литературы.

1неделя

1,2пол.дня

группа

4.Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

1неделя

1,2 пол.дня

группа

3 этап - практический

                                 

1.Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о космосе, космических явлениях.

  Беседы. Высказывания и суждения.

Обмен мнениями.

- Показать детям значимость иллюстраций в формировании представлений о космосе и космонавтах. Активизировать разговорную речь.

1 неделя

1 пол.дня

группа

2.Совместное  оформление выставки книг о космосе и космонавтах.

- Учить выбору по теме, умению располагать по значимости, интересу

   и т.п.

1 неделя

1 пол.дня

группа

3.Просмотр электронных презентаций:

      "Как человек космос осваивал"

      "Как это было"  (о собаках -космонавтах).

- Познакомить детей с освоением космоса человечеством.

- Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве - собаках.

1неделя

2 неделя

2 пол.дня

2 пол.дня

группа

группа

4.НОД

   4.1.Познавательно-исследовательская деятельность

  • "Что у нас над головой. Знакомство с космосом"

  • "Первый полет Ю.А.Гагарина"

     4.2.Коммуникативная  деятельность

  • "Этот загадочный космос"

  • Составление сказочных рассказов о космосе

4.3.Продуктивная деятельность

  • Рисование
  • "Загадочный космос"

  • "Космонавты"

  • "Вот они какие, люди неземные"
  • "Животные с другой планеты"

  • Аппликация
  • "Вселенная"

  • Лепка
  • "Космическое пространство"

(рельефная)

  • Ручной труд
  • Оригами "Ракета"

  • Поделки из бросового материала

4.4.Восприятие художественной литературы

  • Чтение албанской сказки "Как солнце и луна в гости ходили"

  • Заучивание стихотворения В.Степанова "Ю.Гагарин"

- Формировать у детей понятия "Космос", "Космическое пространство." Познакомить с понятием "планета", со строением Солнечной системы.

- Познакомить  детей с первым космонавтом.

- Формировать представление детей о космосе, о солнечной системе Обогащать словарный запас детей словами: космос, космонавт, ракета, скафандр, шлем, невесомость, инопланетяне. Активизировать глаголы, прилагательные.

- Учить составлять короткие рассказы. Активизировать речь, словарный запас.

 Развивать фантазию, воображение.

-Познакомить с нетрадиционным методом рисования «Граттаж».  Учить изображать космическое пространство – звёзды, планеты и т.д. Развивать навыки работы зубными палочками. Развивать воображение, фантазию, чувство цвета;

- Развивать умение передавать в своих работах образ космических объектов и космонавтов. Активизировать творческий потенциал.

-Закреплять умение рисовать красками,

развивать детское творчество.

-Закреплять умение изображать композицию. Развивать фантазию,

воображение.

-Развивать композиционные умения.

 Развивать творчество, фантазию.

-Закреплять умение создавать композицию путем размазывания пластилина по бумаге. Развивать эстетическое восприятие, фантазию.

-Тренировать навыки работы с бумагой. Учить аккуратно складывать детали. Развивать быстроту, ловкость, внимание.

-Развивать творчество, конструкторские способности,  ловкость, внимание, фантазию, воображение.

-Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать содержание сказки. Отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, речь.   

-Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией чувство гордости за свою Родину.

1неделя

2 неделя

1 неделя

2 неделя

1 неделя

1 неделя

2 неделя

2 неделя

1 неделя

2 неделя

1неделя

2 неделя

1 неделя

2 неделя

1пол.дня

1пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

5. Беседы

  • "Знакомимся с космонавтами"

  • "Земля-наш дом во вселенной"

  • "Что такое воздух?"

  • "А ты бы хотел слетать на Луну, Солнце?"
  • "Кто такие космонавты?"
  • "На какую планету ты бы  полетел?"
  • "Кого принимают в космонавты?"

  • "Что случится с нашей планетой, если...?"

                

- Вызывать интерес к профессии

"Космонавт",  желание узнать о ней

больше. Познакомить детей с Ю.А.Гагариным.

- Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов, умению поддерживать беседу.

- Продолжать формировать у детей понятия о Космосе, о том, что только на планете Земля есть жизнь.

- Развивать разговорную речь детей, умение рассуждать.

- Знакомить с профессией космонавт.

- Закрепить знания о планетах, желание узнать о них больше.

- Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.

- Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.

1неделя

1 неделя

1 неделя

1 неделя

1 неделя

1неделя

2 неделя

2 неделя

1 пол. дня

1 пол. дня

1 пол. дня

1 пол. дня

1 пол. дня

1 пол. дня

1 пол. дня

2 пол. дня

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

6. Наблюдения

  • За вечерним небом

  • За солнцем

  • За луной

- Формировать умение видеть красоту вечернего неба. Развивать любознательность, воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

- Формировать понятие о роли солнца для жизни на Земле, развивать умение делать элементарные обобщения.

-Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.

1 неделя

1 неделя

1 неделя

2 пол.дня

1 пол.дня

2пол.дня

прогулка

прогулка

прогулка

7. Опыты

  •  "Свойства солнечных лучей"

  • "Дневные звезды"
  • " Как происходит смена дня и ночи".  

- Познакомить со свойством солнечных лучей нагревать предметы.

- Показать, что звезды светят постоянно.

- Экспериментальным путем показать, как происходит смена дня и ночи.

1 неделя

1 неделя

2 неделя

1 пол.дня

1 пол.дня

2 пол.дня

прогулка

группа

группа

8.Игры

  • Дидактические
  • "Сложи картинку о космосе"

  • "Помоги Лунтику собрать звезды"
  • "Звезды"

  • "По следам инопланетян

  • "Доскажи словечко"

  • "Что ближе, что дальше?"

  • "Подбери правильную

одежду для космонавта

  • "Объяснялки"
  • "Найди свою планету"

  • "Поможем жителям с другой планеты. Что с чем?"
  • "Какими качествами должен обладать космонавт?"
  • "Что пропало с карты Солнечной системы"

  • "Ассоциации"

  • Сюжетно-ролевые
  • "Путешествие на Луну"
  •  "Космодром"

  • Конструктивные
  • "Космический корабль"
  • "Космодром"

  • Подвижные
  • "Солнечные зайчики"
  • "Кто быстрее?"
  • "Земля и ее спутники"
  • "Вокруг солнца"

- Развивать мыслительные способности детей.

- Учить образовывать цепочку однокоренных слов.

- Учить  различать прямое и переносное значение слов; подбирать синонимы и антонимы к словам.

- Учить называть слова с заданным звуком.

-Закреплять умение называть недостающие слова в рифму.

- Определять расстояние между  планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.

- Отбирать соответствующую одежду для космонавта, обосновывать свой выбор.

- Учить образовывать сложные слова.

- Учить ориентироваться в замкнутом пространстве, находить и располагать игрушки по инструкциям воспитателя. 

- Учить  употреблять категории творительного падежа.

- Закреплять физические качества, необходимые будущим космонавтам.

- Учить  употреблять категории родительного падежа единственного и множественного числа.

- Закреплять знания детей о космосе.

- Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

- Развивать творчество, конструкторские способности; закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели. Закреплять навыки совместной деятельности, умение договариваться.

- Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

1 неделя

1 неделя

1 неделя

1 неделя

1 неделя

1 неделя

2 неделя

2 неделя

2 неделя

2неделя

2 неделя

2 неделя

2 неделя

1 неделя

2 неделя

1 неделя

2 неделя

1 неделя

1 неделя

2 неделя

2 неделя

2 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

2 пол.дня

2 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

2 пол.дня

2 пол.дня

2 пол.дня

1 пол.дня

2 пол.дня

1 пол.дня

2 пол.дня

2 пол.дня

2 пол.дня

2 пол.дня

1 пол.дня

1 пол.дня

2 пол.дня

2 пол.дня

группа

группа

прогулка

группа

прогулка

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

группа

прогулка

прогулка

прогулка

прогулка

9.Просмотр мультфильмов

  • "Возвращение со звезд" Союзмультфильм
  • "Тайна третьей планеты"

-Закрепить информацию, полученную ранее. Поддерживать интерес к данной теме.

2 неделя

2 неделя

2 пол.дня

1 пол.дня

группа

группа

10.Чтение художественной и познавательной литературы

  • Г.Юрлин "Что внутри?"
  • Е.П.Левитан "Малышам о звездах и планетах"
  • А.Леонов «Я выхожу в космос»
  • Ю.Гагарин "Вижу землю"
  • Е.П.Левитан "Звёздные сказки"
  • К.А.Порцевский "Моя первая книга о Космосе"

-Поддерживать интерес  к теме проекта,

побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

1 неделя

1 неделя

1 неделя

2 неделя

2 неделя

2 неделя

1 пол.дня

2 пол.дня

1 пол.дня

2 пол.дня

1 пол.дня

1пол.дня

группа

группа

группа

группа

группа

группа

11.Слушание музыкальных произведений

  • "На пыльных тропинках далёких планет..."

 (в исполнении Сергея

Трошина)

  • О.Емельянова  "Наш звездолет"

-Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.

1 неделя

2 неделя

2 пол.дня

1 пол.дня

группа

группа

12. Отгадывание загадок,

сочинение рассказов  на тему «Космические истории»

-Развивать умение отгадывать загадки,

последовательно составлять рассказы по теме.

1,2 нед.

1,2пол.дня

группа

13. Физкультурный досуг «Тренировка будущих космонавтов»

- Развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

2 неделя

1 пол.дня

физ.зал

14. Выставка рисунков, макетов, поделок всех участников проекта.

- Создать радостный эмоциональный настрой; учить радоваться результатам творчества.

2 неделя

1 пол.дня

группа

15. Создание с детьми энциклопедии о космосе.

-Закрепить, обобщить и систематизировать знания детей о космосе, вызвать желание создать детскую энциклопедию своими руками. Развивать творчество, фантазию.

2 неделя

2 пол.дня

группа

16. Выпуск стенгазеты о космосе

-Вызвать эмоциональную радость, закрепить знания по теме.

2 неделя

2 пол.дня

группа

4 этап-

рефлексия-презентация

-Презентация о космосе, проделанной работе.

-Создать эмоциональный радостный настрой, желание делиться своими впечатлениями от полученных знаний.

3 неделя

1 пол.дня

Муз.зал

Работа с родителями

1.

Консультации для родителей "Все о космосе", "Первые космонавты"

2.

Создание рассказов  и сказок о космосе

3.

Создание энциклопедии о космосе

4.

Создание плаката про Белку и Стрелку

5.

Создание поделок  на космическую тему

Вывод:

  • В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

  • Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Покорение космоса"

Проект с детьми старшей группы детского сада«Покорение космоса» Вид проекта: творческий, игровой, исследовательский.Продолжительность проекта: средний (5 недель).Участники проекта: дети старшей г...

Педагогический проект "Покорение космоса"

Цель: обогатить опыт детей знаниями об окружающем мире.Участники проекта: дети, родители, воспитатели.Задачи проекта:Сформировать у детей понятие "космос", "космическое пространство"закрепить представ...

Педагогический проект "Покорение космоса"

Цель проекта:  Формировать представление детей старшего дошкольного возраста о космосе, выдающихся людях и достижениях России в области изучения космоса....

2018г КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОСМОТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ООД "Космос" в старшей группе

Представляю Вашему вниманию конспект ООД, которое проводилось в рамках тематической  "Космической недели"....

Педагогический проект «Мир космоса»

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «САМАРА.КОСМОС»

Цель: изучить с детьми историю космонавтики и вклад Самарской области в развитие отрасли, развивать патриотические чувства у детей средней дошкольного возраста, гордость за родной город и страну....

Педагогический проект "Тайны космоса"

Проект долгосрочный и предназначен для детей 5-7 лет...