Исследовательско - творческий проект в подготовительной группе "Весёлая ферма" (огород на подоконнике)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ковшова Олеся Алексеевна

Цель: Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской

деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними.

 

Задачи:

1) Способствовать развитию у детей познавательной активности,

любознательности, стремления к самостоятельному познанию и

размышлению, развитию умственных способностей и речи через

следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности,

сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить

знания детей о развитии растений на разных этапах.

 

2) Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и

назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам,

находить у них общие и отличительные черты; формировать

представление о стадиях развития растения из семени; закрепить

полученные знания об условиях развития растений. Продолжать

развивать у детей навыки свободного общения со взрослыми и

сверстниками в процессе трудовой деятельности.

 

3) Формировать у детей основы безопасности собственной

жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности и здорового

образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

(в питании, при формировании полезных привычек и др.).

 

4) Воспитывать эстетический вкус при оформлении зарисовок, дневников

наблюдений, инвентаря, материалов и «мира» огорода в целом.

Предполагаемый результат:

*    Дети познакомятся с культурными растениями.

*    С помощью опытнической работы дети получат знания о необходимых условиях для роста растений.

*    С помощью исследовательской работы дети смогут выявить многообразие и разнообразие посевного материала, а так же условия, необходимые для роста растений.

*    У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

*    У детей сформируется уважительное отношение к труду.

*    Создание в группе огорода на подоконнике.

*      Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

 

Подготовительный этап: определение цели и задач проекта, сбор

информационного материала, создание условий для организации работы в

«Весёлой ферме», составление плана мероприятий по организации детской

деятельности.

Исследовательский этап: проведение запланированных мероприятий для

реализации проекта: беседы, посев семян, опыты, эксперименты, уход и

наблюдение за растениями, творческая деятельность, рассматривание

иллюстраций и чтение художественной литературы.

Заключительный этап: подведение итогов, оформление выставки детских

рисунков «От семечки к ростку». Анализ и обобщение результатов, полученных в

процессе исследовательской деятельности детей. Пополнение дидактической

базы. Заполнение дневников наблюдений.

 

План реализации проекта.

 

Мероприятия

 

Цели

 

Ответствен

ные

 

1 этап–подготовительный

1.

Консультация для родителей

«Участвуем в проекте

«Весёлая ферма».

Познакомить с целями и задачами  проекта.

Сформировать интерес у

родителей по созданию

условий для реализации

проекта.

Воспитатели группы

2.

Подбор наглядно –

дидактических пособий,

демонстрационного

материала, природного

материала, художественной и

научной литературы,

приобретение

необходимого оборудования.

Создать условия

для реализации

проекта «Весёлая ферма».

 

Воспитатели,

родители.

3.

Изготовление табличек с картинками, названиями

растений и датой посадки.

Создать

эстетический вид

посадкам.

 

Дети

Воспитатели

4.

С помощью родителей собрать  коллекцию семян.

 

Привлечь родителей к оформлению журнала коллекции семян.

Воспитатели

Родители

2 этап – исследовательский.

1.

Рассматривание

иллюстраций, картин с изображением овощей,

семян растений,

сравнение их по цвету,

форме, размеру.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений и многообразии семян.

 

Воспитатели

Дети

2.

Практическая

деятельность: посадка

овощных культур.

 

Вызвать интерес

к выращиванию

огородной

культуры.

Воспитатели

Дети

3.

Опытно-экспериментальная

деятельность:

- «Строение

растений» (на примере выращивания фасоли в аквариуме);

-«Условия, необходимые  для  жизни растений» (эксперимент-наблюдение за ростом лука в различных условиях; за ростом семян декоративного подсолнечника в разных условиях);

-«Клубень и ростки» (эксперимент – наблюдение за ростом ростков у клубня картофеля).

Продолжать учить детей

Правильно строить

суждения и делать выводы о создании благоприятных

условий (воды, света, тепла, почвы); о строении растения (на примере роста фасоли).

 

Воспитатели

Дети

4.

Трудовая деятельность

(наблюдение, уход за растениями, заполнение дневников наблюдений).

 

Учить детей замечать

изменения, которые

происходят у растений,

продолжать обучать детей

правильным навыкам работы по уходу за растениями, правильно заполнять дневник наблюдений.

Воспитатели и дети

5.

Наглядно-исследовательская

деятельность с детьми: «Посев семян», «Первые всходы».

Наблюдения за ростом лука в разных условиях;

Наблюдение за ростом томатов «Лукошко на окошке»;

Наблюдение за ростом цветка «Подсолнечник махровый «Медвежонок»;

Проращивание семян бобов в вате между прозрачными плоскостями.

Пополнение знаний детей,

учить детей сравнивать,

сопоставлять, находить

причинно-следственные

связи.

Воспитатели и дети

6.

Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?»,

«Овощной магазин», «Вершки и корешки», « Из какого семени плод?»,  «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке» -алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом».

Учить детей играть в игру,

соблюдая все ее правила.

 

Воспитатели и дети

7.

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах. Чтение художественной литературы.

 

Обогащение словарного

запаса, учить детей выразительно и эмоционально рассказывать стихи.

 

Воспитатели и дети

8.

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.

 

Закрепить знания детей о процессе развития растений.

 

Воспитатели

3 этап – заключительный

1.

Обработка и оформление материалов проекта.

Создание учебно-дидактической базы для

дальнейшего использования в работе.

 

Воспитатели

2.

Оформление дневников наблюдений детей:

 «Наблюдение за ростом лука»;

«Наблюдение за ростом томатов Лукошко на окошке»;

«Наблюдение за ростом фасоли»;

«Наблюдение за ростом картофеля»;

«Наблюдение за ростом кустарников сирени, черёмухи, смородины, малины».

Оформление  итогов работы через рисунки детей,  фотографии, дневников наблюдений в папку .

 

Дети,

воспитатели

3.

Пополнение дидактической базы группы

Систематизация дидактического материала.

Воспитатели, родители

4.

Создание огорода на окне «Весёлая ферма».

Привлечение внимания детей к созданию огорода на окне.

Воспитатели

Дети

 

 

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

 1. Провести консультации для родителей  «Участвуем в проекте «Весёлая ферма», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Несколько советов для родителей «Во саду ли, в огороде».

 2.Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений     распространенных в нашем регионе.

 3.Задание на лето: сделать «огородный» фоторепортаж о выращенных овощах (прополка, полив, рыхление, консервирование).

Эксперимент – наблюдение за ростом лука.

Цель: На основе совместной деятельности детей и воспитателя, сформировать конкретные знания о росте лука в различных условиях. Развить мышление и речь детей.

Материалы, оборудование: 3 стакана с водой, 1 контейнер с чёрным колпаком,  3 репчатых луковицы.

 

Эксперимент – наблюдение за ростом цветка «Подсолнечник махровый Медвежонок».

Цель: провести наблюдение за ростом семечка цветка в различных условиях (земле песке и вате). Учить проводить наблюдения, вести дневник наблюдений и делать выводы.

Материалы, оборудование: 3 контейнера (с землёй, песком и ватой), семена подсолнечника «Медвежонок».

 

Эксперимент – наблюдение за ростом томатов «Лукошко на окошке».

Цель: провести наблюдение за ростом семян томатов в различных условиях (земле с улицы,  песке и грунте для рассады). Учить проводить наблюдения, вести дневник наблюдений и делать выводы.

Материалы, оборудование: 3 контейнера (с землёй с улицы,  песком и грунтом для рассады), семена томатов «Лукошко на окошке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для чтения детям:

  1. Поговорки, стихи, загадки, сказки об овощах, фруктах, огороде. 
  2. Н.Носов «Огурцы».

  3.Ю. Тувим «Хозяйка с базара пришла».

  4.  В.Бианки «Запасы овощей».

  5.  Сказка «Колосок».

  6.  Е. Носов. «Тридцать зерен».

   7. В. Даль. «Старик-годовик».

   8. И. Соколов-Микитов. «Соль земли».

 

Музыкальный репертуар для прослушивания:

1.     «Во саду ли в огороде» р.н.м.

2.     «Сама садик я садила» р.н.м.

3.      «Урожайная» музыка Филиппенко.

4.      «Не рвите, цветы» музыка Ю.Антонова

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект для подготовительной к школе группе «Унылая пора »

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19232732","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"719","width":"953"}}]]...

исследовательско – творческий проект «Горница» подготовительная группа

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к быту русского народа...

Познавательно-исследовательский, творческий проект в подготовительной группе «Почему глобус разноцветный».

Технологическая карта проектаСодержаниеПояснениеНазвание проекта«Почему глобус разноцветный».Типпознавательно-исследовательский, творческийВидгрупповой.Основное направлениеПознавательно ...

Исследовательско-творческий Проект в Подготовительной группе «Удивительный мир часов»

Исследовательско-творческийПроект в Подготовительной группе«Удивительный мир часов»...

Исследовательский-творческий проект для подготовительной группы «Промыслы Руси»

Исследовательский-творческий проек для подготовительной группы «Промыслы Руси»...

Исследовательско – творческий проект в подготовительной к школе группе «Зимующие птицы».

   В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становитс...