Педагогический проект по экологии «Муравей» с детьми средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Котляренко Олеся Сергеевна

Проект представляет собой совместную деятельность педагогов, детей и их родителей, направленную на развитие познавательных, творческих интересов детей и расширение кругозора через различные источники информации и виды деятельности.

Проект «муравей» предназначен для реализации воспитателями ДОУ среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muravey.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по экологии «Муравей» с детьми средней группы

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: познавательный, практико-ориентированный.

По содержанию: естественно - научный.

По числу участников проекта: средняя группа

По времени проведения: средней продолжительности (1-2 месяца) .

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Содержание

Проект представляет собой совместную деятельность педагогов, детей и их родителей, направленную на развитие познавательных, творческих интересов детей и расширение кругозора через различные источники информации и виды деятельности.

Проект «муравей» предназначен для реализации воспитателями ДОУ среднего и старшего дошкольного возраста.

Актуальность проблемы

В последнее время все чаще наблюдаются случаи небрежного отношения людей к природе. Вырубаются леса, загрязняются водоемы, ежегодно возникают лесные пожары по вине человека. От этого страдают все обитатели живой и неживой природы: звери, растения и деревья, птицы, насекомые. Проблема воспитания экологически бережного отношения к природе, экологической культуры и осознанно-правильного экологического отношения к природным явлениям и объектам сейчас стоит особенно остро. Дети, наблюдая за тем, как взрослые, в том числе и их родители, губят природу, в дальнейшем сами повторяют их в своей жизни. Поэтому важно с дошкольного детства сформировать у детей ценностные ориентации в окружающем мире. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различных видах деятельности (отражать в игре, создавать творческие работы, ухаживать за животными и растениями, пропагандировать проблемы сохранения природы) .

Слушая рассказы детей, я обнаружила, что чаще всего дети рассказывают о насекомых, а после очередной экскурсии по экологической тропе у детей появилось много вопросов о жизни муравьёв, ответы на которые мы вместе с детьми сталь искать в книгах, энциклопедиях. Так как дети больше всего заинтересовались муравьями, поэтому мы вместе с ними решили подобрать и изучить всё о муравьях.

Цель проекта: Развивать познавательный интерес и экологически бережное отношение детей к представителям мира насекомых - муравьям.

Задачи проекта:

1. Расширять кругозор детей о живой природе, углубить и систематизировать знания и представления о муравьях.

2. Воспитывать экологически бережное отношение к окружающей природе, к муравьям – как представителям мира насекомых.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности через экспериментирование, умение пользоваться разными источниками информации (книги, энциклопедии, Интернет, художественная и познавательная литература и др.) для отбора нужной информации, находить ответы на интересующие вопросы.

4. Развивать связную речь детей через заучивание и чтение стихотворений составление рассказов и пересказов.

5. Развивать у детей творчество в художественно-эстетической и изобразительной деятельности (в лепке, рисовании, аппликации, ручном труде) .

6. Воспитывать у детей коммуникативные качества: умение договариваться, работать в подгруппах, помогать друг другу, оказывать взаимоподдержку, делиться находками, коллективизм.

Методика исследований

В рамках работы над проектом я использовала:

- чтение художественной литературы (стихотворения, энциклопедии, рассказы русских писателей) ;

- заучивание стихотворений;

-рассматривание картин, иллюстраций;

- подбор и просмотр презентаций по теме;

- рассказывание познавательных рассказов;

- непосредственно образовательная деятельность по экологическому, познавательному, речевому развитию, художественно-эстетической деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд);

- игровая деятельность: дидактические и подвижные игры;

- домашнее творческое задание для детей и родителей.

Ожидаемые результаты:

1. У детей расширится кругозор о муравьях, о среде их обитания, видах питания, их качествах (трудолюбии) .

2. У детей будет сформировано осознанно-правильное отношение к природе: желание оберегать муравьёв, они научатся беречь муравейники и пропагандировать бережное отношение к муравьям и другим обитателям живой природы.

3. У детей сформируем навыки исследовательской деятельности: умение находить нужную и важную информацию в энциклопедиях, книгах, сети Интернет, делиться информацией, находками, составлять элементарные презентации.

4. Будут сформированы навыки элементарного экспериментирования по проблеме питания муравьёв (муравьи любят сахар) .

5. У детей будет развиваться связная выразительная речь, умение составлять интересные творческие рассказы, пересказывать несложные произведения.

6. В рамках работы над проектом у детей улучшатся изобразительные навыки в лепке («Муравейник», в предметном рисовании (навыки штриховки, раскрашивания карандашами и кистью – «Раскрашиваем муравья», сюжетном рисовании, ручном труде (изготовление макета муравейника) .

7. У детей будут развиваться коммуникативные качества: умение договариваться, делиться находками, помогать друг другу, навыки коллективизма.

Вся работа проходит через несколько этапов.

1 этап: Подготовительный

Мероприятия

Цель

 Сроки

1.«Круглый стол» с участием родителей.

Выявить, читают ли родители детям о природе, о насекомых? Что предпочитают слушать дети? Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий реализации проекта.

Июнь

2. Оформление родительского уголка: консультации, рекомендации по теме проекта.

Просвещать родителей по теме проекта, привлечь к участию в работе над проектом.

Июнь

3. Акция «Подари книгу детскому саду» (книга о насекомых)

Пополнить библиотеку группы книгами о насекомых. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

Июнь

4. Подбор наглядно – демонстрационного мате-риала и оборудования: иллюстрации, фото-графии, комплект игру-шек «насекомые», лупы.

Создать условия для реализации проекта.

Июнь

5. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий о муравьях.

Способствовать поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагога с родителями и детьми.

июнь

2 этап: Основной

Мероприятия и содержание

Цели и задачи

 Сроки

1. Беседа «Муравьи», «Жизнь муравьёв»

(Приложение 1)

Выявить знания детей о насекомых и муравьях, вызвать познавательный интерес к теме «Муравьи».

Июнь

Д/упр. «Расставь картинки по порядку»  Приложение 3

Упражнять детей в составлении рассказа по картинкам.

Июнь

Составление схемы «Где и как узнаём о муравьях? »

Учить детей составлять схемы, пользуясь символами.

Июнь

Рассматривание иллюстраций и чтение произведений М. Пришвина «Пень –муравейник», Н. И. Сладкова «Жалейкин и муравьи» (Приложение 9)

Развивать у детей интерес к книгам о муравьях, развивать эстетические чувства и эмоциональный отклик на прочитанное.

Июнь

5. Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи».

(Приложение 3)

Упражнять в нахождении глазами картинки, соответствующей тексту, развивать слуховое внимание.

Июнь

6.«Построй муравейник» (построить из травинок муравейник).

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Июнь

7. Наблюдение за муравьями на экологической тропе. (Приложение 6)

Закрепить знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе. Дать детям обобщенное представление об особенностях муравья. Научить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Июнь

8. Конструирование из природного и бросового материала.

Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для насекомых. Привлечь родителей к совместному изготовлению поделок по теме проекта.

Июнь

9. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий о муравьях.

Приложение №1, 2, 7, 8, 9

Способствовать поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагога с родителями и детьми.

Июнь

10. Режиссёрские игры «Кто где живёт» с использованием набора насекомых.

Развивать самостоятельную театрально – художественную деятельность детей, умение променять раннее полученные знания в режиссёрской игре.

Июнь

11. Рисование «Муравьи».(Приложение 10)

Учить детей передавать характерные особенности муравья.

Июнь

12. Д/и «Угадай по описанию»(Приложение 3)

Научить составлять описательный рассказ.

Июнь

Беседа: «Легко ли быть муравьём»(Приложение 2)

Выяснить из личного опыта детей, что они знают о муравьях, какие подметили повадки, с чем связано то или другое поведение муравья.

Июнь

14. Проведение цикла наблюдений за муравьями. (Приложение 5)

Развивать у детей исследовательские навыки. Расширить знания об особенностях внешнего вида муравьёв, их жизненных проявлениях. Вызвать интерес к окружающему миру.

Июнь

15. Чтение стихотворения «Муравьиный терем» Т. А. Шорыгина. (Приложение 9)

Познакомить детей со стихотворением, вызвать желание его запомнить.

Июнь

16. Чтение произведения В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». (Приложение 8)

Продолжать знакомить детей с творчеством В. В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного. Воспитывать заботливое отношение к насекомым. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

Июнь

17. Познавательное занятие «Муравей»(Приложение 3)

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Расширить представление о муравьях через произведения В. В. Бианки. Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое

Июнь

17. Выставка детских поделок из природного материала совместно с родителями.

Совместное творчество детей и родителей.

Июнь

18. Загадывание загадок «Угадай, кто это? »

(Приложение 7)

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать развитию кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес.

Июнь

19. Итоговое мероприятие Физкультурный досуг «Муравьишка-муравей, много у него друзей». (Приложение 4)

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества. Закрепить умения и навыки полученные на физкультурных занятиях. Способствовать развитию фантазии, творческого воображения, внимания. Воспитывать бережное отношение к разным представителям фауны, в частности - к муравьям.

Июнь

3 этап: Заключительный

Мероприятия и содержание

Цели и задачи

Сроки

1. Обработка и оформление материалов проекта.

Описание этапов проекта, оформление материалов проекта.

Июнь

2. Анализ результатов проекта

Анализ уровня познава-тельного развития детей, их кругозора по теме проекта, их художественно-изобразитель-ных навыков, участия родителей в реализации проекта. Анализ навыков педагога планировать, прогнозировать результаты, реализовывать и методически грамотно оформлять методическую разработку.

Июнь

3. Освещение проекта

Защита экологического проекта с целью ознакомления педагогов ДОУ с задачами, содержанием, итогами работы над проектом (на педагогическом совете).

Июнь

Результаты работы над проектом

1. У детей расширился кругозор о муравьях, о среде их обитания, характерных особенностях, питании.

2. У детей появились элементы осознанно-правильного отношения к природе: желание оберегать муравьёв, беречь муравейники и пропагандировать бережное отношение к муравьям и другим обитателям живой природы.

3. У детей появились навыки исследовательской деятельности: умение находить нужную и важную информацию в энциклопедиях, книгах, делиться информацией, находками, оформлять простейшие презентации.

4. Дети научились делать элементарные опыты и эксперименты по проблеме питания муравьёв (муравьи любят сахар) .

5. У детей стала более развитой связная речь: они научились составлять интересные творческие рассказы, пересказывать несложные произведения, выразительно читать стихи.

6. В рамках работы над проектом у детей улучшились изобразительные навыки в лепке, в предметном и сюжетном рисовании.

7. Дети стали более коммуникативными: они научились договариваться, делиться интересными находками, помогать друг другу.

Заключение

Содержание проекта может использоваться воспитателями групп дошкольного возраста в любых дошкольных образовательных учреждениях в летнее время по экологическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Вершки и корешки" с детьми среднего дошкольного возраста

Представлен протокол педагогического проекта "Вершки и корешки" с детьми среднего дошкольного возраста. В протоколе раскрыты этапы проектной  деятельности, формы работы с детьми, продукт про...

Проект по экологии во второй младшей- средней группе «Волшебница - вода».

Проект по экологическому воспитанию "Волшебница - вода"....

Технология проектной деятельности: Проект по экологии "Чудо огород" в средней группе.

Долгосрочный проект по экологии "Чудо огород " в средней группе....

Педагогический проект «Мамочка моя родная» с детьми средней группы

Много мам на белом свете. Всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя. Автор: Василий Руссу...

Педагогический проект «Хочу всё знать» с детьми среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В проекте представленна информация о важности исследовательской деятельности для ребёнка. Так же перспективн -тематическое планирование для работы в данном направлении....