НОД по познавательному развитию "Пузырик"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Серикова Елена Александровна

НОД по познавательному развитию "Пузырик" с элементами экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puzyrik.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию в средней группе

Приключения веселого  Пузырика

Воспитатель

Серикова Елена Александровна

Цель: активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды.

Задачи:

-  развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;

-  активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах мыла и воды:

• мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри;

• при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат;

• при добавлении краски вода окрашивается, пузыри принимают оттенки цвета;

-  учить самостоятельно проводить «исследование», размышлять, обобщать результаты опытов;

-  упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом;

-  активизировать словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать;

-  познакомить с нетрадиционным способом рисования мыльными пузырями;

- воспитывать аккуратность при работе с водой и мылом; развивать эмпатию, желание помочь другим.

Оборудование: кукла Пузырик, корзинка, рисунки-схемы «Как получить пузыри», предметные картинки, отображающие аромат мыла (апельсин, яблоко, земляника, роза), ватман; для детей: кусочки мыла с различными ароматами (апельсин, яблоко, земляника, роза), коктейльные трубочки; тазы, стаканы, краски, полотенце.

Предварительная работа:

-  экскурсия в прачечную;

-   наблюдение за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;

-  чтение: КИ. Чуковский «Мойдодыр», А.Л. Барто «Девочка чумазая», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Э. Фарджон «Мыльные пузыри».

Ход занятия:

Дети входят, здороваются с гостями.

Воспитатель обращает внимание детей на домик

- Что за домик здесь стоит? Кто в нём живёт?

Дети: пузырь, соломинка и лапоть.

Воспитатель: Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Мирно жили, друг с другом дружили, но и своих братьев и сестричек не забывали.

        У лаптя был брат, всюду они вместе с ним ходили, крепко дружили.

        У соломинки было целое поле соломинок – сестричек. Весело они жили, друг к другу в гости ходили.

Только у Пузыря не было никого, ни братишек, ни сестрёнок, один – одинёшенек.

И всё бы ничего, да загрустил наш Пузырь – ни ест, ни пьёт, ходит печальный, вот – вот лопнет от тоски…

Из домика выходит грустный Пузырик.

В руках у него корзинка.

Пузырик: Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Пузырик. Вы не видели моих друзей пузырят? Я нигде их не найду. Соломинка и Лапоть говорят, что они появляются из волшебных кубиков, которые лежат в этой корзинке. Я их грел, кормил, тер, но пузырята так и не появились. Может, вы мне поможете?

Пузырик. А вы знаете, как называются эти кубики?

Дети: Нет.

Пузырик: Чтобы узнать предмет, с ним надо познакомиться. А в этом деле у нас есть помощники. Какие, ребята?

Дети: Глаза, уши, рот, нос, руки.

Дети садятся на стульчики.

Пузырик: Сейчас вы увидите предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью помощников.

Воспитатель открывает коробку и, не вытаскивая мыла из упаковки, показывает детям.

Пузырик: Первый наш помощник — глаза. Что они вам говорят о предмете? Какой он?

Дети: Прямоугольный, овальный, белый, розовый, сиреневый.

Пузырик: Следующий помощник — уши. Они о чем говорят? Предмет звуки не издает.

Пузырик: А рот с язычком нам помогут? Нет. Этот предмет нельзя брать в рот, он несъедобный.

Пузырик: Сейчас возьмите этот предмет в руки. Что они вам говорят о предмете? Какой он?

Дети: Холодный, твердый, тяжелый.

Пузырик: Какой помощник нам еще может помочь? Нос. Что он говорит о предмете?

Дети: Ароматный, душистый, пахучий.

Пузырик: Закройте глаза, попробуйте представить себе предмет, который имеет такой аромат.

Вывешивает картинки, изображающие предметы,

соответствующие аромату мыла.

Пузырик: Откройте глаза, найдите изображение этих предметов на картинке. Проверьте друг друга.

Дети выполняют задание.

Пузырик: Вы догадались, что это?

Дети: Мыло.

Пузырик: Мы рассказали все об этом предмете, а для чего он нужен?

Дети: Умываться, стирать.

Пузырик: Я понял, этот волшебный кубик — мыло, но как из него сделать ребят — пузырят?

Версии детей.

Пузырик: Что-то я не совсем понял, а вы можете мне показать, как это делается?

 Что необходимо для того, чтобы сделать пузыри?

Дети отвечают.

Пузырик: Подойдите к столу и посмотрите, что вам пригодится.

Дети подходят к столу.

Пузырик: Итак, мы готовы. Что необходимо помнить при работе с мылом?

Дети: Беречь глаза, не трогать глаза, рот.

Дети занимают рабочие места, воспитатель обращает внимание на воду.

Пузырик:  Какая вода?

Дети: Прозрачная, теплая, без запаха.

Дети опускают кусочек мыла в воду, размыливают его.

Пузырик:  Вы размылили мыло, какое оно стало?

Дети: Скользкое.

Пузырик: Что произошло с водой?

Дети: Стала мутная, непрозрачная, пенится, есть запах мыла.

Пузырик:  Почему?

Дети: Мыло растворилось в воде.

Пузырик: Возьмите трубочки и подуйте через них в воду.

Пузырик: Ура! Мои друзья пузырики появились. Какие пузыри у вас получились?

Дети: Большие, маленькие, переливаются на свету.

Пузырик:  Что произойдет с пузырями, если к ним прикоснуться?

Дети. Лопнут.

Пузырик:  Почему?

Дети: Они тонкие.

Пузырик:  А если подуть?

Дети: Они полетят, они легкие.

Пузырик:  Как выдумаете, внутри пузырей что-то есть?

Дети: Воздух, мы их надуваем.

Пузырик: Ура, у меня теперь много друзей - пузырят, только я боюсь, что забуду, как их искать. Вытирайте руки, ребята.

Задание: разложить рисунки-схемы в последовательности, отражающей появление мыльных пузырей.

Пузырик:  Я понял, давайте поиграем в пузыри.

Чтоб пузырик получить,

Надо чудо совершить.

Взять простой кусочек мыла

И водичкою полить.

Три минуты подождать,

Быстро-быстро размещать.

Полетели пузыри

Легкие, как мотыльки,

С ними можно поиграть,

Половить и полетать.

В контейнер с водой уронил

краску.

Пузырик: Ой, ребята, я нечаянно в воду краску уронил. Что теперь с моими друзьями произойдет?

Версии детей.

Пузырик:  Как вы думаете, что произойдет с пузырями, если добавить другие цвета?

Дети берут краски разных цветов,

добавляют в мыльную воду, делают пузыри.

Пузырик: С пузырями играют, красками рисуют. А что же делать с цветными пузырями? А цветными пузырями можно рисовать.  Давайте нарисуем моим друзьям, соломинке и лаптю, красивую картину мыльными пузырями.  Вы когда-нибудь рисовали мыльными пузырями? Сейчас попробуем! Будем настоящими художниками!

Дети рисуют цветной пеной.

Пузырик: Ребята, на что похож наш рисунок мыльными пузырями?

Версии детей.

Пузырик: Молодцы! Подарим наш рисунок соломинке и лаптю. Соломинке и лаптю очень понравился наш рисунок, и они приглашают вас потанцевать.

Звучит музыка, дети танцуют

Пузырик: Дети, спасибо вам за помощь, я научился создавать друзей – пузырят. Теперь я никогда не буду один – одинёшенек. Пойдемте в группу пускать мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...