Интегрированное занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Невероятные приключения на необитаемом острове".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Развитие поисковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Невероятные приключения на необитаемом острове".

Цель: активизация мышления в процессе решения специально созданных проблемных ситуаций.

Задачи: развивать поисковую деятельность детей на основе поставленной проблемы;

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков (экспериментирование с объектами неживой природы);

воспитывать умение вести себя в экстремальной ситуации.

Материал к занятию: Лента выживания. Пенопласт, деревянная дощечка, картон, поролон, очки, бинокль, сеть, веревка, клочки бумаги, банка из-под кофе. Воронка, банка с мутной водой, пластиковые стаканчики, вата, промокательная бумага, кусочки ткани, марля. Мешочек с грецкими орехами. Ракушки, камешки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Давайте все вместе отправимся в путешествие по морю. На чём мы можем отправиться в плавание?

Дети: На корабле, теплоходе, пароходе, яхте, на плоту.

Воспитатель: Занимайте места уважаемые пассажиры (дети садятся в построенную лодку, одевают бескозырки). Скажите, кто из родных людей остался у вас на берегу?

Дети: (мама и папа, бабушка и дедушка и т.д.)

Воспитатель: Что мы пожелаем тем, кто остался на берегу?

Дети: Счастливо оставаться!

– Не скучайте без нас!

– До свидания! До скорой встречи! и т.д.

Воспитатель: А пока мы с вами плывём, я предлагаю пройти инструктаж, вспомнить правила поведение на воде.
Воспитатель показывает схемы-карты правило поведения на воде.
Дети: Научись плавать.
Дети: Купаться только с взрослыми.
Дети: Не заплывать далеко.
Дети: Не купаться в незнакомых местах, в воде могут быть опасные предметы.
Дети: Играть на солнце в панаме.

Воспитатель: Молодцы, правила мы знаем.

 (Звучит тревожная музыка) Но вот налетел ураган, пошёл сильный дождь, на море разыгрался шторм! Держитесь крепче за руки, чтобы волной нас не выбросило за борт! Смотрите! Буря нас выбросила на берег. Ветер стихает, а вот и солнце выглянуло! Представьте, как оно согревает ваше лицо, руки. Что вы чувствуете?

Воспитатель: Интересно, где это мы оказались? Со всех сторон нас окружает вода.

Кто из вас догадался, где мы?

Дети: Мы на острове.

Воспитатель: Интересно, были ли до нас тут люди? Если никто не живет на острове, как его можно назвать?

Дети: Необитаемый остров.

Воспитатель: Как же образовались на Земле острова? (предположения детей).

Воспитатель:  Сначала наша планета была залита водой, потом климат потеплел, вода стала испаряться, и появилась суша,

(Рассматривание с детьми глобуса, нахождение на нём острова).

Воспитатель: А где же наш остров? Найдём его на карте. Вот он. Какой маленький! Что же сделать, чтобы нас заметили проходящие суда?

Дети: Можно зажечь костёр на берегу.

– Можно написать записку, положить в бутылку, закупорить и бросить далеко в море.

– Надо покричать, построить плот.

– Можно выложить на берегу сигнал SOS.

Воспитатель: Ребята, чтобы нам не запутаться и не забыть, что нам нужно для спасения,  давайте каждый наш шаг изображать схемой, называется она «Лента выживания».

Воспитатель: Всё это мы и покажем на нашей ленте выживания (помещаем на ней изображения костра, бутылки, сигнала SOS).

Физминутка “Кораблик”

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.) 
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) 
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) 
Мы по берегу гуляем, 
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) 
Ищем ракушки в песке (Наклоны.) 
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) 
Чтоб побольше их собрать, — 
Надо чаще приседать. (Приседания.)

Ребята, а давайте попробуем выложить сигнал SOS из ракушек. Превосходно!

Воспитатель: Ребята, если мы с вами оказались на необитаемом острове, главное для нас – это что? (выжить и справиться с экстремальной ситуацией) Что нужно сделать в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей? (Найти пресную воду, пищу, построить жильё, построить плот).

Наклеить буквы на «ленту выживания».

Воспитатель: Умницы! Я думаю, вы проголодались. Но запасы продуктов утонули. Что будем делать?

Дети: Можно поискать в лесу фрукты, ягоды (апельсины, бананы, кокосы, ананасы …).

– Можно ловить рыбу (руками, одеждой, заострённой палкой).

- Найти птичьи яйца.

Картинки наклеиваются на «ленту выживания».

Воспитатель: Я нашла на острове что-то вкусное и питательное. Попробуйте догадаться.

Игра- эксперимент «Угадай по вкусу»

Воспитатель: А в моём мешочке для вас ещё один сюрприз.

(Дети на ощупь определяют – орехи).

Воспитатель: Возьмите по одному грецкому ореху и повторяйте за мной:

Пальчиковый игротренинг «Орех»

Я катаю свой орех

По ладоням снизу вверх.

А потом обратно,

Ручкам так приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы стал круглее всех.

(Дети катают орехи между ладонями в разных направлениях, повторяя слова).

Воспитатель: Часто морская волна выбрасывает на берег много разных предметов.  Попробуем найти на острове что-нибудь, что нам пригодиться. (Дети обходят группу и находят очки, бинокль, банку из-под кофе, сеть, веревку).

Воспитатель: Покажите, что вы нашли? Как это может нам пригодиться?

Дети: Сетью можно ловить рыбу. В бинокль можно смотреть, не плывут нам на помощь. Бумага нужна, чтобы разжечь костер.

Воспитатель: Как же мы разведём костер, ведь у нас нет ни спичек, ни зажигалки? (предположения детей: стучать камень о камень, пока не получится искра, вращать деревянную палочку на дереве, можно линзами очков поймать солнечный луч и направить его на сухие ветки).

Воспитатель: А для чего нам может пригодиться банка?

Дети: Можно из нее пить, как из стакана.

Воспитатель: Ну и жара на этом острове! Так хочется пить! Можно ли пить морскую воду?

Дети: Нет, нельзя, потому что она солёная.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Можно поискать родник.

– Выжать сок из апельсинов.

– Собрать дождевую воду, росу с листьев.

Воспитатель: Можно ли такую воду пить сразу?

Дети: Нет, она грязная, в ней могут быть мусор, микробы.

Воспитатель: Надо ее очистить или профильтровать.

Опыт «Очищение воды с помощью угольного фильтра»

(Дети подходят к столу, на котором стоит налитая в банки мутная вода, рассматривают разные очистительные средства: вата, марля, ткань, фильтровальная бумага; дети процеживают воду, выясняют, какой фильтр лучше очищает воду).

Воспитатель: Молодцы! А можно ли эту воду пить сразу?

Дети: Нет, ее надо прокипятить.

Воспитатель: Для чего воду необходимо прокипятить? (Чтобы уничтожить вирусы).

На «ленту выживания» наклеиваются картинки с водой, кипяченой и фильтрованной.

Воспитатель: Ребята, а из чего мы можем построить жильё на необитаемом острове? (Ответы детей.) А давайте нарисуем жильё, которое вы хотите построить.

Рисунки наклеиваются на «ленту выживания».

 Воспитатель: Скажите, а если бы мы решили строить плот или лодку, какой из этих материалов вы бы выбрали? (Если среди ответов детей появляется высказывание о том, что можно изготовить лодку, то воспитатель развивает эту идею.)

-Дети, подскажите, пожалуйста, как и из чего можно сделать лодку.

-Какими свойствами должна обладать лодка? (Держаться на воде и не тонуть).

(Дети рассматривают лежащие на столе материалы для строительства плавучего средства: пенопласт, поролон, картон, дерево).

Дети: Я бы выбрал пенопласт, потому что он не тонет в воде.

– А я бы выбрала дерево, оно прочнее и тоже не тонет.

Проводится эксперимент, где дети определяют материалы на плавучесть.

Воспитатель: Какие материалы нам не подходят? Почему?

Дети: Это картон и поролон. Они впитывают воду, размокают и тонут.

(Дети проверяют правильность суждений, картинка с корабликом наклеивается на ленту выживания)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершили незабываемую прогулку, и попали в сложную ситуацию. Из неё мы вышли с честью, многому научились, узнали много нового. Давайте вспомним всё с самого начала, перечислим, что нам понадобилось (перечисление по ЛЕНТЕ ВЫЖИВАНИЯ).

А что нам помогло построить ЛЕНТУ ВЫЖИВАНИЯ – (ответ детей) ДРУЖБА!

Воспитатель: Молодцы! Но что это? Я слышу звук самолета! (Запись.) Кто-то спешит нам на помощь. Надо привлечь его внимание!

Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой! Как приятно мне было общаться с такими умными детьми! Давайте  расскажем, всем о наших «Необыкновенных приключениях на необитаемом острове”.

Подарки для детей.

Литература:

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»/сост. Н.В.Нищева.

Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие " Невероятные приключения на необитаемом острове" Подготовительная группа

МДОУ «Детский сад п. МолодежныйПрелюбского муниципального районаСаратовской области».  Занятие "  Невероятные приключения на необитаемом острове". Подготовительная группа...

Конспект интегрированного занятия с применением театрализованной деятельности детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Агафьи».

Цель: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности....

Интегрированное занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Интегрированное занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе...

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему: "Свойства воздуха"

Цель: формировать представление детей о воздухе  и его свойствах.Образовательные задачи:-       систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха-...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Колесо истории» с использованием ИКТ

Цель:Расширить знания о государственном празднике  России – 23 февраля.Программное содержание:Образовательные задачи:Формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны.С...