Занятие "Воздух - невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Путро Татьяна Анатольевна

Родительское собрание

«Роль семьи в речевом развитии ребенка 2-3 года жизни»

 

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей — в тот неза­бываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле — гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и ме­сяцы, в течение которых ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое небо (все это по-на­учному называется артикуляционный аппарат) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.

Психологи все настойчивее подчеркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирова­ние (хотя, конечно, совершенствоваться она будет и в дальнейшем). В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамма­тически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает сло­варный запас.

Речь — явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш позна­ет окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте — необходимое условие для овладения грамотой, для дальней­шего обучения в школе.

Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Известный писатель и исследова­тель детской речи К. И. Чуковский отмечал: «...воспитание речи есть все­гда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребенка.

Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредст­венном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен прежде всего слышать речь. Малыш слушает обращенные к нему ласко­вые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издает звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нем основы будущей речи. Вот почему ре­чевое общение ребенка и взрослого — необходимое условие возникнове­ния и развития речи малыша.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с ма­лышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.

Некоторые родители считают, что неправильное произношение зву­ков, торопливая или недостаточно отчетливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи — возра­стное явление, проходящее со временем. Конечно, если трехлетний ма­лыш не всегда правильно строит предложение, не может последовательно и логично передать содержание прочитанной ему сказки, рассказа, допус­кает лексико-грамматические ошибки или неправильно произносит неко­торые звуки, то ничего страшного в этом нет. Это вполне объяснимо фи­зиологическими (возрастными) особенностями формирования детской речи. Но недопустимо, когда ребенок в пять, шесть и даже в семь лет не может поддержать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, непра­вильно произносит звуки.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей сте­пени зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружаю­щими. При своевременном и правильном речевом развитии ребенок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Он легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко и яс­но излагать свои мысли. Он охотно выступает с чтением стихов перед сверстниками, делится с ними своими переживаниями и впечатлениями.

Дети же, которые нечетко произносят звуки, заменяют одни на другие (особенно если они уже осознали недостатки своей речи), стесняются раз­говаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений, избегают игр, боясь, что другие дети не поймут их или, что еще хуже, бу­дут смеяться над ними. Даже неправильное произнесение одного звука может травмировать ребенка. Пятилетний Вова приходит домой со слеза­ми и жалуется маме: «Мама, а Малинка не хочет со мной играть. Она говорит, что я длазнюсь и не умею говорить...» Мальчик не произносит звук [р], заменяя его на [л]. А его приятельница чисто произносит все звуки, и ей, по-видимому, не нравится, когда ее называют Малиной, а не Мариной. Если ребенок неправильно произносит звуки и знает об этом, то он стара­ется не употреблять слова с этими звуками, используя при этом другие, порой не всегда удачные, отчего речь становится неточной, а иногда и не­понятной для окружающих. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребенка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются на его умственном разви­тии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.

Не у всех детей речь развивается одинаково. Одни рано начинают хоро­шо говорить и правильно произносят все звуки уже к 3-4 годам. Другие го­ворят четко и ясно лишь в 6-7 лет. Даже среди первоклассников встреча­ются дети, которые неправильно произносят некоторые звуки, говорят слишком быстро или недостаточно отчетливо, пропускают звуки и «про­глатывают» окончания слов. Как правило, эти дефекты вскоре сказывают­ся на учебе. Среди второгодников немало детей, плохо усвоивших речь в дошкольном детстве. Все это убеждает: нужно с особым вниманием отно­ситься к речевому развитию ребенка в дошкольные годы.

Как известно, в речевом общении человек выступает то в качестве гово­рящего, то в качестве слушателя, поэтому обычно выделяют две стороны речи: активную (произнесение) и пассивную (восприятие и понимание). Произнесение происходит при помощи речевого аппарата, восприятие и понимание устной речи осуществляются в основном слухом. Восприятие и понимание того, что говорят окружающие, развиваются раньше, а пассив­ный словарь всегда богаче активного. На ранней стадии речевого развития малыш сначала учится понимать обращенную к нему речь и только в даль­нейшем при неоднократном произнесении взрослым одних и тех же слов усваивает их, а затем и сам начинает пользоваться ими.

С целью активизации и расширения словарного запаса ребенка, форми­рования грамматической правильности, развития разговорной и связной речи (активной речи) в книге даны разнообразные игры, упражнения с ус­ложнением их на каждом возрастном этапе. В связи с тем что звуковая культура речи, то есть умение правильно произносить звуки, отчетливо вы­говаривать слова, говорить достаточно громко, не торопясь, выразительно и т.д., должна быть сформирована в основном в дошкольном возрасте (а правильное произношение всех звуков родного языка — даже к 5-6 го­дам), данный раздел в книге освещен несколько шире по сравнению с други­ми. Для воспитания звуковой культуры речи хорошо использовать скороговорки, считалки, пословицы, загадки, небольшие рассказы, стихи.

Однако среди такого огромного разнообразия речевого материала, по­жалуй, только скороговорки (чистоговорки) могут быть использованы и направлены непосредственно на развитие звуковой стороны речи.

Роль скороговорок как речевого материала велика. «Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пу­стословия, а специально для тренировки движений речеобразующего орга­на, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка»1.

Скороговорки (чистоговорки) — это, как правило, небольшой по объ­ему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Они с большим успехом могут быть исполь­зованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артику­ляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти), для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи (дик­ции), но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различ­ным темпом речи (быстро, умеренно, медленно), для работы над интона­ционной выразительностью (логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями).

Заучивание скороговорок осуществляется в слегка замедленном тем­пе, при этом родители должны четко произносить все звуки в словах.

Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухо­вого восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д.

В раннем возрасте (первые два года жизни), ког­да речь только начинает формироваться, основное внимание необходимо уделять воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. В возрасте 3—5 лет наряду с обогащением сло­варного запаса, формированием грамматической правильности ведется работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей, правильного про­изношения звуков, развитию разговорной речи. С детьми старшего до­школьного возраста (5-6 лет), когда звуковая культура речи почти полно­стью сформирована, основная работа направлена на обогащение их словарного запаса, на развитие связной речи: умения пересказывать сказ­ки, рассказы, самостоятельно их придумывать и рассказывать, описывать предметы.

Занятия с детьми надо проводить 2-3 раза в неделю. Если же ребенок отстает в речевом развитии — имеет бедный запас слов, неправильно про­износит отдельные звуки, плохо пересказывает, то занятия надо проводить ежедневно. С детьми 2-3 лет продолжительность занятия не более 7-10 ми­нут. С детьми 5-6 лет — 10-20 минут, 3-4 лет — 20-25 минут. При задерж­ках речевого развития (отсутствие речи к 2-3 годам), при наличии каких-либо дефектов речи (заикание, неправильное произношение большого количества звуков, ускоренный темп речи и др.) следует обратиться к ло­гопеду — специалисту по исправлению речи, который поможет устранить тот или иной дефект.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

• В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торо­пясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие ребенка.

• Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно ос­торожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное сло­во. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напо­минайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

• Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: по­нятен ли ему ваш ответ?

• Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальней­шем — беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи — от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

 Успехов вам , уважаемые родители !

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Средняя группа

 

« Воздух - невидимка»

                                 

Воспитатель: МБДОУ детский сад

№76 «Ромашка»

Путро Т. А.

Брянск 2011 – 2012 уч. год

Программное содержание:

  1. Познакомить  с понятием «воздух».
  2. Дать детям  представление о том, что воздух окружает  нас повсюду.
  3. Познакомить  с некоторыми  его свойствами и ролью  в жизни человека.
  4. Развивать  познавательный интерес, побуждать  к самостоятельному   поиску ответов.
  5. Воспитывать  внимание, наблюдательность.

Оборудование: емкость с водой и стакан; стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка; сказочный персонаж Незнайка, воздушные шары на каждого ребенка.

Ход:

В гости к ребятам входит  озадаченный Незнайка.

Незкайка: – Привет, малыши! Как хорошо, что вы тут собрались. Вы не забыли меня – знаменитого Незнайку?  Помогите мне. Знайка  спросил у меня: «Чем мы дышим?»  А я не смог  ему ответить.

Воспитатель: Не огорчайся, Незнайка, мы с ребятами сейчас выясним и тебе покажем. Оставайся с нами. Чем мы с вами дышим? Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали?  (Выслушивает ответы детей).  Но что такое воздух? Кто его видел? Может, его и нет вовсе?

Незнайка:  Может, его вовсе и нет. Лично  я его  никогда не видел  воздух, а вы, ребята?  (выслушивает ответы, реагирует).

Воспитатель: Погоди, погоди, Незнайка!  Я тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда  вокруг нас. Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.  Но сначала скажем, а почему  мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой?

(Выслушивает ответы детей)

Вывод: Воздух прозрачный, значит, через него все видно.

Воспитатель:  А что еще бывает прозрачным?

 Давайте найдем прозрачные предметы  в нашей комнате.  Вот у нас какие окошки чистые, через них все видно, и деревья, и другие  дома на улице.

Опыты наблюдения

Поиграли мы с утра

Заниматься нам пора.

Но не лепкой, не чтением,

Ждут нас опыты, наблюдения.

Опыт 1. Переворачивает стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в   стакан? Почему нет? (Выслушиваются ответы детей и их гипотезы).

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Опустим снова  стакан в воду. Но теперь держать его будем не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха? Откуда они взялись?  Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3. Подходим к столу со стаканом  с водой и опускаем каждый в свой  стакан соломинку.

Воспитатель: Давайте, дуйте в соломинку. Что у вас получается?  Буря в стакане воды!. Воздух выходит из воды.

Опыт 4.  Надувание мыльных пузырей.

Вывод: Внутри пузырей- воздух.

Ира «Раздувайся, пузырь»

Воспитатель: Незнайка, что ты хотел у нас спросить?

Незнайка: Скажите мне лучше, и я, и вы, ребята, и все люди дышат  через нос?  Правильно. Ну-ка, ребята, подышите своими замечательными носиками, а затем ртом. Что вы чувствуете?  Ладошке становится тепло от вашего дыхания.

А когда  зимой на улице мороз, у нас изо рта идет пар! Это значит, мы дышим. Вы замечали это?

Игры с воздушными шарами.

Незнайка: Я придумал, где можно найти много воздуха  сразу-  в шариках.

Они так и называются (обращается к ребятам) воздушные. Я ужасно их люблю. Мы как бы ловили воздух и  запирали его в воздушном шаре. А у вас в детском саду есть  такие шарики?

Воспитатель дает ему шарик и всем ребятам дарит воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....