конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Рыбы рек и озер Ленинградской области"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Храпова Полина Ивановна

Познакомить дошкольников с рыбами, которые обитают в реках и озерах Ленинградской области.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryby_rek_i_ozer_leningradskoy_oblasti.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Рыбы рек и озер»  

Цель: Познакомить дошкольников с рыбами, которые обитают в реках и озерах Ленинградской области.

Задачи:

Развивать у детей мышление, память, коммуникативные навыки.

Воспитывать бережное отношение и любовь к водным обитателям.

Оборудование: презентация, карточки-задания, иллюстрации рыб.

 Ход занятия 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Отгадайте пожалуйста, о чем мы сегодня будем говорить?

 «И родители, и детки одеты все в монетки» (Ответы детей).

Верно, это рыбы.

-Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в путешествие.  

Воспитатель: читает загадки.

Летом бежит, зимой спит.  Весна настала -  опять побежала.

(Река)

 

Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц и звезды - в нём все отражается . Как это зеркало называется?

(Озеро)

 

Воспитатель: О чем эти загадки?

Как рыбы связаны с водой?

Что вы можете сказать про рыб? После ответов детей воспитатель показывает картинки.

- Совершенно верно, мы с вами будем путешествовать по рекам и озерам Иркутской области. Во время путешествия познакомимся с рыбами, обитающими в них. Рыбы - самый многочисленный класс. Вы уже узнали, что они могут жить как в пресной, так и соленой воде.

По типу питания рыбы делятся на три класса: 

  1. Растительноядные – рыбы, питающиеся водорослями.
  2. Хищники - рыбы, питающиеся другими животными.
  3. Всеядные - рыбы, питающиеся растениями и животными.

 

Воспитатель: Давайте посмотрим на схему строения рыбы.

 

 

Оказывается, по внешним признакам, можно определить, как питается рыба.

 Хищная – вытянутая форма тела, тонкие губы.

 Растительноядная – округлая форма тела, губы бантиком.

Вывод делают дети. Все рыбы имеют обтекаемую форму, тело покрыто слизью, имеется чешуя, плавники, жабры.

Физминутка:

«Рыбка плавает в водице» Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть. (Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком) Мы хотим тебя поймать.

(хлопок «круглыми» ладошками)

Рыбка спинку изогнула,

(Выгнуть кисти, пальчики вниз)

Крошку хлебную взяла,

(имитировать движение пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула,

(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)

Рыбка быстро уплыла. (спрятать ручки)

Воспитатель: Рыбы имеют большое значение   для человека: их употребляют в пищу, из них шьют одежду и обувь, их используют в качестве топлива и свеч. «Вы живете рыбки сами, двигайте вы плавниками. 

На вашем теле чешуя, блестит она, как жар горя» 

А кто знает, о чем говорит рыбья чешуя? Ответы детей индивидуально. Знаешь ли ты? Возраст рыбы записан в ее «паспорте», который она всегда носит при себе? Паспортом рыбе служит каждая ее чешуйка. На рыбьей чешуе есть кольца. Зимние и летние части колец у чешуи не одинаковы по ширине, цвету и блеску. Летом рыба питается лучше и растет быстрее. Подсчитав число колец на чешуйке, можно назвать возраст рыбы. Сколько колец – столько лет прожито рыбой. 

Воспитатель раздает обучающимся рисунки чешуи рыбы. Определяют возраст рыб. 

В разное время года рыбы ведут себя по-разному.

Рассказ педагога. 

 Нерест 

В это время рыбы откладывают икру, из которой выведутся ее мальки.  

Рассказ педагога. 

 Спячка. Некоторые рыбы сваливаются в так называемую спячку и пережидают неблагоприятное время. Налим 

 Миграции. Некоторые рыбы во время нереста совершают миграции, т.е. уходят со своих родных водоемов в места выметывания икры. 

 Воспитатель: В Ленинградской области много рек и озер, назовите какие вы знаете Ответы детей. (…….) -А вы, когда-нибудь были на рыбалке?

-Названия каких рыб вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте познакомимся с некоторыми обитателями наших рек и озер 

Работа с презентацией 

Слайд 1. Налим - рыба холодолюбивая, летом прекращает питаться и прячется под камнями и в береговых норах. Тело налима удлинённое, сзади сплюснутое. Голова плоская, на подбородке усик. Икру налим мечет подо льдом в конце декабря и в январе. Налим — ночной хищник. Питается живой и снулой рыбой, водными насекомыми и лягушками 

Слайд 2. Щука - эта крупная хищная рыба встречается в реках, озёрах. Щука у нее вытянутое тело, длинная плоская голова, сплющенное рыло, чешуя мелкая, окраска её зависит от цвета воды и дна водоёма. Нерестятся щуки в апреле по залитым весенней водой лугам, среди прибрежных трав и кустов, на отмелях.

Питается рыбой, лягушками, заглатывает попавших в воду мышей. Это интересно! По расположению икры у щуки определяли, какой будет урожай. Если икра была ближе к голове, урожай будет средним. Если к хвосту –неурожай, а если она полна икры-отличный! 

Слайд3. Окунь - хищник с самого раннего возраста. Вначале питается водными насекомыми и рачками, позже — почти исключительно рыбой. Он конкурент щуки. В некоторых водоёмах бывает более распространён, чем щука, так как выедает щучьих мальков. Но и сам — частая добыча щук. Окунь смел, шумов почти не боится.  

Слайд4. Карась ученые-ихтиологи давно задавали себе вопрос: как видит карась падающие в воду предметы за пределами его поля зрения. Оказывается - не видит, а чувствует боковой линией – органом, который есть у всех рыб, и напоминает аккуратную стежку. Боковая линия помогает уловить мельчайшие колебания, создающимися в воде микроорганизмами и насекомыми Слайд5. Хариус Хариус обитает только в Северном полушарии. Он населяет чистые холодноводные реки и озера, предпочитая водоемы с галечным и каменистым дном. Может образовывать речные, озерно-речные и чисто озерные формы.

Воспитатель: -А сейчас я хотела бы с вами поиграть в игру «Рыбалка» (дидактическая игра «Рыбалка», дети называют рыбу, которую «выловили»)

 

Спасибо, Вам ребята за работу!!!

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема: «Исследуем свойства воздуха»Цели:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдв...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Удивительный мир бабочек»

Цель: обогащать представления об удивительном мире бабочек.Задачи:Образовательные:• расширять и закреплять знания детей о жизненных циклах бабочек;• вводить в активный словарь детей понятия: «куколка»...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Животные Севера»

Цель: Развитие  экологического мышления  и  творческого воображения  в процессе ознакомления  детей с миром природы. Уточнение и расширение  представления детей о животны...