Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «История возникновения транспорта. Виды транспорта»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Минаева Ирина Михайловна

На данном занятии дети знакомятся с историей возникновения транспорта, его различных видов. Закрепляются и уточняются  знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Закрепляется умение классифицировать транспорт по видам.

В ходе занятия через игры, игровые упражнения у ребят развиваются речь, мышление, любознательность, фонематический слух.

Используются стихи, загадки, презентация об истории возникновения и развития транспортных средств. 

Проводится работа по воспитанию у детей уважения к  профессии людей, управляющих различными видами транспорта.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_transporte.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД  по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме:

  «История возникновения транспорта.  Виды транспорта»

Цель:

Познакомить детей с  историей возникновения транспорта, его различных видов.
Задачи: -Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
             - Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.
              - Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.
              - Развивать любознательность, мышление, фонематический слух.
              - Воспитывать уважение к профессии людей, управляющих различными видами транспорта.

Оборудование:

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками.
Аудиозаписи звуков, издаваемых  различным транспортом.
Три круга, символизирующие три сигнала светофора, мячи.
Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа:

Наблюдение за транспортом, рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств,
беседы, дидактические игры, чтение стихов, загадок, художественных произведений, сюжетно-ролевые игры.

Ход занятия:

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам путешествовать, переезжать из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку:

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
(Шофёр)

Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший  водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей).

(Уточняю ответы и делаю акцент на таких качествах как:  ответственность, вниматель-ность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Но самое главное правило – водитель должен очень хорошо знать правила дорожного движения и обязательно соблюдать их. Ведь от этого зависит безопасность и пассажи-ров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только водители, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять их. Это очень важно!

Чтение стихотворения «Шофёры»

«Шофёры»

(Курбан Чолиев)

Шуршат по дорогам
Веселые шины.

Спешат по дорогам
Машины, машины ...
А в кузове - важные,
Срочные грузы:
Кирпич и железо,
Дрова и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна
Но как она людям
Повсюду нужна.

Дидактическая игра «Все профессии важны»

Предлагаю детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет.  Стимулирую детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаю  следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.

 Показываю детям все  картинки: как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?
- Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Назовите их. (Наземный, воздушный, водный). Есть  еще  подземный (метро), подводный транспорт. Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают  картинку с изображением какого-либо  транспортного средства и кладут его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

По очереди включаю детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта: скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Динамическая пауза «Поезд с грузом»

Дети становятся в круг. По сигналу : «погрузка!» они бросают мячи друг другу в руки (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена!» дети встают «вагончиками» и выполняют движения руками (имитация хода поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос – набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи перебрасывают друг другу.

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше – появляются скоростные поезда и многорельсовые дороги. И детям, и взрослым нужно быть очень внимательными там, где  может повстречаться с  большими и сильными машинами: на дорогах, вокзалах, в портах.

             А сейчас я вам расскажу историю возникновения транспорта ( показ иллюстраций, презентации)

Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли …  домашние животные: лошади, быки, ослики, ишаки, а в жарких странах – слоны, верблюды.. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Очень много лет домашние животные верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства.

Сначала он изобрел колесо, поставил на него коробку и  эта конструкция стала называться тачкой, повозкой.

Потом появились телега, сани. Затем -  кареты. Карета – это крытая телега. Она пред-назначалась для перевозки людей, причём богатых. Это был их личный транспорт, а не общественный, которым пользуется большинство людей.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса. Так он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и  океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»

Детям предлагаю подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Пробуем разную силу ветра – дыхание.

Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести их на большое расстояние. Но,увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины.

Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Чистоговорка «Поезд»

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща - че, ша, ща.

Продолжим наш рассказ.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль. Это произошло в конце 19 века.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин. Поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Физкультминутка «Светофор»

Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.

Дети,  мы  встречаем   много машин. И все  они отличаются друг от друга.

А вот чем они отличаются, покажет игра « Скажи наоборот».

Тропинка узкая, а дорога….

Корабль большой, а лодка… .

Поезд длинный, а трамвай… .

Самолёт быстрый, а пароход… .

Трамвай тяжёлый, а велосипед… .

Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.

Презентация о видах транспорта  .


Аппликация «Воздушный шар»

Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения – шар, корзину. Затем приклеивают нитки – стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.

Ребятки еще есть гужевой транспорт. Сейчас я вам про него расскажу.
Когда то давным – давно, тогда еще не было машин, люди ходили пешком, где хотели. Дорожные знаки были не нужны. Потом люди стали ездить на лошадях. А чтобы перевозить грузы, лошадей запрягали в повози. Так появился первый транспорт – гужевой транспорт. Можно запрягать не только лошадей, но и собак и оленей, верблюдов. И так к гужевому транспорту относятся лошади, собаки, олени, верблюды.

Организационный момент.

Читаем отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище».

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле,

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике,

Жаба на метле.

• Какой транспорт использовали звери?(Велосипед, шарик, собаку, кобылу, автомобиль, трамвайчик, метлу)

•          Для чего нужен им был транспорт?(для передвижения)

Из истории возникновения транспорта.

Транспорт возник с древнейших времён .В переводе с греческого языка «перемещать». Он был примитивный: выдолбленные стволы дерева, челноки. Люди обменивались тканями, хлебом и другими товарами. Разгружали такие суда люди с утра до вечера, ведь в те времена не было кранов.

-В далёком прошлом люди ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния. Первые транспортные средства –телега, сани. Затем появились кареты. Карета – это крытая телега. Предназначалась для перевозки людей, причём богатых. Это был личный транспорт, а не общественный, которым пользуется большинство людей.

В конце 19 века появились первые автомобили.

Презентация «Виды транспорта»

 Развитие навыков познавательной деятельности

2. 2. Закрепить знания детей о разнообразных видах транспорта

3. Закрепление навыков чтения

4. Закрепить у детей знание правил дорожного движения

5. Закрепить умения детей передавать в рисунке форму и строение автобуса, состоящего из нескольких частей прямоугольной и круглой формы; технические навыки; штриховка в заданном направлении.

Развивающие:

1. Развитие связной речи. Обогащение активного и пассивного словаря.

2. Развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти, творчества.

3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

2. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту спокойным тоном.

3. Учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах.

Материал для занятия:

-Музыкальная игрушка-автобус

-Карточки с видами транспорта

-Набор игрушечных машин

-Наглядное пособие «правила и безопасность дорожного движения»

-Атрибуты для игры «Красный, жёлтый, зелёный»

-Белая бумага, цветные карандаши

-Картинка с изображением автобуса

-Игрушечная карета

Ход занятия:

Часть 1 (вводная)

Сюрпризный момент. Въезжает музыкальный автобус.

В: Что это, ребята? (автобус)

Он не простой, а музыкальный. Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о транспорте. Транспорт был не всегда таким, каким мы его видим сейчас. В первобытные времена, когда люди жили в пещерах, транспорта не было, люди передвигались пешком. Затем они приручили лошадь и начали переезжать с места на место верхом на лошадях. Но им нужно было ещё перевозить вещи и тогда люди изобрели колесо и сделали телегу (Стихотворение про колесо) Так появился первый транспорт.

Посмотрите, как выглядела карета (Показ кареты). Долгое время конный транспорт был основным, и только много лет спустя люди изобрели автомобили (Стих-е «грузовик»). Появились трамваи, автобусы, поезда. В небо поднялись самолёты, вертолёты. По морям поплыли пароходы, катера, корабли. Кто ещё знает стихотворения о транспорте? (Рассказывают стихи) .

Часть 2 (Основная)

В: Дети, а какие виды транспорта вы знаете? (Ответы детей)

Я поставлю картинки, обозначающие каждый из этих видов транспорта.

Небо я поставлю для какого вида транспорта?

Дорогу…. ?

Море?

В: Для чего используется весь транспорт? (Для перевозки грузов и пассажиров)

В: Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)

Какие грузы можно перевозить при его помощи? (Камни, овощи)

Как называется транспорт, который перевозит людей? (Пассажирский)

В: На столе лежат карточки с видами транспорта, старшие дети сначала читают название транспорта, затем переворачивают карточку и показывают всем, определяют какой вид транспорта, для чего он нужен человеку и выставляют картинку под соответствующую карточку. А другие дети берут картинку и определяют вид транспорта.

Физкультминутка

3: Игра «Чего не стало? »

А сейчас мы с вами поиграем в игру «чего не стало»

Я буду вызывать ребят парами, один из вас будет ведущий, а другой будет выполнять задание.

Ведущий – ребёнок подготовительной группы, выполняющий – ребёнок старшей группы.

1 ребёнок: Рассмотри и назови, какие перед тобой машины.

Закрой глаза, а я что-то спрячу. (Убирает одну из машин)

Открой глаза и скажи, чего не стало.

Ответ 2 ребёнка.

1 ребёнок: Правильно (Выставляет игрушку) .

В: Молодцы, все были очень внимательны.

4: Игра «Наоборот»

В: Дети, у нас на столе много машин. Скажите, они отличаются друг от друга? (Ответы детей) .

А вот чем они отличаются, покажет игра «Наоборот «.

Тропинка узкая, а дорога….

Корабль большой, а лодка… .

Поезд длинный, а трамвай… .

Самолёт быстрый, а пароход… .

Трамвай тяжёлый, а велосипед… .

Молодцы. Все правильно ответили.

5. Игра «Красный, жёлтый, зелёный» и решение проблемных ситуаций.

В: А сейчас мы отправимся на улицы большого города. Послушайте его звуки. Что вы услышали? (Ответы детей)

Улицы города наполнены разными машинами, трамваями, автобусами и на них надо быть очень внимательными. Сейчас мы поиграем в игру «Красный, жёлтый, зелёный» Что это за цвета? Правильно, цвета светофора. Для чего он нужен? Напоминаю, на зелёный сигнал светофора мы двигаемся, на жёлтый - хлопаем в ладоши, на красный - замираем.

В: Ребята, мы уже очень много с вами знаем о правилах дорожного движения. Сегодня мы проверим, умеем ли мы эти знания применять в разных ситуациях.

Картина 1. Правильный и неправильный переходы проезжей части улицы.

• Скажите, кто на этой картине правильно переходит проезжую часть, а кто – нет?

• Почему мальчик решил бежать через улицу, куда он торопится?

• Как вы думаете, что может случиться с мальчиком?

• А кто ещё, кроме мальчика, может пострадать?

Картина 2. Игры на тротуаре с проезжей частью.

• Перечислите все причины, по которым нельзя играть на тротуаре, вблизи проезжей части?

• Как вы думаете, что предшествовало событиям, изображённым на картине, и что может произойти позже?

• Как вы поступили бы на месте этих детей?

Картина 3. Автобусная остановка.

• Скажите, кто на этой картине правильно обходит автобус, а кто – нет?

• Какая опасность грозит девочке, которая обходит автобус спереди?

• Как лучше всего поступить, если вы вышли из автобуса и вам нужно перейти улицу?

Картина 4. Различные ситуации с переходом трамвайных путей.

• Скажите, кто на этой картине правильно переходит трамвайные пути, а кто неправильно?

• Какая опасность угрожает невнимательному пешеходу?

• Какой опасности подвергает свою жизнь мальчик – шалун?

• Как лучше всего переходить трамвайные пути?

Молодцы, вы показали, что не только знаете правила дорожного движения, но и умеете применять их в конкретных ситуациях.

Рисование (дети старшей группы)

В: Вы хотите поиграть в художников?

Сейчас мы с вами будем рисовать автобус. Посмотрите на картинку. Какой формы наш автобус? Какого размера? Назовите части автобуса.

Показ - как рисовать контур автобуса; пояснение – что раскрашивать части нужно равномерно, в одном направлении, средним нажимом, а контур и части обвести сильным нажимом, цветным карандашом такого же цвета, в какой он окрашен. Следить, чтобы дети использовали показанные способы рисования, вносили в рисунок дополнительные элементы (дорожка, солнышко, пассажиры) .

7: Таблица (дети подготовительной группы)

В: Дети, мы с вами рассматривали разные виды транспорта, а теперь зарисуем их схематично.

Называйте, какие виды транспорта вы знаете?

(Наземный, подземный, водный, воздушный) .

На какие группы можно разделить весь транспорт?

(Пассажирский, грузовой, специальный) .

Повторите все обозначающие знаки.

Таблица закрывается.

Дети самостоятельно рисуют.

Часть 3. Итог.

В: О чём мы с вами сегодня говорили?

Что вам понравилось делать? Что было интересно?

Что нового вы сегодня узнали?

Что хотите узнать ещё?

Об этом мы с вами поговорим на других занятиях.

Молодцы, сегодня все хорошо занимались, играли, рисовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Школа».

Цель занятий: Закрепить знания детей о школе, о тех, кто там работает; уметь ориентироваться в здании школы. Вызвать у детей интерес к школе, желание учиться, общаться с друзьями. Активизировать слова...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Предметы – помощники»

Задачи: 1.     Формировать представления о предметах, облегающих труд человека на производстве;2.     Объяснять детям, что эти предметы могут улучшить качество,...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в горы»

Формировать познавательное отношения к окружающему миру, расширять кругозор детей....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему « Весна».

Конспект по ознакомлению с  окружающим  миром в подготовительной группе на тему « Весна»....

Презентация к НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "История Москвы"

Презентация к НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "История Москвы"...

Конспект НОД по познанию окружающего мира в средней группе на тему: "История возникновения праздника Вербное воскресенье"

Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного Воскресенья. Задачи:Образовательные: • Дать представления о празднике Вербное Воскр...