Проект "Наши зелёные друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проект экологический, познавательно- исследовательский, долгосрочный  для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального района

«Удорский»

МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка» п. Усогорск

Принята                                                                     Утверждаю:

педагогическим советом                                          Заведующий МДОУ

                                                                    «Усогорский детский

Протокол № 1                                                            сад «Аленка»

от  28 августа 2014г                                                   _____________ Н.П. Худякова

                                                                                    «___» ____________  2014г

ПРОЕКТ

«НАШИ ЗЕЛЕНЫЕ ДРУЗЬЯ»

Выполнили:

Карманова Е.Г.,

воспитатель,

Каширина О.С.,

воспитатель

Усогорск

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА…………………………………….…3 стр.
  2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА….3 стр.
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………………...4 стр.
  4. ЭТАПЫ ПРОЕКТА …….…………………………………………………………...6 стр.
  5. ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ………….8 стр.

ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ………………………………………........9 стр.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………12 стр.

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

Сроки: 4 месяца.

Возраст: 5-6  лет.

Актуальность.

Процесс приобщения детей к природе и ее защите длительный и многогранный, требует систематических и планомерных знаний воспитанников. Разработка проекта "Наши зеленые друзья" стало для нас наиболее актуальной, потому что дошкольники к животным относятся более бережно, чем к растениям. Одна из причин этого заключается, скорее всего, в том, что животных легче, чем растения идентифицировать с собой, наделив их разумом и переживаниями, сходными со своими собственными. Почему? Потому что дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития и значении.  Поэтому возникла проблема: "Как помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни цветов, понять красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому".Данный проект имеет практическое значение и может быть рекомендован как современная технология реализации экологического воспитания в системе дошкольного образования детей.

2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Цель:Актуализация и систематизация знаний о цветах. Создание условий, стимулирующих к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую и трудовую деятельность.

Задачи:

1. Расширять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Учить классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, лес, сад, дом).

3.Углубить знания детей об условиях, необходимых для роста, развития растений.

4. Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

5. Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

6.Развивать конструктивные, изобразительные, способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

7.Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям.

8. Продолжать развивать интерес к музыкальным произведениям, художественной и познавательной литературе.

9. Пополнить литературный багаж детей стихотворениями, поговорками, загадками, народными приметами по данной теме.

10. Привлечь родителей к сотрудничеству над проектом.

Ожидаемые результаты:

1. Закрепление и расширение знаний о цветах нашего края, об их особенностях, классификации цветов по месту их произрастания.

2. Повышение уровня экологической культуры (дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе).

3. Развитие исследовательской деятельности в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

4. Вовлечение детей в творческую деятельность.

5. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

6. Установление взаимосвязи родителей с дошкольным учреждением, что повышает качество реализации образовательного процесса.

7. Развитиепознавательного интереса, любознательности.

8. Освоение трудовых навыков по уходу за цветами.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Ресурсное обеспечение проекта:

- художественные и музыкальные произведения.

- уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

- фотоаппарат, компьютер, инвентарь садово-огородный, лупы.

- наглядный материал (цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов, гербарий,"травянчик", семена цветов, схемы, алгоритмы, настольно-печатные игры, дидактические игры, природный, настольный театр "Ромашкины сказки",  бросовый  материал, костюмы для спектакля).

Программно - методическое обеспечение:

1. Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М.: Мозаика-синтез, 2010.

2. Шорыгина Т.А. "Цветы: какие они?" Книга для воспитателей. "Дошкольное воспитание"2007г.

3. Масленникова О. М., Филиппенко А.А. "Экологические проекты в детском саду" - Волгоград: Учитель, 2011.

4. Павлова Л.Ю. "Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром".

5. Костюченко М.П. "Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет" - Волгоград: Учитель, 2012.

6. Дыбина О.В. "Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников" - М.: ТЦ Сфера, 2013.

7. Машкова С. В. "Познавательно- исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе" - Волгоград: Учитель, 2012.

8. "Атлас комнатных растений: 400 популярных видов" - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

9. Багрова Л.А. "Я познаю мир: Растения" - М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998.

10. Лободина Н. В. "Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы" - Волгоград: Учитель, 2012.

11. Николаева С.Н. "Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада"-М.: Мозаика-Синтез, 2010.

12. Кобзева Т. Г. "Организация деятельности детей на прогулке" - Волгоград: Учитель, 2013

13. Карпова С. И. "Развитие речи и познавательных способностей дошкольников" - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.

14. Османова Г. А. "Времена года для дошколят: Картинки. Стихи. Сказки. Приметы" - СПб.: КАРО, 2011.

15. Шорыгина Т. А. "Какие месяцы в году? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей" - М.: Издательство ГНОМ, 2013.

16. Посвянская Н.П. "Живая планета. Занятия с детьми дошкольного возраста" - М.: ООО "Издательство Скрипторий 2000», 2005.

17. Парамонова Л.А. "Развивающие занятия с детьми 5-6 лет" - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

18. Хоффман Г., Алторяй М. "Что растет на лугу" /Перевод с немецкого Т.П. Панфиловой.

4. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

- Сбор и анализ методической литературы по данной теме.

- Разработка дидактических игр, пособий, схем, алгоритмов, изготовление настольного театра "Ромашкины сказки".

- Подборка демонстрационного материала.

- Подборка стихотворений, загадок, сказок, легенд, рассказов по данной теме.

- Выбор методов и приемов работы с детьми и родителями.

- Подборка подвижных, пальчиковых игр, упражнений, физминуток, комплекса утренней зарядки, сценария спектакля.

- Подготовка семян цветов, рассады.

- Подбор костюмов для театрализованного представления "Тюльпан - великан".

Основной этап

- Проведение бесед, наблюдений, опытов, поисково-исследовательскойдеятельности.

- Организация игр, чтение художественной литературы, заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок, заучивание слов театрализованной постановки сказки "Тюльпан - великан".

- НОД по темам "Путешествие в весенний лес. Первоцветы", "Путешествие на луг", экскурсия в цветочный магазин "Азалия", "Цветы", "Зеленая аптека", "Волшебные цветы", "Торт для Нюши", "Гвоздика", "Нарцисс", "Одуванчик", "Эти удивительные растения", "Городецкие цветы" (по мотивам городецкой росписи), "Тюльпаны", "Цветок в вазе".

- Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток,консультаций, рекомендаций.

- Выращивание рассады и посадка на клумбы 60 цветов.

- Посадка новых цветов для уголка природы.

- Оформление плаката "Растут цветы для красоты".

- Изготовление дидактических игр: "Собери цветок из геометрических фигур", "Собери цветок", "Укрась ковер цветами", "Цветы луговые, садовые, комнатные", "Как растет цветок".

- Сбор информации о цветах для мини-проектов "Мои зеленые друзья" (родители совместно с детьми).

Заключительный этап

- Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.

- Оформление выставки родителями "Опять весна, опять цветы" из бросового и природногоматериала.

- Оформление выставки рисунков "Мой любимый цветок".

- Составление коллекции "Цветы на ткани" и "Цветы на открытке".

- Оформление экологического альбома "Растения нашего участка".

- Показ театрализованного представления "Тюльпан-великан".

- Участие воспитателя в VII Всероссийском творческом конкурсе "Талантоха" с работой "Эти удивительные цветы".

- Изготовление цветов для поздравления ветеранов.

5. ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Виды детской деятельности, формы, методы работы

Виды детской деятельности

Формы и методы работы

1.Игровая деятельность

- Дидактические игры: "Найди растение по описанию", "Собери цветок", "Собери букет", "4 лишний", "Какого цветка не стало", "Рекламные агенты", " Загадай, мы отгадаем", "Собери цветок из геометрических фигур", "Цветы луговые, садовые, комнатные", "Укрась ковер цветами","Жизнь в семенах", "Цветик-семицветик".

- Игра ТРИЗ: "Цветок и волшебный дом", "Чудо цветок".

- Словесные игры: "Я садовником родился", "Веселый счет", "Продолжи предложение", "Придумай загадку о цветке", "Опиши цветок", "Я знаю пять названий…", "Назови ласково", "Правильно - не правильно", "Собери предложение", "Что общего и чем отличается", "Скажи наоборот".

- Хороводная игра: "Таня по садочку ходила".

- Строительная игра: "Построим сад и посадим цветы".

- Сюжетно-ролевые игры: "Магазин "Цветы".

2.Коммуникативнаядеятельность

- Беседы: "Береги живое", "Комнатные цветы", "Цветы - лекари", "Мой любимый цветок", "Садовые цветы", "Красная книга - сигнал опасности", "Если бы я был (садовым, луговым, комнатным) цветком".

- Рассказы воспитателя: "Как пчелки переносят пыльцу", "Растения - часы", "Насекомоядные растения", "Цветы - барометры", "Цветы - синоптики".

- Заучивание стихотворений Т.Собакин "Если я сорву цветок…", Е.Серова "Незабудки".

- Составление детьми сказок "Как Степашка хотел сделать подарок для пчел", "Лейка и цветы", "Мальвина и цветок".

- Заучивание пословиц, поговорок, народных примет о цветах.

3.Двигательная активность

- Подвижные игры: "Кто скорее соберет цветы", "Солнышко, дождик и цветы", "Кто быстрее посадит цветы луговые, а кто садовые", "Один, два, три - букет собери", "Цветы и пчелы", "Маргаритки".

- Комплекс утренней гимнастики "Веночек из красивейших цветочков".

- Физминутки: "Цветочная зарядка", "Одуванчик", "Аленький цветок", "В поле я гуляю, ноги поднимаю", "Цветы".

4.Трудовая деятельность

Совместные действия детей и взрослых: полив комнатных растений, мытье комнатных цветов, посадка комнатных цветов, посев семян однолетников, поливка клумбы с цветами, пересадка рассады на цветник, мытье поддонов от горшков комнатных цветов.

5.Продуктивная деятельность

- Рисование "Мимоза", "Одуванчик", "Городецкие цветы" (по мотивам городецкой росписи)", "Волшебные цветы".

- Оформление детьми плаката "Растут цветы для красоты".

- Лепка из соленого теста "Букет для матрешек".

- Лепка из пластилина "Детский сад мы нарядили и цветочки посадили", "Торт для Нюши» (налеп).

- Аппликация: "Волшебный цветок" (гармошкой), " Гвоздика".

- Конструирование: "Нарцисс", "Цветок в вазе", "Тюльпаны"

6.Чтение художественной литературы

Чтение рассказов, сказок:

- М.Пришвин "Золотой луг"

- И.Соколов-Микитов "Цвета леса"

- В.Катаев "Цветик-семицветик"

- А.К.Толстой "Колокольчики мои"

- С.Я Маршак "Двенадцать месяцев"

- Г.Логздынь "С добрым утром", "Цветовод", "Запах лугов"

-По И. Соколову-Микитову "Незабудки"

- Т. Шорыгина "Колокольчики и гном"

- Г. М. Охапкин "История одного растения".

Стихи о цветах.

7.Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение за комнатными цветами.

Рассматривание цветущих комнатных цветов.

Наблюдение за цветами на цветнике, на участке.

Экспериментальная деятельность:

- Земля.

- Вода и растения.

- Солнце и растения.

- Может ли растение дышать?

- В тепле и в холоде.

- Испарение влаги с листьев растений.

- Выпрямившийся стебель.

- Как по стебелькам.

- Вершки-корешки.

- Для чего корешки?

- Что нужно для питания растениям?

- Где дольше?

- Зачем одуванчику "парашютики"?

- Где расти лучше?

- В погоне за светом.

- Как увидеть движение воды через корешки?

- Как пчёлки перенося пыльцу?

- Кто поможет?

8. Музыкально-ритмическая  деятельность

- П.И.Чайковский "Подснежник",  "Вальс цветов",  "Фея сирени"

- Ф. Мендельсон "Весенняя песня".

- К. Черни "Тюльпан".

- детские песни о цветах.

Работа с родителями

Оформление выставки цветов из бросового, природного материала "Опять весна, опять цветы". Работа над мини-проектом вместе с детьми "Мои зеленые друзья". Помощь в оформлении коллекции "Цветы на ткани" и "Цветы на открытке", помогли собрать материал о лекарственных растениях нашего края, собрали семена для посадки цветов.

6. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.

Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей, вызывает радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запомнятся на всю жизнь. Цветы - это часть живой природы. Основная цель нашего проекта, познакомить с богатым и разнообразным миром цветов, была выполнена успешно.

На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература и составлен перспективный план НОД по теме проекта, а также план совместных мероприятий с участием родителей. Заранее мы ознакомили всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовали и привлекли к сотрудничеству.

На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию рассады цветов для цветника детского сада. Даже самые неактивные, застенчивые, неуверенные дети проявляли желание быть исследователем, следить за развитием растений, рассказать обо всем увиденном окружающим. Дети научились не только определенным навыкам и умениям по уходу и выращиванию цветов, но и распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые растения, как их надо поливать.

На каждый комнатный цветок сделали паспорт, где можно посмотреть, как называется растение, как за ним ухаживать.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания, связей между предметами и явлениями позволяет игра. В своем проекте мы использовали самые разнообразные игры, в которых применяли наглядный материал, придумывали интересные игровые моменты, действия.

Во время НОД нами были использованы здоровьесберегающие технологии. Это занятия в виде прогулки, путешествия,

экскурсии; всевозможные физминутки; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз. Разработали комплекс утренней гимнастики "Веночек из красивейших цветочков".

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность. В группе была организована маленькая лаборатория, целью которой являлось развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи, понимать, что природа - это наш общий дом.

Методика работы в рамках экологического проекта была разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, конструировали, слушали музыку и художественные произведения, сочиняли свои сказки. Для развития творческих способностей, фантазии был изготовлен настольный театр "Ромашкины сказки". Свое актерское мастерство дети показали в спектакле для родителей "Тюльпан - Великан". Выступления детей были со стихами и танцами были яркими и показательными.

В процессе совместной деятельности над проектом активными участниками были родители. Почти все семьи приняли активное участие в конкурсе "Опять весна, опять цветы". В ходе проекта многие родители читали литературу, просматривали странички интернета, заглядывали в "бабушкины сундуки", чтобы помочь своим детям создать мини-проекты, собрать коллекцию "Цветов на ткани", "Цветов на открытке". Также оказали помощь по сбору семян.

Для озеленения участка детского сада нами было посажено 60 цветов (астры, циния, бархатцы, лаватера, петунья), а также на клумбы посеяли календулу и космею. Работа на воздухе несёт заряд энергии, способствует улучшению психического здоровья детей, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие. Из комнатных растений были посажены фиалка, герань, фуксия.

В результате проработанного проекта мы, воспитатели, повысили своё профессиональное мастерство. Карманова Е.Г. участвовала во Всероссийском творческом конкурсе "Талантоха" с работой "Эти удивительные цветы" и была награждена дипломом за 3 место.

К  сожалению далеко не все родители понимают необходимость экологического образования, поэтому работа в рамках проекта оказалась для некоторых мам и пап не совсем привлекательной.

На будущее для себя сделали вывод шире привлекать детей к зарисовке объектов природы. Дети дошкольного возраста не умеют писать, читать, а выражать свои эмоции в рисунке - это им посильно. К тому же воспитатель может больше узнать о ребёнке.

Работа по экологическому проекту "Наши зелёные друзья" способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, формирует уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, даёт возможность работать педагогам в системе и творчески, что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников. Мы уверены, что зёрна доброты, чуткости, милосердия к природе, что мы посеяли в своих детей, дадут добрые всходы. Любовь ко всему живому, аромат цветов детства они сохранят на всю жизнь. На будущее для  себя определили разработать новый экологический проект "Наше дерево".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Наши зелёные друзья на подоконнике"

Цель: Закрепление материала по теме: «Комнатные растения» Задачи: Образовательные: Развитие навыков познавательной деятельности о пользе растений для человека и животных.Закрепить знания об услов...

Презентация к проекту «Наши зелёные друзья»

Презентация к проекту «Наши зелёные друзья»...

Проект "Мои зелёные друзья"

Проект "Мои зелёные друзья"...

Экологический проект "Наши зелёные друзья".

Повышение уровня экологической культуры и знаний детей по теме "Наши зелёные друзья"....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НАШИ ЗЕЛЁНЫЕ ДРУЗЬЯ»

Деревья и комнатные растения – наши зелёные друзья. С ними ребенку проще общаться « на равных» легче представить их своими друзьями. Они окружают нас постоянно, однако большинство лю...

Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе Тема «Наши зелёные друзья»

Конспект интегрированного занятия по аппликации в старшей группе...

Долгосрочный проект "Наши зелёные друзья"

Долгосрочный проект "Наши зелёные друзья" реализуется в старшей группе.Цель проекта:развитие эмоционально -чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры. Итогом...