Конспект открытого занятия в средней группе «Наша Масленица».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Кондрашова Валерия Андреевна

Знакомство детей с историей и традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_konspekt.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №94 комбинированного вида Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

Конспект открытого занятия в средней группе

«Наша Масленица».

Воспитатель: Солнцева В. А.

Санкт – Петербург

2016

Знакомство детей с историей и традициями русского народа.

Цель:  Дать детям представление о народном празднике - Масленица.

Задачи:

  1. Познакомить детей  с русским народным праздником «Масленица».
  2. Знакомить детей с историей, традициями русского народа.
  3. Познакомить детей с русскими народными играми.
  4. Создать положительный эмоциональный настрой.
  5. Учить работать вместе при выполнении коллективной работы.
  6. Продолжать обогащать словарный запас  (Масленица, скоморох, забавы и т.д.).
  7. Развивать ловкость, выносливость, зрительное и слуховое внимание.

Предварительная работа: чтение русского народного фольклора (пословицы, скороговорки, потешки, заклички), беседы, знакомство с народными играми, прослушивание русских народных песен.

Оборудование: 

  • Презентация с использование фото и аудио материалов.
  • Русская народная музыка и песни.
  • Русский народный костюм для Хозяйки.
  • Ватман с нарисованным силуэтом Масленицы, лоскутки, клей ПВА.
  • Блины.
  • Поделки детей на тему Масленица.

 Ход занятия.

На экране слайд №1 – изображение скоморохов и играет песня-зазывалка.

Выходит хозяйка и музыка замолкает: Вот таким образом раньше в деревнях и селах скоморохи зазывали на Масленицу народ.

Здравствуйте, мои юные друзья! Здравствуйте, гости, милости просим!  Посмотрите на меня, как я сегодня нарядна да хороша! А знаете ли почему? Что за праздничная неделя сейчас идет? Масленица! Масленицей провожали зиму и встречали весну. А в народе говорили: «В феврале зима с весной встречаются впервой». Праздник отмечали шумно, весело, с играми, потехами, поэтому Масленицу называли «широкой», «разгульной», «веселой».

 А знает ли кто-нибудь из вас как решили в самый первый раз отметить Масленицу? Нет? Тогда я вам сейчас расскажу.

На экране меняются слайды по мере рассказывания сказки.

Жили-были в некотором царстве, в тридесятом государстве Зима и Масленица (слайд №2). Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо добрых глаз у нее были колючие льдинки. Вместо алых губ — губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее и слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

(Слайд №3) Один раз рассердилась Зима и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:

— Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

(Слайд №4) И задул ветер (Хозяйка дует на ребят, а дети на нее), и разыгралась вьюга (Хозяйка показывает руками, как качаются деревья от ветра - ребята повторяют). Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. ( Хозяйка с ребятами закрывают лицо ладошками, выглядывают и снова прячутся). Видит Масленица — плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнышко не показывается, снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется Весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя, и тут Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам да говорить людям, чтобы они блины стряпали без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. (Слайд №5) А блинчики горячие, круглые, румяные, словно солнышко. Куда блин падал, там и проталинка появлялась. (Слайд №6)  Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься с них будут. Пусть Зима позлится! Мужикам подсказала атаковать снежную крепость Зимы. (Имитируют громкий стук в дверь)  И обязательно всем есть каждый день блины, чтобы душа не смогла в ледышку превратиться, а иначе люди станут холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что им Масленица подсказала. Но этого оказалось мало. Нужно было больше тепла. Что делать?

— Сожгите меня, — сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили они у нее прощение за все, друг у друга попросили прощение, и уже хотели поджечь Масленицу, как какой-то мальчик закричал:

— Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело! (Слайд №7)

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. (Слайд №8) Пламя такое было, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что Весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу, стали ее называть Широкой Масленицей. Вот и сказочки конец, а кто слушал - молодец.

А ну-ка проверю я вас сейчас. Кто мне ответ даст, а чем мы должны лакомиться на масленицу? (Дети отвечают: Блинами). Правильно, блинами.

(Слайд №9) Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

После этого, Хозяйка загадывает загадку:

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (Солнце)

Хозяйка вывешивает солнышко на доску. Перед открытым занятием дети делают коллективную работу «Солнышко».

Хозяйка:

— Наверное, вы знаете, что, когда светит солнце, всем вам и веселее, и настроение у вас улучшается, хочется радоваться, смеяться, больше общаться с друзьями…. Давайте поиграем! (Слайд №10)

Проводится игра «Воротца»: Двое детей стоят, держась за руки (Воротца). Хозяйка под музыку водит детей змейкой через воротца. Музыка останавливается – воротца опускаются. Пойманный ребенок также встает в воротца. Игра продолжается, пока не будут пойманы 4-5 детей.

Хозяйка: Проворные вы, ничего не скажешь.  А печь каравай вы умеете? (Слайд №11)

Русская народная песня «Каравай»

Как на масленой неделе испекли мы каравай

Вот такой вышины, вот такой нижины.

Вот такой ширины, вот такой ужины.

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!

- Я люблю, конечно, всех, а блиночки больше всех! Ух, догоню!

(Хозяйка ловит детей, они убегают на стульчики).

Хозяйка: Ох, и устала я! Давайте отдохнем немножко! А напомните-ка мне, что в сказке предложил сжечь мальчишка вместо Масленицы? Правильно – чучело. Без него ни одно празднование масленицы не обходилось!

И я вам его принесла.

Хозяйка выносит большое изображение Масленицы. Но сарафан у нее не разноцветный, а белый.

Хозяйка: Ой, ребята. Видимо пока я шла к вам в детский сад все цветочки и украшения с сарафана Масленицы Зима украла. Так дело не пойдет! Кто хочет помочь и украсить Масленице платье? (Слайд №12)

Детям предлагается приклеить лоскутки ткани на сарафан.

Какие вы молодцы! Посмотрите, как улыбается Масленица! Скажите, вы проголодались?

Дети отвечают «Да».

 Хозяйка говорит: - А ведь у вас в группе печь волшебная блины печет, да нас поджидает. (Слайд №13)

Хозяйка уводит детей на чаепитие с блинами.

(Музыка на фоне: «Ой, блины, блины, блины…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для средней группы.Тема: «Наша армия родная»

Конспект занятия для детей 4-5 лет.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  действительностью. Труд взрослых. В конспекте изложены: Цель, наглядный  материал, необходимое об...

Конспект открытого занятия в средней группе "Приди, Масленица!"

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района города Санкт-Петербурга.     Конспект   открытого  занятияв средней группе «Б...

Самоанализ открытого занятия в средней группе«Наша спутница - Вода».

Организованная деятельность по окружающему миру в средней группе«Наша спутница - Вода»...

«Дом в котором ты живешь» Конспект открытого занятия в средней группе для родителей в рамках «Дней открытых дверей» на базе МАДОУ № 86

Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»

                 Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»...

Конспект открытого занятия в средней группе: «Каша — здоровье наше»

Цели: Закреплять навыки правильной, выразительной речи, четкой артикуляции звуков; формировать представление о необходимости употребления в пищу каши, о пользе и разнообразии каш....

Конспект открытого занятия в средней группе с использованием ИКТ по познавательному развитию. Тема: «Дикие животные наших лесов»

Конспект открытого занятия в средней группе с использованием ИКТ по познавательному развитию....