Психолого-педагогическая характеристика детей 3-8 лет и их возможности восприятия природы
консультация по окружающему миру ( группа) на тему

Веселова Татьяна Сергеевна

Экологическое воспитание дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей

" Психолого-педагогическая характеристика детей 3-8 лет и их возможности восприятия природы "

Первые восемь лет жизни ребенка- это период бурного , чрезвычайно интенсивного его развития, непрерывного совершенствования физических возможностей, психики и становления личности. Ребенок в эти годы овладевает телом и основными движениями, на основе быстро развивающейся сенсорики и двигательной координации формируются и совершенствуются процессы восприятия. Ребенок овладевает речью ,а интеллект его проходит основные стадии развития - от наглядно- действенного до логического. Быстро накапливается жизненный опыт , расширяется круг представлений, и эмоциональность ребенка становится управляемой. Появляется самосознание, понимание своего места в кругу близких и знакомых людей. Ребенок начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Возникает вопрос: доступно ли дошкольникам усвоение знаний о различных взаимосвязях в природе? Можно ли в этом возрасте начать экологическое образование,экологическое воспитание?

Практикой дошкольного воспитания выявлено: элементарные, наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже детям младшего дошкольного возраста. Педагогическими исследованиями, проведенными в Москве, Санкт-Петербурге,установлено также, что дошкольники понимают зависимость жизни растений от таких факторов, как влага,свет, тепло, хорошая почва; с интересом относятся и понимают явление приспособленности диких животных к среде обитания. Экспериментальными работами доказано, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей в некоторых биотопах, например, связи внутри сообщества лесных растений; связи между обитателями луга (растениями, насекомым).

Сложившаяся практика ознакомления дошкольников с природой и сельскохозяйственным трудом взрослых дает большое количество примеров воздействия человека на природу. Труд детей в уголке природы и на участке, забота о животных и растениях, поселившихся в детском саду, беседы о работе в сельском хозяйстве позволяют установить зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей. Задача состоит в том, чтобы в результате педагогической работы дети смогли осознать эти зависимости и понять: от практических действий, поведения, усилий( их и взрослых) зависит состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных в их окружении.

Следует отметить, что формирование таких представлений может осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

В младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать единичные связи. При последовательной и систематической работе в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать связь комплекса признаков, зависимость жизни живого существа одновременно от ряда факторов (например, растению, кроме воды, нужны тепло, свет, питательная почва; рыбы в аквариуме не могут жить в слишком холодной или горячей,грязной воде, без света, растений, корма). делая специальный акцент воспитатель показывает, как человек становится в ряде случаев важным фактором жизни живых существ.

Исследованиями, посвященными ознакомлению дошкольников с ростом и развитием животных и растений, установлено, что у детей могут быть сформированы особого типа (динамические) представления, которые отражают процесс морфофункциональных изменений растущих живых существ и их взаимосвязи со средой обитания.

Дети, которые регулярно ухаживали и наблюдали за растущим на окне огурцом, за появлением и развитием потомства у канареек, хомяков, могли понять, какие факторы внешней среды обеспечивают хорошее состояние растения (своевременное появление новых листьев, бутонов, цветов, огурчиков), относительно быстрые темпы его роста. дети могли терпеливо ждать появления маленьких хомячков, вылета птенцов, эмоционально и осознанно относиться к объяснениям и требованиям воспитателя по поводу необходимости созданиями особых условий в период появления у животных малышей: спокойной обстановки, повышенной осторожности при уходе, разнообразия кормов, специального корма для детенышей.

Результатом ограниченной по объему (дети выращивали не поле, даже не грядку с огурцами, а два экземпляра на окне, наблюдали появление потомства у одной пары хомяков, канареек), но тщательно спланированной педагогической работы явились разнообразные воспитательно-образовательные эффекты. В плане умственного развития дети обрели умение тщательно и "динамично" смотреть на объекты природы: за статистикой их состояния в данный момент усматривали,что предшествовало, какие события можно ожидать дальше (вот был листочек и опал, вот появляется бутон, у хомячков скоро появится шерстка).

Важным фактором исследований является воспитательный эффект- появление у детей особого типа отношения к подопечным объектам. Совершенно очевидно: выращивание небольшого количества растений и животных способствует появлению у дошкольников особо бережного, заботливого, даже нежного отношения к беспомощным живым существам. У детей появляется сочувствие, практическая готовность прийти на помощь и сделать все необходимое для выживания молодых организмов. На конкретных примерах дети осмысливают роль труда человека в жизни растений и животных, способы своего воздействия на объекты природы.

Практиков и исследованиями доказано,что первые семь-восемь лет- это период становления личности человека, развития в нем ценностной ориентации в окружающем мире. Доказано, что возможности ребенка этого возраста ( физические, психические, интеллектуальные) позволяют целенаправленно формировать в нем начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционны...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень значимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО...

Вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте определения образовательной траектории ребенка.

В данной статье рассматриваются важнейшие аспекты организации психолого-педагогической поддержки родителей в процессе выбора образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья...