ООД в форме познавательно-исследовательской деятельности " Рассказывание легенды об Абакане"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Старовойтова Лидия Викторовна

Данный материал  создает условия для овладения детьми культурными средствами деятельности.  Развивает эстетическое отношение к окружающему миру (знакомство с устным народным творчеством хакасского народа, обеспечивает развитие личностных качеств у детей (воспитывает чувство любви  к своей малой Родине).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

Воспитатель: Старовойтова Лидия Викторовна

Тема: Рассказывание легенды «О реке Абакан».

    Цель:  создание условий для расширения первичных представлений об истории малой Родины, через рассказывание легенды «О реке Абакан».

    Задачи: знакомить детей с устным народным творчеством хакасского народа; развивать желание слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать чувство любви к своей малой Родине.                

   Организация детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.

    Методы и приемы: художественное слово, беседа, рассматривание иллюстраций, подвижная игра.

    Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка», «Труд», «Художественное творчество».  

     Материалы и оборудование: иллюстрация города Абакан у реки Абакан, рисованные иллюстрации по легенде,  цветные карандаши, ½ альбомного листа с изображением героев легенды, мел, маска медведя, ТСО.  

     Словарная работа: Изенер – здравствуйте, Аба – медведь, Абын – богатырь, Абахан – Абакан, легенда – описание того, что было, валун – камень, тайга – лес, аул – деревня.  

      Предварительная работа: разучивание с ребенком стихотворения поэта Н.Г. Домажакова «Абакан», рассматривание фотографий, журналов с изображением столицы Республики Хакасии город Абакан, разучивание хакасской считалки « Шла кукушка мимо сети…».

     Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент. (воспитатель одета в народный хакасский костюм).

     Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с вами на хакасском языке.  «ИЗЕНЕР» – здравствуйте. Посмотрите, в каком я красивом костюме к вам пришла. Как вы думаете, а почему я так одета, да и мы с вами так поздоровались? (Ответы детей).

- Действительно, мы будем говорить о Хакасии.

- Вы желаете совершить путешествие по нашей малой Родине?

- А как называется столица нашей малой Родины? (Город Абакан).

- Послушайте стихотворение хакасского поэта Н. Г. Домажакова Абакан.

( Рассказывание ребёнком стихотворения)

Абакан родной – моя столица

Город солнца, песен и друзей!

Абакан родной тобой гордится

Весь народ Хакасии моей.

     Воспитатель: Дети,  о чём говорится в этом стихотворении? (о городе  Абакан, о том, как хакасский народ им гордится).

-  Город Абакан  расположен  у берега реки АБАКАН.

            ( Рассмотреть иллюстрации расположения города у реки)

- А вы бы хотели узнать о том, почему город стоит на берегу реки Абакан и носит его название?        

     Воспитатель: Много легенд и сказаний наш хакасский народ придумал  о происхождении реки Абакан?

- В легендах описываются события, которые были на самом деле.

- Вот с одной из них мы сейчас с вами познакомимся, слушайте и смотрите внимательно.

             (Рассказывание с показом иллюстраций)

      2. Рассказывание легенды «О реке  Абакан».

        Давным-давно, когда на Земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь (АБА). Много лет нападал он на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных аулов и деревень.

        И вот в одном из аулов вырос отважный и молодой АБЫН (богатырь). Охотясь как-то в тайге, он встретился с гигантом-медведем.

        И вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь, одолеть друг друга.

        Наконец, медведь не выдержал. Тяжело - раненый, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шёл день, другой, третий…

        Как-то ночью охотник услышал громкий крик медведя. В агонии медведь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз.

        Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя всё новые ручьи. Они постепенно превратились в поток. Ниже поток становился речкой.

        Абахан (медвежья кровь) – так стали называть эту реку местные жители. Позднее местные жители

         3. Вопросы по содержанию:

1. О ком рассказывается в легенде? (О богатыре и медведе).

2. Кто запомнил как, на хакасском языке называется медведь? (АБА).

3. Что делал медведь в окрестных аулах и деревнях? (Нападал на людей, уничтожал скот).

4. Кто встретился с гигантом медведем в тайге? (Отважный и молодой богатырь).

5. Как на хакасском языке, называется богатырь? (АБЫН).

6. Во, что вступил богатырь, встретившись с медведем? (В схватку они боролись, стремясь одолеть, друг друга).

7. Каким убежал медведь от охотника? (Раненым).

8. Что в тайге через несколько дней услышал богатырь? (Громкий крик медведя).

9. Что делал раненый медведь? (Вырывал деревья, отламывал от скал валуны – камни).

10. Кого увидел вскоре в тайге богатырь? (Погибшего зверя, превратившегося в огромную гору, а с горы вытекали ручьи, которые в потоке превратились в реку).  

11. Как с тех пор стали называть местные жители эту реку? (АБАХАН что в переводе с хакасского означает – медвежья кровь).

      4. Рисование героев легенды.

      Воспитатель: Дети, кто является главными героями легенды? (Богатырь и медведь). Посмотрите, я приготовила вам раскраски с изображением богатыря и медведя.

-  Давайте раскрасим их цветными карандашами, а потом вечером вы поделитесь с родителями, что  интересного сегодня узнали, с какой легендой  познакомились, и почему около города Абакан протекает река Абакан.

       (Под хакасскую народную музыку дети разукрашивают рисунок)

       5. Подвижная игра «Медведь и пень».

      Воспитатель: Хакасский народ не только придумывал разные легенды, но и различные игры. Мы с вами тоже поиграем в одну  хакасскую подвижную игру, которая называется «Медведь и пень».

      Перед началом игры дети выбирают водящего и медведя по считалке:

Шла кукушка мимо сети.

В ней сидели чьи-то дети.

КУК - МАК, КУК - МАК!

Убирай один кулак.

      Остальные играющие  - «пни». На полу (земле), очерчивается круг диаметром  3-4 метра. Все занимают свои места. Пни садятся лицом к центру круга беспорядочно, оставляя проходы между собой. Водящий и медведь стоят в проходах недалеко  друг от друга. По сигналу воспитателя первым действует водящий. Он движется между пнями, слегка задевая их макушку (верхние части голов); одновременно с этим напевая песенку:

Чабы-чабы, медведь и пень, медведь и пень!

Чабы-чабы, медведь и пень!

Чабы-чабы, медведь и пень, медведь и пень!

       Следом за водящим крадется медведь, чтобы поймать (запятнать) его. Если поймает, оба они сделаются пнями и сядут, а вместо них выберут других детей.

       Правила.

1. Водящий остерегается медведя, чтобы тот не запятнал его.

2. Водящий и медведь стараются бегать  так, чтобы не задеть пней, т. е. играющих, которые сидят на корточках в кругу.

       6. Рефлексия.

    Что нового узнали? Чем занимались? В какую хакасскую народную игру играли?

     В конце образовательной деятельности поблагодарить детей за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Форма познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по «реке времени»» Н.А. Коротковой

       Технология «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от пр...

Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Коллекционирование - как форма познавательно исследовательской деятельности дошкольников.    Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают н...

Опыты, экспериментирование и другие формы познавательно-исследовательской деятельности в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)

Согласно ФГОС познавательно-исследовательская  деятельность выделена, как  самостоятельное направление.Учитель-логопед ищет новые  возможности  организации коррекционной...

Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по стан...

Экспериментирование – одна из форм познавательно - исследовательской деятельности детей

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой ...

Формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Аннотация В статье описываются современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (проектная и исследовательская деятельность, путешествия по карте, коллекционирование, квест ...