Экологическое воспитание дошкольников
учебно-методический материал по окружающему миру ( группа) на тему

Бобкова Татьяна Валерьевна

Приоритетное направление деятельности ДОУ - экологическое воспитание

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

…великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы . Писарев Дмитрий Иванович

Слайд 2

Экологическая культура Деятельность в природе Экологическое сознание Восприятие природы Овладение знаниями, умениями, навыками Природоохранная деятельность Потребности, интересы, установки Эмоции, переживания, чувства Эстетическая и этическая оценки

Слайд 3

Деятельность детей Восприятие природы Творчество Труд в природе Игра Изодеятельность Экскурсии Наблюдения Эксперименты Чтение худ. литературы Рассматривание картин и др. Перенос накопленного ребёнком опыта в другие сферы деятельности

Слайд 4

Экологический проект «Живи Земля» Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, осознанно – правильного отношения к природе(С.Н.Николаева) Задачи: поздравить нашу планету, выполнив посильные «добрые дела», проявить творчество, фантазию, помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, обсудить с детьми отношения «Человек – Земля» Реализация проекта: Образовательная область «познавательное развитие» НОД, темы: «Можно ли просверлить Землю насквозь?», «Чудесные звуки Земли», «Любите землю – матушку» 2. Образовательная область «речевое развитие» НОД, темы: рассказывание по картине «Дети севера», пересказ рассказа «Раненая земля», заучивание стихотворения М.Исаковского «Поезжай за моря, океаны..», чтение стихотворения Б.Заходера «Чего красивее всего» 3. Образовательная область «речевое развитие» Темы: «Полёт к Карлсону», «Путешествие в лес», «Поход в пустыню Каракумы» 4. Образовательная область «художественно – эстетическое развитие» НОД, темы: «Весенние цветы» (рисование), «Земля из космоса»(рисование), «Наш адрес – не дом и не улица» (лепка) «Подарок Земле» (аппликация) СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: сюжетно – ролевые игры: «Заря – зарница», «Космонавты», «Лесная школа», экскурсии в уголок леса, по огороду,папка - передвижка «Встречайте птиц», конкурс поделок из бросового материала

Слайд 5

Итоговое мероприятие по реализации темы проекта – праздник «День Земли» (22 апреля)

Слайд 6

Структура опытно – исследовательской деятельности в зоне природы в группе Объекты для опытов и исследований Содержание работы (что исследуем) Растения -какие условия жизни нужны; - какую роль играют свет, вода, тепло, воздух в жизни растений; изучение корней растений («прозрачный горшочек»); - растёт ли растение? (семечка) - отличительные особенности комнатных растений: внешние особенности, тенелюбивые – светолюбивые, засухоустойчивые – влаголюбивые - стадии развития комнатных растений Животные -какие условия жизни нужны; - роль воды, тепла, пищи в жизни животных; исследование повадок, привычек, есть ли слух, зрение - клетка, аквариум – показать приспособление животных к среде обитания - зависимость размера животного от размера жилища Календарь погоды и фенологический календарь - Сопоставление календаря погоды и фенологического календаря по трём напрвлениям: погодные условия – растения - насекомые Лаборатория Свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) - свойства глины (пластичность, вязкость, неспособность пропускать воду) - свойства воды, различные состояния воды (прозрачность, без цвета, запаха и вкуса; твёрдая, жидкая, парообразная - вода в жизни растений и животных; загрязнённость воды, влияние на здоровье

Слайд 7

Экологизация развивающей среды в ДОО Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы 1.Уголок природы познавательная - эколого – эстетическая - формирование нравственных качеств - приобретение навыков ухода за живой природой, воспитание бережного отношения к ней - НОД по экологическому воспитанию; Наблюдения за объектами живой природы - рассматривание природных зон, беседы; - работа с календарём природы и фенологическим календарём; - труд по уходу за живыми объектами - исследовательская деятельность 2.Экологическая тропинка на участке ДОО -познавательная - эколого – оздоровительная развитие эмоциональной и сенсорной сферы - эмоционально – позитивное и безопасное общение с природой -исследовательская - игры; - практическая деятельность(посадка растений, уход за ними); - фенологические наблюдения; общение с природой ближайшего окружения - исследовательская деятельность 3. Огород,сад познавательная - эколого – эстетическая эколого – оздоровительная - формирование трудовых навыков - выработка навыков экологически безопасного поведения - посадка и уход за растениями наблюдение стадий их роста - ведение дневников наблюдений - сбор урожая - знакомство с правилами экологической безопасности для себя и природы 4.Музыкальный, физкультурный залы познавательная - эколого – эстетическая эколого – оздоровительная Проведение экологических, фольклорных праздников - песни, хореографические произведения о природе - выставки рисунков, поделок из природного материала - подвижные игры, упражнения – перевоплощения в объекты живой природы - дыхательная и др. виды гимнастики 5.Уголок для родителей познавательная -информационная -методические рекомендации выставки совместных работ детей и родителей -экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем» 6.Экологически развивающая среда в группах -познавательная - эколого – эстетическая - эмоционально – позитивное и безопасное общение с природой - развитие воображения приобретение навыков ухода за живой природой Игры - Общение с природой и помощь в уходе - тематические выставки детских работ - ведение календарей погоды - чтение художественной литературы - экологический кружок «Экология города»

Слайд 8

Средства экологического воспитания

Слайд 9

Экологическое пространство ДОУ

Слайд 10

ОГОРОД на окне

Слайд 11

Методика диагностирования уровня экологической воспитанности дошкольников ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ Задание1. направлено на выявление характера представлений ребёнка о живом. Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части Первая часть: 10 картинок с изображением объектов живой и неживой природы. Ребёнок выбирает картинки с изображением живого Вторая часть: задаются вопросы на выявление представлений о свойствах живого организма Третья часть: предлагаются картинки с изображением основных сред обитания живого, силуэтные картинки живых организмов, предлагается игровая ситуация: Кто-то перепутал животных и места их обитания Задание1. Наблюдения, направленные на выявление отношения детей К животным, растениям, сверстникам в естественных условиях Задание 2. Наблюдения за отношением детей к растениям в специально созданных условиях (уголок природы) Задание 3. Ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием Задание на выявление умение ребёнка ухаживать за растениями Предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву (каждый вид ухода выполняется отдельно)

Слайд 12

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКА ДОО Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций «хорошо – плохо» С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.д.) Старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др. Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям Пытается контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...