Исследовательский проект "Снег белый,пушистый"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Aхметшина Алсу Фаритовна

Обьект исследования -ознакомление со свойствами снега

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2015.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Центр развития ребенка- детский сад №90 “Подсолнушек”

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей старшего дошкольного возраста “Открываем мир”

Секция “Экология”

Исследовательская работа

Тема:” Снег белый, пушистый”

Руководитель проекта(педагоги):

Ахметшина Алсу Фаритовна,воспитатель.

Зайнутдинова Фанзиля Азгамовна,воспитатель.

Воспитанник: Биккулов Дамир Айратович

Подготовительная к школе группа №11

Г. Нижнекамск,РТ

2015г


                                                        Содержание

1.Введение................................................................................................................3

2.Актуальность проблемы………………………………………………………...3

2.Выявление проблемы……………………………………………………………3

3.Цели и задачи…………………………………………………………………….4

4.Планируемые результаты……………………………………………………….4

5.Система работы………………………………………………………………….4

6 Материально-техническая база ………………………………………………...5

7.Основная часть…………………………………………………………….…..5-6

8.Список используемой литературы……………………………………………..7

 Приложение………………………………………………………………  . …8-10

                 

   

                                   

 Введение

 Актуальность проблемы

 Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий

  Выявленные проблемы

 Во время прогулки дети увидели пушистые хлопья снега. Детей выразили радость и неподдельный интерес. Были такие ребята, которые ловили снег ртом и говорили, что это сладкая вата и её надо есть. Другие говорили, что снег есть нельзя, будет болеть горло. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о снеге (снежинках) очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Что такое снег?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о снеге.

 

 Цель проекта

      Ознакомление  со  свойствами снега  путем  развития творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности

   Задачи

-Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов со снегом

-Уточнить и расширить представления о снеге и, помочь понять изменение их свойств.

 - Формировать представления  о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе

 -Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

 - Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) .

-Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

- Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

-Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

                       

  Планируемые результаты.        

     

-Расширение представления о снеге .

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

                                 

                                             Система работы

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

• Обсуждение цели, задачи с детьми.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Перспективное планирование проекта.

II этап – основной.

• Реализация проекта путем решения поставленных задач

III этап – заключительный.

• Оформление результата проекта.

• оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза» по результатам проекта.

               

                                       

 Ожидаемые результаты

-Расширение представления о снеге

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

                                     

   Материально-техническая база

  • оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема,  губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);
  • энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;
  • материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).

Масштаб проекта соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, без каких - либо ограничений по познавательному развитию.

Основная часть

 Каждый раз с приходом зимы и выпадением снега мы переживаем какой-то эмоциональный всплеск. Белое покрывало, накрывшее город, дремучие леса и перелески, бескрайние поля и широкие реки и укутавшее деревья в причудливо мерцающие на солнце одежды, не оставит равнодушным ни ребенка, ни взрослого. В детстве мы могли часами сидеть у окна и наблюдать за тем, как, медленно кружась, пролетают мимо снежинки и тихо опускаются на землю... Мы часто рассматривали их структуру, пытаясь найти две одинаковые, не переставая удивляться красоте и сложности этого волшебного великолепия. Снежная зима всегда наполняет детскую душу чувством радости и необъяснимого восторга. Со временем, когда ребенок взрослеет, это чувство притупляется, однако все равно где-то в глубине души все замирает, и мы наслаждаемся красотой, спящей под белым покрывалом природы. Малыши часто спрашивают у родителей: "А что такое снег?" Взрослые обычно отвечают односложно, мол, это замерзшая вода.  Мы попробуем разобраться не только с вопросом о том, что такое снег, но и рассмотрим его свойства, причем как со стороны науки, так и со стороны поэзии

 Снег - это вид осадков  атмосферы Земли в форме кристаллических водяных льдинок, называемых снежинками. Снег образуется, когда температура воздуха равна или ниже 0 градусов по Цельсию, и в воздухе присутствует достаточное количество влаги. Снег может пойти даже при очень низкой температуре, пока есть любой источник влажности и способ охлаждения воздуха. Верно, однако, что самые сильные снегопады происходят при относительно высокой температуре воздуха: -9 градусов Цельсия или еще теплее - так как воздух при более высокой температуре содержит больше водного пара. 

Свежий снег поглощает звук, снижая воздействие внешнего шума на пейзаж, потому что пузырьки воздуха между снежинками ослабляют вибрации.  Прогулки по снегу при низких температурах вызывают скрип.

Заключение

Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Благодаря  проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.

Исследовательская деятельность помогла развитию познавательного интереса детей, мышления, совершенствованию учебно-интеллектуальные навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.

Знания, полученные детьми, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходившие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

                                            Список литературы

  • Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.
  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:       Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  • Круглова О.С. Технология проектного обучения.//Завуч.-1999.- № 6.-с. 91-94.
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
  • Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.
  • Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17

                           

                                                                                                                Приложение 1

Опыты со снегом.

1. Что такое снег?

Занести снег в комнату и дождаться когда он растает.

Вывод: снег – это замерзшая вода.

2. Сходства и различия льда и снега.

Сходства: оба холодные, тают в тепле, превращаясь в воду.

Различия: снег рыхлый, сыпется, лед твердый; снег падает из тучи, лед образуется при замерзании водоемов.

Вывод: вода может иметь различный вид

3. Почему снег сильно скрипит в мороз?

Снег состоит из снежинок с лучиками, при обламывании происходит скрип. Вывод: в мороз звуки слышны лучше.

4. Могут ли на льду, как и на снегу, остаться следы?

Снег мягкий, рыхлый, набивается в узор подошвы и принимает его форму. Лед твердый, поэтому на нем следы не остаются.

Вывод: на льду след остаться не может.

5. Почему медведь не замерзает в берлоге, ведь снег холодный?

Поместим три баночки с водой в большой сугроб: одну в нижнюю его часть, вторую в середину, и третью в верхнюю часть, припорошив снегом. Через 2-3 часа достанем баночки. В верхней баночке – лед,  в средней – наполовину лед и вода ,  в нижней – вода не замерзла.

Вывод: под снегом тепло, снег играет роль шубы.

6. Что такое снег, как он получается?

Существует круговорот воды в природе. Вода испаряется, скапливается в облака, облака все время двигаются, а когда воды в облаках становится очень много, она выливается дождем (там, где тепло) или выпадает снегом (там, где зима) .

Вывод: вода – замерзший дождь, образуется в облаках при испарении воды из водоемов. Этот процесс называется круговорот воды в природе.

                                                                                                       

                                                                                                                     

                                                                                                           Приложение 2                                                           

Задания на внимание:

1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.

2.    Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.

3.    Обратить внимание, что:

а)    если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;

б)    яркие предметы кажутся ближе, чем темные;

в)    в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.

Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших  детей пользуются игры-эстафеты.  Такие развлечения помогают  содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.

Кто быстрее слепит снеговика

Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»

Флажки

Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.

Снежки

Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков

Кто выше подбросит снежок

В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.

Попади в лунку

Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками. За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков, затем подсчитывают итог.

На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:

—    Ходьба и бег спинами друг к другу.

—    Парный бег (взявшись за руки).

—    Быстрая ходьба с подниманием предметов.

—    Бег вперед спиной.

—    «Беги и не дотрагивайся» (шесть лыжных палок ставятся на расстоянии 2— 2, 5 м друг от друга). Ребенок должен пробежать между палками (змейкой), не дотрагиваясь до них. Вместо палок можно использовать другие ориентиры.

—    Подъем в горку руки за спиной, спуск с горы (можно шагом или бегом).

—    «След в след» — ходьба по следам взрослого,  взрослый при этом учитывает длину детского шага.

После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме, например:

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, в снегу дома,

Ночью к нам пришла... (Зима)

 Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

 Отгадай, кто я таков?

 Я играть с тобой готов:

 То качусь я, то скачу,

А подбросишь — полечу. (Мяч)

 Он в берлоге спит зимой

Под большой сосной,

А когда придет весна,

 Он проснется ото сна. (Медведь)

 В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». Наблюдение за жизнью пернатых, рассказы о том, из чего они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются, — подчас становятся открытием не только для ребенка, но и для взрослого горожанина.

Не забывайте почистить кормушки и положить крошки хлеба, семечки— для детей это  не только увлекательная игра, но и настоящий урок доброты!

Можно задать детям вопросы для размышления:

-Все ли синички одинаковые?

- Кто обедал на рябине? И т.д.

Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.

                                                                                                         Приложение4

 Дидактическая игра "Когда это бывает? Лето - Осень - Зима".

                                                    Цель                

   - уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима;

   - вспомнить признаки этих времен года;

   - учить   находить   признаки   этих  времен   года   на
картинах и картинках

Речевая задача   - обучение составлению сложносочиненных предложений с союзом потому что;

обучение      правильному    употреблению наречия с временным значением.

Материал - большие картины с изображением зимы, лета, осени и маленькие.

Приложение 5

                                               Игры со снегом

Игра «Снежки» направлена на формирование у ребенка представления о пластичности снега. Чтобы познакомить малыша с этим свойством снега, следует отследить, когда погода будет мягкая. Это главное условие, так как только при такой погоде можно преобразовывать снег. Ход игры. Так как снег очень быстро тает в домашних условиях, игру лучше всего проводить на улице. Обратите внимание малыша на снег. Возьмите его в руки и начните совершать с ним разные действия: сжимать, разделять на части и т.д. После чего предложите аналогичные действия совершить ребенку. Затем покажите ему, как можно из снега лепить шарики - снежки. Чтобы ребенку было весело, можно поиграть в догонялки и побросаться снежками.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Белая, пушистая

1.​ Создать радостную атмосферу;2.​ Закреплять двигательные навыки;3.​ Воспитывать дружеские отношения....

Конспект открытого занятия по аппликации "Белый, пушистый зайка" младшей группы для детей с нарушением слуха и речи, 2020г.

Знакомство детей с приёмами работы с ватой и клеем. Уточнение и закрепление знаниий детей о диких животных. Расширять представления о жизни зайца в зимний период....

Белая , пушистая

Спортивный праздник...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...

Конспект ООД в группе раннего возраста на тему «Белая, пушистая зима»

Конспект ООД во второй группе раннего возраста на тему «Белая, пушистая зима» (нетрадиционное рисование)....

Конспект кружковой деятельности по художественно – эстетическому развитию аппликация «Падает белый пушистый снежок» 2 младшей группы

Конспект кружковой деятельностипо художественно – эстетическому развитиюаппликация«Падает белый  пушистый снежок»2  младшей группы...