Рыбы – обитатели рек и озер
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Адаменко Лариса Алексеевна

Расширять и углублять знания детей о реке и её обитателях; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby_-_obitateli_rek_i_ozer.docx618.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбы – обитатели  рек и озер

Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

ЗАДАЧИ:

- расширять и углублять знания детей о реке и её обитателях;

- формировать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе;

образование притяжательных прилагательных);

- совершенствовать диалогическую речь;

- развивать внимание, память, воображение;

- создать у детей эмоционально-позитивное настроение;

 - воспитывать чувство коллективизма, ответственности, бережного отношения к природе.

НЕОБХОДИМЫЕ ПОСОБИЯ:

Ноутбук, телевизор, плоскостное изображение рыбы (её составных частей, пластиковая бутылочка с запиской внутри, предметные картинки «Пресноводные рыбы», таз с водой, воздушный шарик, пустые пакеты из-под сухариков и чипсов, пустые бутылки из-под лимонада, клей, кисточки, клеёнки, салфетки, крупа  для аппликации, раскраски (рыбы и т.д.).

ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

 рассматривание предметных и сюжетных картинок с речными и аквариумными рыбками, отгадывание загадок про рыб, чтение художественной литературы.

ХОД РАБОТЫ:

 Дети получают письмо от речных обитателей, из которого узнают, что река очень загрязнена и все её обитатели в опасности и просят помощи.

Воспитатель:

 - Ребята, ну, что поможем речным обитателям? Для этого нам надо попасть в подводное царство. Как вы думаете, на чём мы туда попадём? Какие приспособления нам могут в этом помочь? Ответы детей (акваланг, водолазный костюм, маска, подводная лодка, батискаф).

- На чём вы хотите опуститься на дно нашей реки? (предложения детей)

- Какими качествами должен обладать человек, отправляясь в такое опасное путешествие? (ответы детей)

 - Ну, тогда в путь! Приготовились к погружению (дети садятся на ковёр и закрывают глаза)

- Заводим моторы! 3, 2, 1… пуск. Погружаемся.

 - Вот и мы с вами на дне реки. В иллюминаторе мы можем разглядеть всех обитателей реки. Посмотрите, как много разных рыб живёт в нашей реке. Давайте их назовём! Только помните, что на нашей подводной лодке правила: «Отвечает на вопрос тот, кого спрашивают. Если знаешь ответ, подними руку».

- Чем питаются рыбы? (червями, насекомыми, водорослями, мелкой рыбёшкой)

 - Как называют детёнышей рыб? (мальки)

 - Из чего они выводятся? (из икринок)

 - Чем покрыта кожа рыбы? (чешуёй)

- Все ли рыбы покрыты чешуёй? (сом, налим без чешуи)

- Как называются рыбы, у которых нет чешуи? (бесчешуйчатые)

– Назови самую хищную рыбу нашего края (щука)

 - А почему рыбы не тонут? (ответы детей)

- Что-то не верится. Давайте проверим! (дети подходят к столу, где воспитатель показывает им опыт с помощью воздушного шарика)

 - Ну, что, плывём дальше. Посмотрите, какие красивые водоросли повсюду (воспитатель обращает внимание детей на водоросли, сделанные из бумаги и развешенные по всему периметру группы).

– В водорослях спрятаны слова. И все эти слова похожи на слово «рыба». Давайте попробуем угадать какие это слова!

Игра «Подскажи словечко»

ПЛАВНИКИ У НАС РОСЛИ БЫ МЫ БЫ ПЛАВАЛИ КАК (РЫБЫ)

 Я Б ХВОСТОМ МАХАЛА ГИБКИМ И РЕЗВИЛАСЬ, СЛОВНО … (РЫБКА)

 ВОТ С КРЮЧКА СРЫВАЕТ КРОШКИ ОЧЕНЬ МЕЛКАЯ (РЫБЁШКА)

 ВЫПЛЫВАЕТ КОРМ ИЩА ПРЕБОЛЬШАЯ…. (РЫБИЩА)

РЫБА НЕ КЛЮЁТ НИКАК ВИДНО, Я, ПЛОХОЙ (РЫБАК)

 - Молодцы, ребята. Давайте вспомним слова, которые прятались в водорослях! (дети повторяют слова)

 - Посмотрите, кто-то ещё спрятался в водорослях (воспитатель приглашает детей подойти к магнитной доске, рядом с которой лежат составные части рыбки на магнитах, проводит игру «Чей, чья, чьё? »

- Это чья голова? (это рыбья голова)

 - Это чьё туловище? (это рыбье туловище)

- Это чьи плавники? (это рыбьи плавники)

 - Это чей хвост? (это рыбий хвост)

 - Молодцы, ребята!

 Посмотрите, какая красивая рыбка у нас получилась!

 - Мы с вами заигрались и забыли о том, зачем мы с вами здесь оказались. Посмотрите вокруг, все ли здесь предметы нужные для  обитателей реки (по группе разбросаны пустые бутылки, пакеты, бумага)

- Как вы думаете, хорошо ли живётся речным обитателям среди такого мусора? Что нужно сделать, чтобы река стала чистой? (ответы детей) (Дети собирают мусор в пакет для мусора)

 - Посмотрите, какая стала чистая и светлая без мусора вода. Теперь нашим речным обитателям ничего не угрожает. Что же нам делать с мусором, который мы собрали? Может быть выбросим снова в реку? (ответы детей)

 - Правильно ребята, мы этот мусор выбросим в положенное для этого место. Мы выполнили просьбу речных жителей, помогли им отчистить речку от мусора, теперь нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места, будем всплывать. (во время перехода детей на ковёр они находят на полу бутылку с запиской внутри)

 - Что же это такое? Давайте посмотрим, что внутри (дети вместе с воспитателем достают из бутылки записку и читают.)

 - «Я речной владыка. Кто попадает в моё подводное царство, не сможет вернуться назад, не выполнив моего задания. А задание моё такое: нужно разобрать всех рыбок и поместить их туда, где они обитают. Выполните задание без ошибок - вернётесь домой».

 (Воспитатель приглашает детей к столам, на которых лежат плоскостные изображения речных рыб, кисточки, клей, клеёнки, салфетки. Дети выполняют задание

 - Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь можно спокойно возвращаться домой. Занимайте свои места, всплываем. (дети садятся на ковёр и закрывают глаза, воспитатель ведёт счёт 3, 2, 1…. ПУСК! - Ну, вот мы и дома. Вам понравились наши приключения? Что вам больше всего понравилось? Что вам особенно запомнилось? Чем мы с вами занимались на дне нашей реки? Что вы нового узнали? Хотите ли вы ещё отправиться в путешествие?

РЫБКИ

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли

 В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Игра «Рыбки плавают, ныряют»

1. Рыбки плавают, ныряют

Корм подводный собирают

Раз, два, три.

2. Рыбки плавают, ныряют

И друг друга догоняют.

Раз, два, три.

3. Рыбки плавают по дну

Не догонишь ни одну

Раз, два, три. Замри.

Э. Шим Всем вам крышка

Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах — воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать.
Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать.

Как хлопнет — так ледяная крышка готова.
Для луж маленькие крышечки понаделал.
Для болот — побольше крышки.
Для прудов и озёр — совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
— Сейчас, — говорит, — всю эту слякоть прикрою.

Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:
— Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!
Смотрит Морозно, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся!
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг лужу запечатал.

Дальше идёт. К болоту выбрался.
— Сейчас, — говорит, — и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глядь — и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили. Всем вам крышка!
Примерился — хлоп! — и вмиг болото запечатал.

Дальше идёт. На озеро вышел.
— Сейчас, — говорит, — самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
— Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глядь — рыб в озере полно. Тут и 
щуки, окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки.
— Хватит! — сказал Морозко. — Отжили! Всем вам крышка!
Примерился, прицелился — хлоп! — и легла на озеро толстая ледяная крышка.

— Вот так! — Морозко говорит. — Теперь моё времечко — по лесам да полям разгуливать. Захочу — помилую, а захочу — так всех погублю.
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
— Я один тут властелин!

И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.
Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
— Дышите себе, — говорят, — на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.

А весна придёт — все Морозкины крышечки распечатает!

Я живу в подводной тине,

Страшен с виду я небось:

Пасть да хвост, а между ними

Только игл колючих горсть. (Ерш.)

 

У коряг, травой поросших,

Там, где пенится река,

Я люблю ловить рыбешек,

На два уса-червяка. (Сом.)

Потеплеет - чуть не плачу:

По весне, с уходом льдин,

От воды прогретой прячусь

Только я из рыб один. (Налим.)

 

На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки. (Окуни.)



- «Я речной владыка. Кто попадает в моё подводное царство, не сможет вернуться назад, не выполнив моего задания. А задание моё такое: нужно разобрать всех рыбок и поместить их туда, где они обитают. Выполните задание без ошибок - вернётесь домой».

http://boombob.ru/img/picture/Feb/26/dc1df95e30bf0441a8c8e9da81bbaf26/mini_2.jpghttp://www.supercoloring.com/sites/default/files/styles/coloring_full/public/coloring-image-files/northern-pike-jump-out-of-water.pnghttp://www.plonger.ru/pics/24_494973857.jpghttp://cdn.imgs.steps.dragoart.com/how-to-draw-a-submarine-step-5_1_000000154738_5.gifhttp://cdn2.coloringcrew.com/coloring-book/coloring/submarine.pnghttp://www.zeofire.com/wp-content/uploads/2014/06/4-transportation-submarine-coloring-pages-printable.jpghttp://ua.convdocs.org/pars_docs/refs/227/226062/226062_html_e5075e1.jpghttp://www.coloringpages101.com/coloring-pages/profession/diver_ygpim.jpghttp://boombob.ru/img/picture/Jun/28/417b6c643aa48032d34aa10c75306699/1.jpg

http://www.supercoloring.com/sites/default/files/styles/coloring_full/public/coloring-image-files/northern-pike-jump-out-of-water.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двухнедельный экологический проект по теме «Рыбы» Конспект заключительного занятия «Рыбы реки Уссури» в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»:• Расширять знания о реке Уссури и о её обитателях – рыбах;• Дать представление о чешуе для жизни рыб.• Раз...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Обитатели рек, озер. Рыбы (аквариумные, пресноводные)"

Рекомендации для родителей по лексической теме в группе компенсирующей направленности  "Обитатели рек, озер. Рыбы (пресноводные, аквариумные)" в старшем дошкольном возрасте...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»

Цель:Расширение представлений об аквариумных и пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни.Задачи:Коррекционно-образовательные:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Преснов...

Рыбы озера Чебаркуль

Здесь представлены характеристики    рыбам,  обитающих  в о.Чебаркуль Абзелиловского района....

Обитатели озера Бакал (рыбы) для средней группы

Цель: создание условий для формирования у детей представлений об обитателях озера Байкал.Задачи:Образовательные: Продолжить знакомство детей с рыбами озера Байкал: голомянкой, омулем, осетром: их внеш...

Консультация "Животный мир и рыбы озера Байкал"

В консультации представлен материал для ознакомления родителей по теме "Животный мир и рыбы озера Байкал"...


 

Комментарии

Рудомётова Надежда Анатольевна

Замечательное занятие. Всё по возрасту. У меня завтра как раз эта тема, воспользуюсь. Спасибо