План-конспект открытого занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дубовицкая Людмила Сергеевна

План - конспект открытого  занятия по реализации ОО "Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира" Эксперимент "Волшебные свойства воздуха" для детей старшей группы.

Цели: Формировать предстваления детей о воздухе.

             Активировать мыслительную деятельность  через проведение опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект открытого занятия 17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционная образовательная  деятельность – эксперимент   «Волшебные свойства воздуха».

Цели:

- Формировать представление детей о воздухе

- Расширить представление о свойствах воздуха: газообразное, жидкое,  твёрдое.

- расширить знания детей о воздухе.

- Активизировать мыслительную деятельность через проведение опытов.

- Развивать связную речь.

- Развивать познавательный интерес.

Материалы и оборудование:

Тарелочка с водой, пустой стакан, стакан с водой, соломинка, воздушные шары, шар с буквами, мыльные пузыри, демонстрационный материал, баночки с запахами, фонограмма шум моря.

Ход занятия:

Дети стоят на ковре.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята посмотрите, что у меня в руках? Вы знаете, что это? (ответы детей). Правильно, это воздушные шарики. Ребята, посмотрите какие разноцветные у нас шарики, скажите, пожалуйста,  какого цвета ваш шарик.

(Ответы детей)

В :Как вы думаете, что нужно сделать с шариками,  чтобы они стали большими? (ответы детей)

В: Чем  вы их надували? (воздухом).

А почему у одного получился большой шарик, а другого маленький? (ответы детей).

В: А как вы думаете, воздух нам нужен только для того, чтобы надувать шары? (ответы детей).

В: Попробуйте вдохнуть и не дышать. Что вам не хватает? (воздуха).

А что вы знаете о воздухе? (ответы детей).

А как вы думаете, кто изучает воздух? (учёные).

Кто хочет побыть учёным и поработать в научной лаборатории и изучить свойства воздуха. Приглашаю Вас в нашу лабораторию.

Появляется Знайка (научный сотрудник).

Воспитатель: Ребята познакомьтесь,  это – Знайка,  он научный сотрудник нашей с вами лаборатории.

Знайка: Здравствуйте мои друзья!  Сегодня я буду помогать проводить вам ваши эксперименты.

Воспитатель: Итак,  начнём наш эксперимент. Видим мы его или нет?

(ответы детей.)  Воздух - бесцветный, прозрачный, через него всё видно.

Знайка: А что ещё бывает прозрачным? Посмотрите вокруг и найдите прозрачные предметы? (стекло в окне, пустой стакан)

Возьмём стакан. Он прозрачный.  В стакане есть воздух. Чтобы его увидеть, давайте проделаем опыт.

Наливаем в него  воды,  опускаем соломинку и дуем в неё.  Буря в стакане воды. Давайте с вами  сделаем бурю.

(детям предлагаем стаканчики с соломкой).

Воспитатель: Ребята почему в воде появляются пузыри.(ответы детей).

 Знайка расскажи нам.

Знайка: Потому что мы опустили соломинку в воду и начали пускать в неё воздух, за счёт этого образовались пузыри.

Воспитатель: Пузыри получились разные: большие и маленькие, но они  были у нас в стакане. А я люблю пускать мыльные пузыри! А вы любите?

Дети: Да.

Воспитатель:  Давайте все вместе будем их пускать и понаблюдаем за ними. Пока Знайка пошёл за мыльными пузырями, мы прочтём с вами стихи про мыльные пузыри.

Ребёнок №1: Воды обыкновенной

В стаканчик набери

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Ребёнок №2: Сияя гладкой плёнкой,

Растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий,

Раскрашенный пузырь.

Ребёнок №3: Он, воздухом надутый,

По воздуху плывёт,

Но и одной минуты

На свете не живёт.

Ребёнок №4: Нарядный, разноцветный,

Пропал он навсегда,

Расплылся незаметно,

Растаял без следа.....

Пускаем мыльные пузыри.

Воспитатель: Какие пузыри вы увидели?

(ответы детей) большие, маленькие, прозрачные, красивые, разноцветные.

Как вы думаете, почему пузыри быстро лопаются? (ответы детей)

Знайка: Потому что пузыри тяжелее, чем воздух.

Воспитатель: Вы поиграли с пузырями, понаблюдали за ними, а теперь нам нужно восстановить дыхание. Поднесите ладошку ко рту - вдохните и выдохните ртом. Молодцы! А теперь поднесите ладошку к носу и тоже вдохните и выдохните, но теперь носом. Что вы почувствовали?

Дети: Тёплый, влажный воздух.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом дышат не только люди, ну и все то, что нас окружает (растения, птицы и т.д),  животные дышат как и мы, воздухом. А вот рыбы через жабры. Ребята,  а как вы думаете: "Есть ли запах у воздуха?".

Знайка: А давайте это проверим?  Мы откроем баночки и по запаху определим какое вещество там было.

Детям предлагают понюхать три баночки (1-чистая, 2-с кофе, 3-цитрус).  Первую баночку подают самой последней, и определяем, что баночка ни чем не пахнет.

Правильно,  дети собственного запаха у воздуха нет.

Воспитатель: Абсолютный чистый воздух не имеет запаха. Запах ему придают другие вещества. Ой, дети посмотрите, сколько воздушных шаров! А ниточки у них перепутались. Давайте распутаем нити и прочитаем зашифрованное слово.  (Ветер).

Игра  "Собери шарики"

Воспитатель: А как вы думаете, что такое ветер?

(ветер- это движение воздуха в природе).  А какой бывает ветер?

Знайка: Слабый ветерок называется - бриз. Ветер посильнее, когда на море волны поднимаются, такой ветер называется штормом. А очень сильный ветер когда в море переворачиваются корабли называется - ураган.

Воспитатель: Детки, а давайте с вами закроем глаза и послушаем ветер на берегу моря.

Релаксация "На берегу  моря".

Воспитатель: Понравилось? А как вы думаете, для  чего нужен ветер?

Знайка: Люди давно научились использовать силу ветра. Тысячи лет назад по морю ходили парусные корабли. На парусных судах перевозили людей и грузы.

Воспитатель: Знайка,  расскажи, пожалуйста,  на чём люди раньше летали?

Знайка: Сначала они решили, что для полёта нужны крылья. Первые крылья были из воска и перьев. Такие крылья были тяжёлыми, и взлететь, как птица не удалось.

Воспитатель: А что они придумали потом.

Знайка: Люди придумали воздушные шары. Под такими шарами размещалась большая корзина для пассажиров. Надували шары горячим воздухом, но воздух постепенно остывал, и шар падал вниз.

Воспитатель: Кто, знает, что это? (показ дирижабля).

Знайка: Это первый управляемый воздушный шар- дирижабль. Дирижабли делали большими и неуклюжими (неповоротливыми). Да и летел он медленно (показ).

Воспитатель: Сейчас люди придумали самолёты и вертолёты. И ими управляют только они. И вот закончились наши эксперименты, Ребята, что больше всего вам понравилось в наших экспериментах

- Какой бывает воздух? (прозрачный, чистый, без запаха)

- Для чего нужен воздух? (для того, чтобы дышать)

- Возможна ли жизнь на земле без воздуха (нет)

- Какой бывает воздух? (твёрдый, сладкий, быстрый, прозрачный)

- Что делает воздух? (бежит, летит, греет, лежит, поёт)

Воспитатель: Ребята вам понравилось быть учёными? На память о том, что вы были учёными, вы оставите себе вот эти мыльные пузыри.

Знайка: Ну, а я с вами прощаюсь, надеюсь, что не надолго. До свидания мои маленькие учёные.

Воспитатель: Пока,  Знайка,  до встречи. Ну вот и всё наше занятие подошло к концу.



 

Комментарии

Овсянкина Елена Валериевна

Людмила Сергеевна, очень интересное занятие! Дети всегда с большим интересов участвуют в таких мероприятиях!

Овсянкина Елена Валериевна

Людмила Сергеевна, спасибо за интересный материал.