"Волшебный ниведимка" (исследуем свойства воздуха)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Ячмень Анна Петровна

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности (экспериментированию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_nevidimka.docx25.87 КБ
Файл voda_zanyatie.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Волшебный невидимка»

(исследуем свойства воздуха)


Занятие по познавательно - исследовательской деятельности

(экспериментирование)

Средняя группа

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, имеет вес, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную активность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов, дыхательного тренажера «Бабочки».

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- 2 подноса;

- посылка от Лунтика, видео письмо.

- вертушка;

- кораблики из бумаги;

- таз – «море» для корабликов;

- апельсин, духи;

- воздушные шары (по количеству детей);

- флажки разных цветов на столах для опытов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он везде нас окружает,
Все пространство заполняет.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем.
Ни деревья, ни зверушки,
Ни букашки, ни лягушки.        

Что это, ребята, как вы думаете?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Вы отгадали, конечно же это воздух! Сегодня мы с вами поэкспериментируем с воздухом и узнаем много нового, будемдействовать, как настоящие учёные. Для этого мы опять отправимся в нашу лабораторию.

(подходят к лаборатории)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел,  воздух? Вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.  Давайте - ка попробуем поймать воздух? Подойдем к столику с красным флажком.

Дети: Давайте.

Опыт 1 (с полиэтиленовым пакетом).

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, невидимый. ( Выставляется схема на магнитную доску) А чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. А мне этот мешочек что-то напомнил! А вам он ничего не напоминает? На что он похож? (Ответы детей) Мы ведь с вами тоже используем такой «пойманный» воздух! Играем с мячами, воздушными шарами.  У нас сейчас тоже есть мячи. Давайте с ними поиграем. ( Два мяча - один сдут, а другой нет.  Побросать мячи детям. Ударять мячами об пол).  Как вы думаете, с этим мячом было хорошо играть? (Да, хорошо!) А с этим хорошо играть? (Нет, он не прыгает).

Воспитатель: Как нам это исправить?  

Дети: Надуть, наполнить воздухом.

Воспитатель:  Да ребята, воздух нам помогает, многие игрушки наполнены воздухом. А кто вспомнит, какие это игрушки? (Резиновые, воздушные шары, на реке мы пользуемся такими игрушками) Давайте, сейчас немножко поиграем, отдохнем.

Физминутка: «МЯЧИК»

Координация речи и движения, развитие общей моторики

Раз, два, прыгай, мячик.           

(Взмахи    правой   ладонью,    как   бы удары по мячу.)

Раз, два, и мы поскачем.          

Девочки и мальчики                 

Прыгают как мячики.

 (Ритмичные    прыжки    на    носочках, руки на поясе.)

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо попрыгали. А сейчас, давайте подышим носиками, восстановим дыхание. Скажите, а чувствуете какой - нибудь запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а если мы принюхаемся, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.

Дети: Нет, не пахнет.

Воспитатель: Сейчас, закройте глаза и понюхайте. (Брызгает духами). Чувствуете какой - нибудь запах?

Опыт 2 (с духами). 

Дети: Духи запахли.

Воспитатель: Вывод: Сам воздух запаха не имеет, но может переносить запахи до наших носов. (Выставляется схема на магнитную доску)

Воспитатель: Ой, ребята, а легко нам дышать, когда группа наполнена таким ароматом? Что же нужно сделать, чтобы легко дышалось? 

Дети: Открыть форточку. 

Воспитатель: Да, верно, если мы откроем форточку, то сюда войдет свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Воспитатель:  А как вы думаете, воздух может двигаться?

Дети: Нет. 

Воспитатель: А у нас в лаборатории воздух движется? (Нет)

Опыт 3 (с перышком, привязанным на карандаш).

Воспитатель: А давайте проведем эксперимент, может ли воздух двигаться?

Дети: Да.

Воспитатель: Я вдохнула и подула на перышко. Что произошло? Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, перышко шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Давайте сейчас у нас в лаборатории устроим ветер?

Игра « Кораблики» (для мальчиков), игра с дыхательным тренажером для девочек.

Воспитатель: Мальчики дуют на кораблики, а девочки на бабочек. Мальчики, что происходило с корабликами? (Они двигались.) Девочки, а что происходило с бабочками? ( Они тоже двигались.) Дети смотрят проведение эксперимента друг у друга. Ветерок, который мы выдыхаем, раздувает паруса, и кораблики плывут и также двигаются наши бабочки. Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух - может передвигать предметы. Ветер - это движение воздуха. (Выставляется схема на магнитную доску).

Воспитатель: Ребята я совсем забыла, что нам пришло видео письмо от нашего старого знакомого Лунтика! Давайте посмотрим его! (Просмотр на ноутбуке письма от Лунтика).

Лунтик: Здравствуйте ребята! Очень хотел приехать к вам в гости в детский сад, но, к сожалению, сейчас  очень занят, я хотел попросить вашей помощи в починке моей любимой игрушки - вертушки.  Я знаю, что вы проводите опыты в лаборатории и думаю, что вы сможете ее починить,  посылаю вам вертушку посылкой. Желаю вам удачи!

Воспитатель: Ой, действительно нам пришла посылка от Лунтика! (Достает вертушку). Ребята, а как вы думаете, почему вертушка у Лунтика  не работает?  Как ее можно починить? (Выйти  на улицу,  где есть ветер, подуть на нее).

Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Подуем на нее, получается ветер, и вертушка завертелась. Вот видите, мы смогли починить  вертушку! Она  как оказалось, была и не сломана! Я думаю, Лунтик очень этому обрадуется.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша работа в лаборатории. (Показывает схемы):

Как много мы сегодня узнали о воздухе и его свойствах. Давайте еще раз вспомним, а помогу нам схемы.

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (схема.1);

Что воздух есть внутри пустых предметов (схема.2);

Воздух не пахнет и может передавать запахи (схема.3,4);

А ещё  узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха (схема.6);

Воспитатель: Воздух имеет еще и другие свойства, но о них мы узнаем попозже. А еще вам задание: спросите у родителей, посмотрите в интернете, в книгах, чем еще интересен воздух? В следующий раз нам расскажите, а можете даже нарисовать картинки.

Воспитатель: Нам, ребята, пора идти на улицу – дышать свежим воздухом и играть с  отремонтированной вертушкой Лунтика!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «В гости к воде»

(познавательно - исследовательская деятельность)

Средняя группа

Интеграция образовательных областей: Музыка, Социализация, Коммуникация, Труд.

Задачи:

Образовательные:

- расширение представлений о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, обладает способностью переливаться;

- формирование умения определять температуру воды опытным путем;

- овладение некоторыми способами обнаружения предметов, которые тонут и не тонут в воде;

- обобщение и уточнение ранее полученных знаний о свойствах воды.

Развивающие:

- развитие у детей устойчивого интереса к исследовательской деятельности, любознательности, наблюдательности;

          - развитие зрительного и слухового восприятия,  речевой активности.

Воспитательные:

- воспитание взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде.

Словарная работа: Обогащение словаря детей словами: лаборатория,  прозрачная, мутная, бесцветная, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за водой;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.

Оборудование:

  • два таза (красный и синий), тазики на каждого ребенка;
  • игрушки из «Киндер-сюрпризов» (по количеству детей);
  • баночки с гуашью (по количеству детей);
  • стаканы, пластиковые бутылки, воронки (по количеству детей);
  • большой таз;
  • монетки, палочки, камешки, кораблики, перышки, мячики;
  • медальки для награждения детей;
  • флажки разных цветов на столах для опытов.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы свами будем разговаривать о чем то, очень интересном. Давайте  внимательно послушаем, и отгадаем, что же это за звуки? (Включает запись «шум воды»).

Что это, ребята, как вы думаете?

Дети: Вода!

Воспитатель: Вы угадали, конечно же - это вода! Сегодня мы с вами поговорим о воде.  Как вы думаете, что мы делаем с помощью воды? (Ответы детей: готовим еду, моем посуду, умываемся и т.д.) Вы все верно сказали, а теперь послушайте стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.

Вот ребята, как нам необходима вода. И сейчас мы будем делать опыты с водой, как настоящие учёные. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

(проходят к столам  лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)

Воспитатель: Ребята, на столе с красным флажком находятся два тазика, в них налита вода. Нам нужно определить какая вода в каждом тазике?

Дети: (Трогают руками и определяют.)  В красном тазу - вода теплая, а в  синем тазу - холодная вода.

Воспитатель: Скажите, ребята, какая бывает вода?

Дети: Теплая, холодная.

Воспитатель: А еще вода может быть горячей, но ее трогать рукой не нужно, можно обжечься! Молодцы ребята, вы все правильно определили. Ой, ребята, я, кажется, что то слышу, кажется, к нам кто то идет?

(Появляется Незнайка, руки у него грязные.) 

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я к вам так спешил, так спешил, что упал по дороге и у меня теперь грязные руки. Что же мне делать, как я буду теперь с грязными руками ходить.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно помочь Незнайке. 

Дети: Ему нужно помыть руки водой. 

Незнайка: Водой? А я и не знал.

Воспитатель: Да, Незнайка, ты очень многого еще не знаешь. Мы   с ребятами  разговариваем о воде, оставайся у нас в гостях и узнаешь много интересного об этом.

Незнайка:  Я согласен!

Воспитатель: Давайте пройдем к столу с синим флажком. Каждый станет около тазика с водой.  Опустите свои руки в воду. Скажите, видны руки? (Да!) А почему они видны?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: Скажите, какого она цвета? 

Дети: У нее нет цвета. 

Воспитатель: Конечно, вода не имеет цвета, она бесцветная.

Незнайка: Ой, а мои - то руки не видны!

Воспитатель: Ребята, а почему руки Незнайки не видны в тазу?

Дети: Вода грязная стала.

Воспитатель: А руки у Незнайки какие?

Дети: Чистые.

Воспитатель: Да, Незнайка руки твои в воде помылись, а вода от рук стала грязной.

Воспитатель: А давайте поиграем вместе с Незнайкой. 

Дидактическая игра «Спрячь игрушку» 

Посмотрите у меня банка с водой и  игрушка. Закрываем глаза, я прячу игрушку. Открываем глаза, дети куда я спрятала игрушку? 

Дети: В банку с водой.

Воспитатель:  А почему вы так быстро нашли игрушку? 

Дети: Вода прозрачная и игрушка видна.

Воспитатель: Ребята, а как нам сделать, чтобы игрушки были спрятаны? 

Дети: Сделать воду грязной.

Воспитатель: Давайте проверим? А Незнайка будет искать наши игрушки. Отворачивайся Незнайка.

Воспитатель: Давайте пройдем к столу с желтым флажком.  Перед каждым из вас баночка с водой и краской, мутим краской воду, прячем игрушки. Поворачивайся Незнайка ищи игрушки. Почему Незнайка не может найти игрушки?

Дети: Вода грязная, непрозрачная.

Воспитатель: Ну, Незнайка, раз ты не смог найти игрушки, будешь с нами играть.

Физминутка «Рыбки»:

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сойдутся -  разойдутся,

То зароются в песке.

Воспитатель: Незнайка, как ты думаешь, хорошие из ребят рыбки получились?

Незнайка: Конечно же, замечательные!

Воспитатель: Ребята, давайте еще поиграем с водой. Пройдем к столу с зеленым флажком. Посмотрите, у меня есть сито,  я в него буду набирать воду. Ребята, а почему вода не набралась в сито?

Дети:  В нем дырочки и вода вылилась в таз.

Воспитатель: Значит, вода льется.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у каждого на столе  два  стакана, в одном из них вода. У каждого есть воронка, мы с вами будем переливать воду из одного стакана в другой. И Незнайка тоже будет переливать воду. Все переливаем так, чтобы вода не проливалась. Запомни Незнайка, что вода может литься.

Воспитатель:  Ой, Незнайка, ты очень плохо перелил воду, много воды разлил, а воду нужно беречь, не растрачивать ее зря. Давай - ка  Незнайка вместе с ребятами послушай стихотворение «Берегите воду!». 

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Незнайка: Теперь - то я знаю, что воду нужно беречь.

Воспитатель: Молодец Незнайка! Теперь давайте подойдем к последнему столу с оранжевым флажком. Здесь у нас стоит таз с водой.  Посмотрите, Незнайка баловался и высыпал туда игрушки. Что интересно, некоторые из них плавают, а некоторые утонули. А как вы думаете, почему это произошло? Незнайка, а ты знаешь?

Незнайка:  Ой, откуда мне знать!

 Воспитатель: Ребята, давайте возьмем в одну ладошку предмет, который тонет.  А в другую, который не тонет. Что вы почувствовали? 

Дети: Камешки - тяжелые, а палочки - легкие.

Воспитатель: Можем сделать вывод:  легкие предметы не тонут в воде - плавают, а тяжелые тонут.

Воспитатель: Вот видите, как хорошо мы проделали все опыты и даже Незнайка узнал о свойствах воды. Давайте - ка их повторим.

Дети: Вода бывает холодной, теплой и горячей; она прозрачная, бесцветная, льется, легкие предметы плавают по воде.

Воспитатель: Незнайка, ты хорошо запомнил, что мы тебе рассказали о воде?

Незнайка: Да, спасибо вам ребята, а за ваши хорошо проделанные опыты, я награждаю вас орденами «Знаек».  (Награждение детей орденами) Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.

План - конспект открытого  занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.Цели: Формиров...

Образовательный маршрут для детей и родителей «Волшебный невидимка» (знакомство со свойствами воздуха с детьми 6-7 лет)

В последнее время все шире проявляется роль информационных компьютерных технологий в системе дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как единичные случаи....

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воздуха» «Воздух - волшебный невидимка»

Цель:Дать детям представление о воздухе как об одной из четырех стихий, познакомить с физическими и некоторыми химическими свойствами воздуха.Задача : Познакомить детей со свойствами воздуха.мотивиров...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...