Педагогический проект по экологии «Муравей» с детьми средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Проект представляет собой совместную деятельность педагогов, детей и их родителей, направленную на развитие познавательных, творческих интересов детей и расширение кругозора через различные источники информации и виды деятельности.
Проект «муравей» предназначен для реализации воспитателями ДОУ среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muravey.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по экологии «Муравей» с детьми средней группы
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: познавательный, практико-ориентированный.
По содержанию: естественно - научный.
По числу участников проекта: средняя группа
По времени проведения: средней продолжительности (1-2 месяца) .
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Содержание
Проект представляет собой совместную деятельность педагогов, детей и их родителей, направленную на развитие познавательных, творческих интересов детей и расширение кругозора через различные источники информации и виды деятельности.
Проект «муравей» предназначен для реализации воспитателями ДОУ среднего и старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы
В последнее время все чаще наблюдаются случаи небрежного отношения людей к природе. Вырубаются леса, загрязняются водоемы, ежегодно возникают лесные пожары по вине человека. От этого страдают все обитатели живой и неживой природы: звери, растения и деревья, птицы, насекомые. Проблема воспитания экологически бережного отношения к природе, экологической культуры и осознанно-правильного экологического отношения к природным явлениям и объектам сейчас стоит особенно остро. Дети, наблюдая за тем, как взрослые, в том числе и их родители, губят природу, в дальнейшем сами повторяют их в своей жизни. Поэтому важно с дошкольного детства сформировать у детей ценностные ориентации в окружающем мире. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различных видах деятельности (отражать в игре, создавать творческие работы, ухаживать за животными и растениями, пропагандировать проблемы сохранения природы) .
Слушая рассказы детей, я обнаружила, что чаще всего дети рассказывают о насекомых, а после очередной экскурсии по экологической тропе у детей появилось много вопросов о жизни муравьёв, ответы на которые мы вместе с детьми сталь искать в книгах, энциклопедиях. Так как дети больше всего заинтересовались муравьями, поэтому мы вместе с ними решили подобрать и изучить всё о муравьях.
Цель проекта: Развивать познавательный интерес и экологически бережное отношение детей к представителям мира насекомых - муравьям.
Задачи проекта:
1. Расширять кругозор детей о живой природе, углубить и систематизировать знания и представления о муравьях.
2. Воспитывать экологически бережное отношение к окружающей природе, к муравьям – как представителям мира насекомых.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности через экспериментирование, умение пользоваться разными источниками информации (книги, энциклопедии, Интернет, художественная и познавательная литература и др.) для отбора нужной информации, находить ответы на интересующие вопросы.
4. Развивать связную речь детей через заучивание и чтение стихотворений составление рассказов и пересказов.
5. Развивать у детей творчество в художественно-эстетической и изобразительной деятельности (в лепке, рисовании, аппликации, ручном труде) .
6. Воспитывать у детей коммуникативные качества: умение договариваться, работать в подгруппах, помогать друг другу, оказывать взаимоподдержку, делиться находками, коллективизм.
Методика исследований
В рамках работы над проектом я использовала:
- чтение художественной литературы (стихотворения, энциклопедии, рассказы русских писателей) ;
- заучивание стихотворений;
-рассматривание картин, иллюстраций;
- подбор и просмотр презентаций по теме;
- рассказывание познавательных рассказов;
- непосредственно образовательная деятельность по экологическому, познавательному, речевому развитию, художественно-эстетической деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд);
- игровая деятельность: дидактические и подвижные игры;
- домашнее творческое задание для детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
1. У детей расширится кругозор о муравьях, о среде их обитания, видах питания, их качествах (трудолюбии) .
2. У детей будет сформировано осознанно-правильное отношение к природе: желание оберегать муравьёв, они научатся беречь муравейники и пропагандировать бережное отношение к муравьям и другим обитателям живой природы.
3. У детей сформируем навыки исследовательской деятельности: умение находить нужную и важную информацию в энциклопедиях, книгах, сети Интернет, делиться информацией, находками, составлять элементарные презентации.
4. Будут сформированы навыки элементарного экспериментирования по проблеме питания муравьёв (муравьи любят сахар) .
5. У детей будет развиваться связная выразительная речь, умение составлять интересные творческие рассказы, пересказывать несложные произведения.
6. В рамках работы над проектом у детей улучшатся изобразительные навыки в лепке («Муравейник», в предметном рисовании (навыки штриховки, раскрашивания карандашами и кистью – «Раскрашиваем муравья», сюжетном рисовании, ручном труде (изготовление макета муравейника) .
7. У детей будут развиваться коммуникативные качества: умение договариваться, делиться находками, помогать друг другу, навыки коллективизма.
Вся работа проходит через несколько этапов.
1 этап: Подготовительный
Мероприятия | Цель | Сроки |
1.«Круглый стол» с участием родителей. | Выявить, читают ли родители детям о природе, о насекомых? Что предпочитают слушать дети? Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий реализации проекта. | Июнь |
2. Оформление родительского уголка: консультации, рекомендации по теме проекта. | Просвещать родителей по теме проекта, привлечь к участию в работе над проектом. | Июнь |
3. Акция «Подари книгу детскому саду» (книга о насекомых) | Пополнить библиотеку группы книгами о насекомых. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы. | Июнь |
4. Подбор наглядно – демонстрационного мате-риала и оборудования: иллюстрации, фото-графии, комплект игру-шек «насекомые», лупы. | Создать условия для реализации проекта. | Июнь |
5. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий о муравьях. | Способствовать поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагога с родителями и детьми. | июнь |
2 этап: Основной
Мероприятия и содержание | Цели и задачи | Сроки |
1. Беседа «Муравьи», «Жизнь муравьёв» (Приложение 1) | Выявить знания детей о насекомых и муравьях, вызвать познавательный интерес к теме «Муравьи». | Июнь |
Д/упр. «Расставь картинки по порядку» Приложение 3 | Упражнять детей в составлении рассказа по картинкам. | Июнь |
Составление схемы «Где и как узнаём о муравьях? » | Учить детей составлять схемы, пользуясь символами. | Июнь |
Рассматривание иллюстраций и чтение произведений М. Пришвина «Пень –муравейник», Н. И. Сладкова «Жалейкин и муравьи» (Приложение 9) | Развивать у детей интерес к книгам о муравьях, развивать эстетические чувства и эмоциональный отклик на прочитанное. | Июнь |
5. Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи». (Приложение 3) | Упражнять в нахождении глазами картинки, соответствующей тексту, развивать слуховое внимание. | Июнь |
6.«Построй муравейник» (построить из травинок муравейник). | Упражнение на развитие мелкой моторики рук. | Июнь |
7. Наблюдение за муравьями на экологической тропе. (Приложение 6) | Закрепить знания о муравьях; воспитывать интерес к исследовательской работе. Дать детям обобщенное представление об особенностях муравья. Научить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. | Июнь |
8. Конструирование из природного и бросового материала. | Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для насекомых. Привлечь родителей к совместному изготовлению поделок по теме проекта. | Июнь |
9. Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий о муравьях. Приложение №1, 2, 7, 8, 9 | Способствовать поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагога с родителями и детьми. | Июнь |
10. Режиссёрские игры «Кто где живёт» с использованием набора насекомых. | Развивать самостоятельную театрально – художественную деятельность детей, умение променять раннее полученные знания в режиссёрской игре. | Июнь |
11. Рисование «Муравьи».(Приложение 10) | Учить детей передавать характерные особенности муравья. | Июнь |
12. Д/и «Угадай по описанию»(Приложение 3) | Научить составлять описательный рассказ. | Июнь |
Беседа: «Легко ли быть муравьём»(Приложение 2) | Выяснить из личного опыта детей, что они знают о муравьях, какие подметили повадки, с чем связано то или другое поведение муравья. | Июнь |
14. Проведение цикла наблюдений за муравьями. (Приложение 5) | Развивать у детей исследовательские навыки. Расширить знания об особенностях внешнего вида муравьёв, их жизненных проявлениях. Вызвать интерес к окружающему миру. | Июнь |
15. Чтение стихотворения «Муравьиный терем» Т. А. Шорыгина. (Приложение 9) | Познакомить детей со стихотворением, вызвать желание его запомнить. | Июнь |
16. Чтение произведения В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». (Приложение 8) | Продолжать знакомить детей с творчеством В. В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного. Воспитывать заботливое отношение к насекомым. Обогащать и активизировать словарный запас детей. | Июнь |
17. Познавательное занятие «Муравей»(Приложение 3) | Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Расширить представление о муравьях через произведения В. В. Бианки. Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое | Июнь |
17. Выставка детских поделок из природного материала совместно с родителями. | Совместное творчество детей и родителей. | Июнь |
18. Загадывание загадок «Угадай, кто это? » (Приложение 7) | Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать развитию кругозора детей, сообразительность, смекалки, развивать познавательный интерес. | Июнь |
19. Итоговое мероприятие Физкультурный досуг «Муравьишка-муравей, много у него друзей». (Приложение 4) | Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества. Закрепить умения и навыки полученные на физкультурных занятиях. Способствовать развитию фантазии, творческого воображения, внимания. Воспитывать бережное отношение к разным представителям фауны, в частности - к муравьям. | Июнь |
3 этап: Заключительный
Мероприятия и содержание | Цели и задачи | Сроки |
1. Обработка и оформление материалов проекта. | Описание этапов проекта, оформление материалов проекта. | Июнь |
2. Анализ результатов проекта | Анализ уровня познава-тельного развития детей, их кругозора по теме проекта, их художественно-изобразитель-ных навыков, участия родителей в реализации проекта. Анализ навыков педагога планировать, прогнозировать результаты, реализовывать и методически грамотно оформлять методическую разработку. | Июнь |
3. Освещение проекта | Защита экологического проекта с целью ознакомления педагогов ДОУ с задачами, содержанием, итогами работы над проектом (на педагогическом совете). | Июнь |
Результаты работы над проектом
1. У детей расширился кругозор о муравьях, о среде их обитания, характерных особенностях, питании.
2. У детей появились элементы осознанно-правильного отношения к природе: желание оберегать муравьёв, беречь муравейники и пропагандировать бережное отношение к муравьям и другим обитателям живой природы.
3. У детей появились навыки исследовательской деятельности: умение находить нужную и важную информацию в энциклопедиях, книгах, делиться информацией, находками, оформлять простейшие презентации.
4. Дети научились делать элементарные опыты и эксперименты по проблеме питания муравьёв (муравьи любят сахар) .
5. У детей стала более развитой связная речь: они научились составлять интересные творческие рассказы, пересказывать несложные произведения, выразительно читать стихи.
6. В рамках работы над проектом у детей улучшились изобразительные навыки в лепке, в предметном и сюжетном рисовании.
7. Дети стали более коммуникативными: они научились договариваться, делиться интересными находками, помогать друг другу.
Заключение
Содержание проекта может использоваться воспитателями групп дошкольного возраста в любых дошкольных образовательных учреждениях в летнее время по экологическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Вершки и корешки" с детьми среднего дошкольного возраста
Представлен протокол педагогического проекта "Вершки и корешки" с детьми среднего дошкольного возраста. В протоколе раскрыты этапы проектной деятельности, формы работы с детьми, продукт про...
Проект по экологии во второй младшей- средней группе «Волшебница - вода».
Проект по экологическому воспитанию "Волшебница - вода"....
Технология проектной деятельности: Проект по экологии "Чудо огород" в средней группе.
Долгосрочный проект по экологии "Чудо огород " в средней группе....
Технология проектной деятельности: проект по экологии "Чудо огород!" в средней группе.
Проект по экологии "Чудо огород!" в средней группе....
Педагогический проект «Мамочка моя родная» с детьми средней группы
Много мам на белом свете. Всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя. Автор: Василий Руссу...
Педагогический проект «Хочу всё знать» с детьми среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В проекте представленна информация о важности исследовательской деятельности для ребёнка. Так же перспективн -тематическое планирование для работы в данном направлении....
Проект по окружающему миру с детьми средней группы "Юные экологи".
Экологическая тропа...