Прогулка в зимний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект познавательно-игрового занятия с использованием музыкально-ритмических движений и театральной деятельности в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_v_zimniy_les_ivanova_m.i.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Прогулка в зимний лес»

Конспект познавательно-игрового занятия с использованием музыкально-ритмических движений и театральной деятельности в подготовительной к школе группе  МАДОУ №1 «Родничок» воспитателя Ивановой М.И.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие»

Программное содержание:         

Углубить знания  детей о жизни птиц и зверей в зимнее время года.

Познакомить  детей с новой птицей - клестом, его внешним видом, повадками, особенностями.

Развивать логическое мышление,

Показать детям красоту зимнего леса и его обитателей, используя    различные художественные  средства: музыку, ритмику, поэзию, театрально-игровые действия.

Материал к занятию

 Музыкальный зал оформлен в виде лесной опушки: везде расставлены искусственные елочки, дерево с прикрепленным к нему фигурками птиц, белок; «заснеженные» веточки; пеньки, «сугробы», медвежья  «берлога», домик зайцев; «снежинки», крошки пенопласта, разложенные на полу; мягкие игрушки (белочка, медведь, зайцы).

Запись фрагмента «Зима» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского.

Дидактические игрушки медведь, белка, заяц.

Ноты к песням.

Костюм Зимы для взрослого.

Занятие проводит воспитатель группы и музыкальный руководитель.

Предварительная работа:

Знакомство с жизнью диких животных в зимнее время.

Чтение рассказов  В.Бианки  «Белкина сушильня», «Лесная газета»,

Т.Г. Скребицкого «Зимние гости»;

«Почему зайцы снега ждут» по П.Сонину,

рассматривание иллюстраций,

заучивание загадок,

кормление птиц на участке,

наблюдение за птицами.

Разучивание песен.

Ход занятия:

        

Дети под музыку входят в музыкальный зал.

Воспитатель:

Ребята, а где можно увидеть красивую сказочную зиму?

Сейчас мы отправимся на прогулку  в сказочный  лес, в настоящее  зимнее  царство. Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмем для них угощение. Вы готовы зайти в сказочный лес?

( из зала доносится  музыка)

Это нас  зимняя вьюга закружила в сказочный лес.

( танец импровизация «Вьюга»)

Вы только посмотрите по сторонам!

                Чародейкою зимою

                Околдован лес стоит

                И под снежной бахромою

                Неподвижною, немою

                Чудной жизнью он блестит.

Чуден  русский лес зимой!  Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев.

( дети подходят к «заснеженному» дереву, к которому прикреплены фигурки зимующих птиц – снегирь, клест)  Каких зимующих птиц вы знаете?

Почему их так называют? (потому что  прилетают к нам с первым снегом)

Проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н.Нищевой «Снегири».

                    «Вот на ветках, посмотри (дети четыре раза хлопают по бокам),

                В красных  майках снегири (по четыре наклона головы)

        Распустили перышки,

                    Греются на солнышке (на первое слово - частые потряхивания руками, на второе – хлопок по бокам)

        Головой вертят,

        Улететь хотят! (по два поворота головы на каждую строку.)

                    Но птицы! Как холодно в воздухе им!

                Поможем ли мы

                Беззащитным таким?

                Поможем! Их надо кормить,

                И тогда им будет легко.

                Пережить холода

( угостить птиц -  дети достают из сумочек зерна, семечки и кладут в кормушку)

А вот похожая  на снегиря  Красно грудка – это птица клест

Клест - это  небольшая птица. Окраска оперение  у клеста оранжево-красное, крылья и хвост буро - черные, самка -  зеленовато – желтая.

Клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещивающиеся между собой, таким клювом удобно  щелкать орешки.

Клест –   птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят теплое гнездо для птенцов на деревьях.

А вот у снегиря толстый, короткий клюв. Расклевывает  ягоды рябины и ест зернышки, расклевывает  семена клена, липы. Она малоподвижная,  по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.

Продолжим наше путешествие по сказочному лесу.

Воспитатель:         Хотите встретиться с хозяйкой этого царства?

Послушайте музыку и отгадайте («Зима» «Времена года» Чайковского).

/Из ледяного домика выходит Зима и приветствует детей/

Зима:                Тишина в моем царстве, и какой  морозный замечательный воздух вы чувствуете дети?

(дыхательное упражнение «Аромат.» Е.Макшанцевой, вместо цветка используются  бумажные снежинки)

Воспитатель:        Смотрите дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю я одну снежинку и понюхаю.

( не спеша нюхает «снежинки»)

Ах! Аромат! Аромат! Дивный аромат! Чудесный аромат!

Игра:                Назови красивые слова о снежинке:  ажурные, серебристые, нежные, холодные, легкие, белые.

Воспитатель:        Какой снег зимой?          Чем пахнет в зимнем лесу?

( воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой) предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести  хором  «А-ро-мат!» 2-3 раза)

Зима:                Не слышно в моем лесу веселого щебетания птиц, не часто можно встретить на тропинке  лесных зверей. Сейчас уже  холодно. Но до  этого всю осень звери трудились. Вы знаете, что они делали?

Дети:         делали запасы, утепляли себе норки, меняли шубки.

Воспитатель:        Хотите, дети посмотреть, как зимуют звери?

Все вместе подходят к первому «сугробу» -  берлоге медведя.

Воспитатель:        

                        Кто там,  в шубе меховой

                        Спит холодною зимой?

                        Он большой, но вот беда

                        Лапу в рот кладет всегда!         (медведь)

Зима:                Ребята, как вы думаете, мы можем мишку разбудить?

Дети:                Нет, нет, не надо. Зимой медведи впадают в спячку, и тревожить их нельзя. Почему нельзя?

Игра «Медведь»

Воспитатель:        Дети, когда медведь выйдет из спячки весной, он будет голодный совсем без сил. Давайте оставим ему угощенье. Пусть порадуется  нашему  сюрпризу  (дети оставляют бочонок меда  в берлоге медведя)

Теперь давайте споем  для нашей Зимушки  песню  (садятся на «пенечки») «Почему медведь зимой спит»  (муз. П. Книппера,  слова А.Коваленкова)

Воспитатель:        Идемте к следующему сугробу.        

        Маленький домик

                стоит на полянке.

Живет в нем зайчата,

                с ней  детки – зайки.

Стало в домике тихо,

                зайки засыпают.

Мама их, зайчиха,

                песню  напевает

(воспитатель берет в руки игрушку – зайчиха)

                     Баю, баю, баиньки,

                Засыпайте заиньки.

                Птички, не летайте

                Спать нам не мешайте.

Зима:                Убаюкала мама- зайчиха своих деток. А скажите, дети, как готовятся зайцы к зимовке?

Дети:                Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников: волков и лис.

Воспитатель:        А впадают ли зайцы в зимнюю спячку.

Дети:                Нет, они зимой не спят!  Мы сейчас  покажем, чем зайцы зимой занимаются.

( инсценировка песни Зайка»)

Что ему в этом помогает? Что помогает ему выдержать холода? Как он спасается от врагов?

Воспитатель:        Чем питаются зайцы зимой?  Делают ли они запасы пищи?

(Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из-под снега)

Тогда давайте отдадим наше угощение  зайчихе. Она покормит своих  деток, когда те проснуться.

(Дети отдают угощение   (морковку ).

Зима:                (указывает на белочку, сидящую  на елке) Что за маленький зверек?

                        Вверх-вниз по елке скок да скок.

Дети:                Белка.

Воспитатель:        А вы знаете, где у белочки домик? (в дупле на дереве).

Зима:                А что она  делала осенью, чтобы подготовиться к зиме? Все припасы белка хранит в своем дупле? Кто знает, что ей помогает прыгать с ветки на ветку и не промахнуться?

Воспитатель:        Зимушка, ты ведь волшебница, преврати на время наших детей в белочек, и все увидишь сама.

( Зима машет  волшебной палочкой и превращает  детей в белок, надевая на них шапочки).

                                ( песня «Белочки»)

Воспитатель:         А теперь давайте дети угостим нашу белочку.  Что мы принесли для нее?  (сушеные грибы, орешки, шишки) Что-то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.

Зима:                Ну, что совсем я вас заморозила?

Воспитатель:        А мы не боимся холода, мы умеем греться (массажная игра  «Зимняя разогревалочка»)

                Если замерзают руки,

                Начинаем их тереть,

                Быстро мы сумеем руки,

                Как на печке разогреть.

        ( Дети растирают  одну ладонь о другую)

                Сначала ладошки,

                Совсем как ледышки,

                Потом как лягушки,

                Потом как подушки.

( дети растирают ладони все быстрее и быстрее)

                Согрелись  ладошки,

                Горят и взаправду,

                А не понарошку.

                Я горю, как от огня,

                Вот, потрогайте меня!

( дети вытягивают вперед раскрытые ладони)

Зима:                Вот спасибо вам ребята, побывали вы со мной в лесу, накормили всех зверюшек! А теперь честно мне скажите, нравится ли вам зимой?

Дети:                Да!

             ( Что нам нравится зимой )

Зима:                Весело вам зимой в лесу. Но слышите, ветер засвистел, значит, пурга начинается и скоро все тропинки заметет снегом! Пора вам домой. Я вас провожу.

( зима провожает через сугробы до домика, а затем прощается)

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Где мы были, дети?  Что видели? С какой новой птицей познакомились?  Кто из вас, что узнал нового? Понравилось ли вам наше путешествие? Что ж, давайте, попрощаемся с гостями и пойдем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение на прогулке «Малые зимние олимпийские игры Навстречу зимней олимпиаде "Сочи 2014"»

конспект развлечения по физическому развитию на проуглке для дошкольников....

Прогулка в зимнее время года для детей младшего возраста "Прогулка в лес"

План-конспект физкультурно-оздоровительной прогулки для детей младшего возраста...

конспект проведения прогулки в старшей группе" Прогулка в зимний лес "

Конспект расчитан  на детей старшего дошкольного возраста...

Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой» "Прогулка в зимний лес"

Интегрированное итоговое занятие по лексическим темам во второй группе раннего возраста  «Зима. Зимнее явление. Дикие животные зимой»"Прогулка в зимний лес"...

Сценарий зимнего досуга на улице «Прогулка в зимний лес» Совместно с группой № 11 и №5

создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством познавательной и двигательной деятельности...

прогулка квест " прогулка в зимний лес"

Создание условий для развития позновательских способностей детей в процессе игры....