Насекомые
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Мезина Людмила Викторовна

Конспект образовательной ситуации по технологии деятельностного метода «Ситуация»  в средней группе по теме «Насекомые»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации по технологии деятельностного метода «Ситуация»  в средней группе по теме «Насекомые»

Тип ситуации: «Открытие нового знания»

Цель: формирование у детей первичных представлений об обобщающем понятии - насекомые; формирование представлений о насекомых, как об отдельном классе живых существ,  введение слова  в активный словарь

Задачи:

Образовательные: познакомить с характерными признаками насекомых; учить сравнивать и классифицировать разные виды живых организмов.

Развивающие: развивать любознательность, познавательную активность детей;   воображение, мышление, творчество; развивать общую и мелкую  моторику.

Воспитательные: содействовать формированию экологической культуры детей; установки положительного отношения к миру природы, воспитывать бережное отношение к земным обитателям.

Демонстрационный материал:

Игрушка Лунтик; конверт с письмом; волшебная палочка; ноутбук; плакаты с изображением птиц, зверей, насекомых.

Музыкальное сопроовождение: главная тема из мультфильма «Лунтик и его друзья», «Музыка для выполнения творческих заданий и релаксации» (Железновы).

Раздаточный материал:

Наборы карточек  на классификацию - птицы,  насекомые, звери;

Бумага для рисования формата А4 (по количеству детей);

Восковые мелки;

Схемы-трафареты  для рисования насекомых.

Предварительная работа:

Просмотр серий  мультипликационного фильма «Лунтик и его друзья»;

Чтение художественной литературы про насекомых: «Муха-цокотуха», «Тараканище»;

Беседы о том, кто живет на нашем участке для прогулок, в лесу за городом, в реке;

Наблюдения на прогулках за земными обитателями.

Ход образовательной ситуации

1. Ведение в ситуацию

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Воспитатель выходит в приемную и через некоторое время возвращается с конвертом в руке и Лунтиком, собирает вокруг себя детей:

- Ребята, у нас сегодня с вами очень необычный гость. Вы знаете как его зовут? (ответы детей)

- Здравствуй Лунтик, как твои дела? (предлагаю детям собраться в круг и поздороваться с Лунтиком)

- Ребята, мне кажется у Лунтика что-то стряслось, он такой печальный…  

- И что это за конверт ты принёс нам, расскажи, Лунтик!

От имени Лунтика рассказываю историю о том, что он получил письмо с Луны от своих близких, в котором они просят его побольше рассказать о своей жизни на нашей планете и о земных обитателях - его новых друзьях. Лунтик совсем не умеет писать, и просит ребят помочь ему справиться с этим нелегким заданием.

- Ребята, а вы помните друзей Лунтика? Назовите их! (Дети перечисляют персонажей: пчела Баба Капа, божья коровка Мила, Пчелёнок, кузнечик Кузя, гусеницы Вупсень и Пупсень, шершень Генерал Шер)

- Хотите помочь Лунтику справиться с нелегким заданием? (ответы)

- А как вы думаете, у нас это получится? Почему? (ответы)

- Ребята, мне кажется, что мы обязательно сможем помочь Лунтику, потому что вы самые умные, сообразительные и добрые дети!  Лунтик, мы готовы! Вперёд!

А для начала я предлагаю отправиться на полянку  к Лунтику и его друзьям (достаю волшебную палочку и произношу магическое заклинание).

2. Актуализация знаний и умений

Цель: выделение знаний, необходимых для открытия нового знания.

Звучит главная тема из м/ф, мы с ребятами проходим на ковёр - полянку, рассаживаемся. В стороне стоит магнитная доска и карточки с изображением персонажей м/ф.

Ребятки, я сейчас прочту вам небольшие стихотворения - загадки, а вы слушайте и подумайте о ком идет речь? Загадываю загадки,  по мере отгадывания их детьми, закрепляю карточки героев на доске.

  1. Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и мёд, людям всем она мила, а зовут её? (пчела)
  2. Надевает эта крошка платье красное в горошек. И летать умеет ловко. Это … (божья коровка).
  3. С ветки на тропинку, травки на былинку прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик).
  4. Он работник настоящий очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей)

- Умнички, все загадки отгадали, всех друзей вспомнили! Лунтик, мы с ребятами хоть и писать пока не умеем, зато здорово рисуем!

Спрашиваю у детей, каким образом можно «написать» письмо лунным жителям.

- Мы предлагаем тебе нарисовать яркую книгу с изображением всех твоих знакомых и отправить ее на Луну, правда  дети?

- Только у каждой книги должно быть название, как бы нам её назвать?

3. Затруднение в ситуации

Цель: создание ситуации затруднения.

- Ребята, молодцы, все отгадки назвали, а вы знаете, как можно назвать  пчелу, божью коровку, кузнечика и муравья и  одним словом?

Дети отвечают, если затрудняются, задаю следующие вопросы:

- Скажите, пчела и божья коровка умеют летать?  (Да)

- А муравей и кузнечик летают? (Нет)

- Кузнечик умеет прыгать? (Да)

- А муравей? (Нет.)

- Не смотря на то, что муравей только ползает, кузнечик может прыгать, а коровка и пчела летают, у них есть кое-что общее… Что же у них общего?

Предлагаю детям рассмотреть на плакате строение всех названных насекомых, и, например, птиц,   дети обсуждают. В том случае, если дети не «обнаружили», что у всех насекомых по 6 лапок, произношу следующее:

- Я вижу, у вас возникло затруднение. Ничего страшного, вместе мы сейчас во всём разберёмся. Значит, нам надо узнать, как их можно назвать…

Слушайте-слушайте, и ты, Лунтик, тоже слушай внимательно!

- Позвольте рассказать вам необыкновенную историю про малюсенькую Букашечку,  которая поможет вам во всём разобраться.

Но сначала давайте немного разомнёмся.

Пальчиковая гимнастика.

Жук, жук, пожужжи,
Жук, жук, покажись, 
Где ты прячешься, скажи
Надо мною покружись 
Жу - жу - жу, жу - жу
Жу - жу - жу, жу - жу - жу,
Я на дереве сижу
Я летаю и жужжу.

(Звучит сказочная мелодия, воспитатель предлагает детям занять удобные места, рассказывает свою историю, во время рассказа демонстрируется слайд-шоу с изображением птиц, зверей, насекомых)

  4. «Открытие» детьми нового знания

Цель: организация подводящего диалога воспитателя с детьми, направленного на открытие нового знания

Букашечка.

Однажды на небольшой солнечной поляне на свет появилась малюсенькая Букашечка. Мамы и папы рядом не оказалось, поэтому Букашке захотелось их найти поскорее. Она была такая миленькая,  красивенькая - со своими прозрачными крылышками, тоненькими лапками и маленьким черным хоботком.  Кто же я? Где мои родители? С этими мыслями Букашка полетела над полянкой и вдруг увидела небольшую серую птичку, которая тоже пролетела мимо нее.

- Здравствуйте, вы не моя мама?  -  спросила птичку Букашка.  - Посмотрите, у меня такие же замечательные крылья, как у вас, и я тоже могу летать.  Это был Воробей, он лишь глянул в её сторону и важно прочирикал: «Вот и улетай поскорее,  а не то я тебя съем!»

Полетела Букашечка дальше. Летит и видит - у старого пня сидит Мышка, лапками умывается.  - Добрый день, подскажите, может быть, вы - моя мама? А Мышка улыбнулась и пискнула: «Нет, деточка, я не могу быть твоей мамой, у меня и крылышек-то отродясь не было!»  Но у вас такие тоненькие замечательные лапки, прямо как мои! - возразила ей Букашка. А ты сосчитай мои лапки и свои: у меня - раз, два, три, четыре лапки. А у тебя: раз, два, три, четыре, пять, шесть - целых шесть лапок!  С этими словами Мышка юркнула в свою норку и пропала. Загрустила Букашка и улетела дальше.

И вот Букашечка заметила, что на большом желтом одуванчике сидят две такие же букашки, точь - в - точь как она, только больше размером. Села Букашка на соседний цветок, и тут же к ней подлетели ее Мама и Папа! Да это были действительно они, так уж они обрадовались и застрекотали от восторга!

 Позже Мама объяснила своей дочке, что и Букашка, и Мама, и Папа - это пчёлы, самые обыкновенные насекомые.

- Ребята, понравилась вам история Букашки?

- Расскажите, кем она была на самом деле? (насекомым, пчелой)

- А с кем она встречалась во время поисков? (птицей воробьем, диким животным мышью)

- Почему Воробей и Мышка не признали ее своей? (Пчела - это не птица и не зверь, а насекомое)

- Ребята, я предлагаю вам еще раз взглянуть на плакаты, рассмотрев которые, мы узнаем, в чем разница между насекомыми и другими обитателями планеты.

Рассматриваем плакаты, совместно обсуждаем отличия: наличие крыльев, количество лап, строение тела.

- Какой основной признак всех насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок).

5. Включение детьми нового знания в систему знаний и умений

Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания для решения новых задач в игровой деятельности.
Ребята, давайте поиграем с Лунтиком в одну интересную игру.

- Лунтик, помоги раздать ребятам карточки! (Раздаю детям наборы карточек  на классификацию - птицы,  насекомые, звери. Предлагаю детям распределить карточки в три конверта: «птицы»,  «насекомые», «звери») .

- Лунтик, вот и название появилось для нашей книги - «Насекомые»! Пора приниматься за работу! 

- А перед важным делом просто необходимо размяться.

Физкультминутка «Сороконожка»:

Шла сороконожка по сухой дорожке.                          Вдруг закапал дождик: кап-кап-кап!                             Ой, промокнут сорок лап!                                             Насморк мне не нужен,                                                       Обойду я лужи!                                                              Грязи в дом не принесу,                                                                         Каждой лапкой потрясу!                                               И потопаю потом.                                                                     Ой, какой от лапок гром!

Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.                                                              Дети останавливаются и стучат по руке.                                                                       Затыкают нос, поворачиваются вокруг себя.                                                                               Дети трясут поочерёдно ногами.                                       Дети топают ногами.                                           Хватаются за голову и машут в сторон

Детям рисуют по схемам-трафаретам или самостоятельно насекомых по своему выбору (звучит негромкая музыка для выполнения творческих заданий), вместе сшиваем в книгу, оформляем красочную обложку с нашим названием. Вручаем Лунтику.

- Давайте предложим Лунтику с нами дружить?

Лунтик с радостью соглашается стать другом, прощается с ребятами, благодарит всех и спешит на почту, отправить письмо своим родным.

6. Осмысление (итог)

Цель: фиксация нового знания в речи детей, создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворения от сделанной работы.

- Кому мы сегодня сделали замечательное доброе дело? (Лунтику)

- Вы помните, кто его друзья, перечислите их? (Божья коровка Мила, Пчелы Баба Капа и Пчеленок, кузнечик Кузя и т.д.)

- Как их можно назвать одним словом? (Насекомые)

- Мне кажется, что Лунтик еще обязательно придёт к нам в гости! Вы большие молодцы, справились с заданием! Я вами горжусь.

Автор: Мезина Людмила Викторовна, воспитатель

МДОУ №27 г.Саянск, Иркутская обл., Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...