Интегрированное занятие ОБЖ и исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе тема: «Землетрясение»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие
ОБЖ и исследовательская деятетьность в подготовительной к школе группе
тема: «Землетрясение»
Цель:
Дать детям понятие о землетрясении, его силе, разрушительных последствиях.
Задачи:
Познакомить с понятиями: «тектонические плиты», «баллы», «сейсмолог».
Экспериментальным путем выяснить: степень разрушения при землетрясениях разной силы; положение тектонических плит и их движение при землетрясении; степень разрушения высоких и низких построек.
Продолжать учить детей экспериментальным путем моделировать явление и делать выводы из результатов эксперимента.
Обогатить словарь детей новыми терминами: землетрясение, цунами, тектонические плиты, сейсмолог. Учить четко выражать словами результаты своих наблюдений за ходом экспериментов, использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Познакомить детей с правилами поведения при землетрясении.
Ход занятия:
Беседа с детьми:
Здравствуйте дети!
Недавно мы свами чувствовали подземные толчки- землетрясение!
Вы помните? Кто из вас почувствовал?
Сегодня я хочу вам рассказать, как это происходит и показать несколько примеров землетрясения, путем экспериментов и еще как правильно вести себя при землетрясении. Вы хотите все это узнать?
Землетрясение — это сильное встряхивание земной поверхности, страшная природная катастрофа. Оно может продолжаться несколько секунд или несколько минут. Последствия землетрясений ужасны: погибшие люди, разрушенные города, пожары от поврежденных газопроводов и электросетей, потопы от разорванных водопроводов.
Почему же происходят землетрясения? (презентация)
Под слоем земной коры скрывается очень горячая магма. Она расплавляет даже камни. Затем эти расплавленные камни от попавшей к ним воды твердеют, растут, меняют форму и приподнимают земную кору. Там, где земная кора гибкая, она гнется постепенно.
Показ воспитателя: выгибание металлической или пластиковой пластины.
А в тех местах, где земная кора хрупкая, она лопается и в ней образуются трещины и разломы, в которые проваливаются целые здания и даже улицы
Показ воспитателя: выгибание чипсы-пластины и взламывание ее.
Эксперимент «Высокие и низкие постройки»
В тех местах, где есть опасность землетрясений небольшие здания строят из легких материалов, а высотные здания или не строят вообще, или строят так, чтобы при толчках они раскачивались, но не разрушались.
Сила землетрясений
Для измерения силы землетрясений используют 12 баллов.
Самые слабые толчки обозначаются цифрой «1», чуть сильнее - 2 балла, а к полному разрушению приводят толчки силой 12 баллов.
Эксперимент «Сила землетрясения» (деятельность детей)
Постройте на дощечке несколько домов. Теперь будем очень легко толкать дощечку — на 1 балл. Что произошло? Ничего не произошло. При толчках силой один балл. Люди могут вообще ничего не заметить.
Попробуем толкнуть дощечку чуть сильнее. Что мы наблюдаем на нашей модели города? Некоторые постройки разрушились. Некоторые устояли, но сдвинулись. Так происходит при толчках средней силы.
А теперь устроим сильные толчки — с силой двигайте дощечку. Что мы наблюдаем? Большие разрушения. Так происходит при землетрясении сильном — 8 баллов и больше.
Тектонические плиты
Оболочка нашей планеты не сплошная, а состоит из тектонических плит. Большинство крупных, сильных землетрясений происходит на краях этих плит, когда эти тектонические плиты двигаются резко, сталкиваются друг с другом и земля начинает трястись.
Эксперимент «Тектонические плиты» (деятельность детей)
Положите вплотную друг к другу две дощечки для лепки — это тектонические плиты. Сверху соорудите постройки из строительного материала. Сделайте постройку прямо на месте соединения дощечек. А теперь попробуем смоделировать движение тектонических плит — сдвигаете их, надвиньте одну на другую. Что происходит? Постройки рушатся, особенно быстро и сильно разрушаются постройки на месте соединения тектонических плит.
Ученым хорошо известны места на нашей планете, где соединяются тектонические плиты. Именно в этих местах чаще всего происходят землетрясения.
Ученые, которые изучают землетрясения, называются сейсмологами. Они могут достаточно точно установить, где произойдет землетрясение, но предсказать. Когда оно произойдет, удается очень редко. Но все равно ученые-сейсмологи постоянно наблюдают за опасными местами, стараясь обнаружить движение внутри земли.
А вот у некоторых животных есть способность ощущать приближающееся землетрясение. Собаки начинают выть, змеи выползают из своих укрытий, а куры, как сумасшедшие, носятся по двору.
Правила поведения при землетрясении:
1. Если землетрясение застало вас в помещении, как можно быстрее вместе со взрослыми выбегайте на улицу, подальше от зданий — они могут рухнуть и обломки упасть прямо на вас.
2. Если выбежать из здания не удается, залезьте под стол, под кровать или встаньте в дверном проеме или в углу.
3. Не прячьтесь в подвалах, подземных переходах, так как если их сверху завалит разрушенными зданиями, вы окажетесь в подземной ловушке и помощь может не успеть.
4. Держитесь подальше от окон — разбившееся стекло может поранить.
5. Нельзя пользоваться лифтом при землетрясении — он может оборваться и упасть, либо застрять, тогда есть опасность задохнуться в нем.
6. Нельзя пользоваться спичками, свечами, зажигалками — может произойти взрыв, так как при землетрясении часто повреждаются газовые трубы и газ выходит наружу.
Подвижная игра с флажками «Опасные и безопасные места в помещении»
Воспитатель раздает детям флажки красного и зеленого цвета (кружки) и называет места в помещении, дети должны добежать до места и определить опасное это место или нет, подняв флажок нужного цвета.
Итак, расскажите мне пожалуйста, как вы понимаете, что такое землетрясение?
Чем измеряется сила толчка?
Что такое тектонические плиты?
Как называются ученые, которые изучают землетрясение?
Как нужно вести себя при землетрясении?
Назовите самое безопасное место в помещении?
Самое опасное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»
Цель:§ развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.Задачи:§ познакомить детей со свойствами разных материалов (солома, веточки, камень).§...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Колесо истории» с использованием ИКТ
Цель:Расширить знания о государственном празднике России – 23 февраля.Программное содержание:Образовательные задачи:Формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны.С...

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Резина и её свойства»
Цель: углубление и расширение представлений о резине и ее свойствах...

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательская деятельности в подготовительной к школе группе. Тема «Путешествие в город Здоровья».
Уточнять и расширять представления детей о том, что здоровье одна из главных ценностей жизни, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: Воздух и его свойства.
Уточнить понятие детей о том, что воздух-это не «невидимка», а реально существующий газ;Познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий; воздух можно почувствовать; воздух...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериме...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Знайки» Тема: «Лед и его свойства»
Формирования познавательной активности детей через экспериментирование со льдом....
