Публикация статьи "Методическое сопровождение игры-путешествия как формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников " в сборнике VIII Международной конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", 2017г.
статья

Попенова Ирина Викторовна

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по станциям; методическая работа с педагогами.  Представлен опыт работы ДОУ в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл popenova_i.v._lesosibirsk_statya.id_9740.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ КАК ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

И.В. Попенова

МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»

г. Лесосибирск, Россия

В статье рассмотрены вопросы актуальности познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей; организация познавательно-исследовательской деятельности детей в форме игры-путешествия по станциям; методическая работа с педагогами.  Представлен опыт работы ДОУ в данном направлении.

Ключевые слова: игра-путешествие, познавательно-исследовательская деятельность, познавательная активность.

Выбор игры-путешествия как формы организации познавательно-исследовательской деятельности детей в нашем детском саду был обусловлен тремя факторами.

Во-первых, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает необходимость осуществления образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. (I. Общие положения, п.1.2)

Как мы знаем, в дошкольном возрасте интерес к деятельности чаще всего создаётся с помощью и в процессе игры.

«В игре ребенок развивается, познает мир, общается. В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр: в сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, играх-драматизациях, народных, хороводных, развивающих играх-экспериментированиях, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях». (Из Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»).

Таким образом, важно обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие. А для этого необходимо создать детям условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности.

Одним из эффективных видов игр является такая форма, как игра-путешествие, которую ещё называют игрой по станциям.

Во-вторых, как утверждают многие ученые, ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность, инициативу и самостоятельность.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

В-третьих, особое значение в дошкольном возрасте придается и развитию коммуникативных качеств, так как организация современной деятельности не должна строиться по принципу простого повторения детьми показанных воспитателем образов, без осознания смысла сотрудничества, обогащения умений вести диалог, освоения правил эффективного взаимодействия. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными навыками как умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому.

Поэтому в ходе реализации проекта ДОУ «Создание условий для формирования инициативы и самостоятельности в процессе поисково-исследовательской деятельности дошкольников» нами была выбрана именно такая форма совместной деятельности с детьми как игра-путешествие «Мы – маленькие исследователи», которая позволяет в яркой, увлекательной форме решать задачи развития познавательной активности и коммуникативных навыков. Тем более, что она была нами опробована уже неоднократно в ходе развлечений «Новогодняя карусель», «Проводы зимы или встреча весны», «Путешествие по сказкам» и др.

Игра-путешествие дает возможность объединить разные виды деятельности: наблюдения, экспериментирование, продуктивную деятельность, труд, спорт и т.д.

Цель игры-путешествия: создание условий для активизации познавательно-исследовательской  деятельности воспитанников.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию умения применять знания в новой ситуации.

Развивающие: развивать познавательную активность, внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки, навыки совместной деятельности, инициативу и самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность.

Разрабатывая сценарий, учитываем возрастные особенности дошкольников, обсуждаем, что будет ребятам интересно и полезно, как могут они реализовать свои творческие способности, проявить сплоченность и взаимовыручку команды.

В ходе совместного планирования и обсуждения педагогами определяется тема игры (например, «Скоро, скоро Новый год!», «Путешествие в Солнечный город»), распределяются станции, после чего каждый педагог разрабатывает свою станцию на 15 минут с использованием игровых моментов, с применением индивидуальной и коллективной формы работы, продумывает оборудование и наиболее эффективные методические приемы (игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, экспериментирование, продуктивная деятельность детей, подведение итогов, физкультминутка и др.). Тема игры чаще всего совпадает с годовым тематическим планированием, или зависит от сезона года, праздничных дат календаря.

По мере необходимости воспитателями осуществляется предварительная работа с детьми по подготовке игры-путешествия (чтение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы об окружающем мире и т.д.)

Далее разрабатываются маршрутные (путевые) листы, в которых указаны названия, местоположение станций и очередность их посещения и выставляются баллы, заработанные на станции при выполнении заданий, либо вклеиваются отличительные знаки (жетоны), подтверждающие прохождение станции.

Игра начинается с общего сбора в музыкальном зале, где детей встречает Фея Открытий.  Она интересуется любят ли дети путешествовать, открывать что-то новое, неизвестное. А затем предлагает отправиться в очередное путешествие и выдает командам маршрутные листы. Все команды начинают маршрут одновременно.

Участниками являются дети среднего и старшего дошкольного возраста. В каждой команде выбирается капитан, который и получает маршрутный лист у ведущего игры. В течение всей игры дошкольники проходят 3-4 станции в зависимости от условий, сложившихся на данный момент (в разных зданиях). Для обеспечения безопасности детей во время игры дошкольники путешествуют по станциям вместе с младшими воспитателями.

После прохождения последней станции дети возвращаются в музыкальный зал, маршрутный лист сдается ведущему для подведения итогов мероприятия.

Частая смена видов деятельности, сказочных персонажей в мероприятии позволяют удерживать внимание детей продолжительное время, ребята максимально активны на протяжении всей игры.

Периодичность проведения игры-путешествия: 1 раз в 3 недели.

На станциях дети выполняют разнообразные задания, например:

 - на станции «Размышляйка» - решали логические задачи, раскрашивали новогоднюю елочку по заданному алгоритму, узнали какая бывает бумага и что из нее можно смастерить, почему птицы плавают и не тонут;

-на станции «Почемучка» с интересом наблюдали за извержением самодельного вулкана, рассматривали образцы горных пород, совершали свои маленькие открытия: как перенести воду из одного стакана в другой с помощью трубочки; почему яйцо плавает в воде; мастерили снеговиков из искусственного снега;

- создавали сказочных птиц на станции «Вообразилия», украшали елочные игрушки, рисовали с помощью краски и нитей;

- на станции «Говорилка» узнали много нового о скороговорках, о том как язык помогает говорить, ощущать вкус;

- познакомились с разными видами мячей и играми с ними на станции «Здоровейка», обсуждали что надо сделать, чтобы быть крепким и здоровым; выполняли упражнения в парах как магниты;

- решали занимательные задачи на станции «Посчитай-ка».

После окончания игры-путешествия проводится рефлексия: каждый педагог анализирует, что получилось, что нет, какие приемы были эффективны, как лучше провести игру в следующий раз.

После проведения первой игры педагоги отметили сложности, которые возникали во время игры-путешествия:

- большое количество детей в группе – трудно подобрать необходимое количество материалов и оборудования для экспериментальной деятельности.

- дети среднего и старшего дошкольного возраста имеют разные возрастные возможности, поэтому нужно более тщательно подбирать количество и содержание упражнений, заданий с учетом возраста детей;

- сложно соблюдать время пребывания детей на станции (15 минут), чтобы не нарушить ход игры. А ведь еще необходимо успеть подготовить помещение для следующей группы.

Тем не менее к концу учебного года педагоги отметили несомненный положительный результат:

- дети учатся работать в команде, взаимодействуя друг с другом, учатся слушать и слышать друг друга, совместно находить правильное решение задачи;

- у детей формируется умение применять знания в новой ситуации, развивается познавательная активность, любознательность, интерес к экспериментированию;

- во время игры-путешествия педагог может решить и диагностические задачи, пользуясь методом включённого наблюдения. В процессе игрового взаимодействия хорошо видны поведенческие особенности детей, те их моменты, которые требуют обязательной коррекции;

- наблюдается устойчивое внедрение в практику работы ДОУ эффективного опыта по созданию условий для развития инициативы и самостоятельности воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....

Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ,  так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психич...

Статья в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: "Использование песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома"

В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома, автором предложены подходы к организации данного вида изобразительной деятель...

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск. Представление научно-методическо...

сборник "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Статья: Приемы организации учебной деятельности при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

В сборнике представлены научные статьи, раскрывающие широкий круг вопросов, связанных с инновационными процессами на разных ступенях образования. Авторы приводят основные результаты деятельности образ...