Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект НОД в соответствии ФГОС ДО по экспериментированию с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию детей подготовительной группы

Воспитатель: Кондратьева А.Н.,

МДОУ «Детский сад №24» г. Петрозаводска

Тема: «Волшебные капельки»

Цель: формирование у дошкольников представлений о природных явлениях через экспериментирование с водой, обучение первичным навыкам экспериментирования.

Задачи:

  1. Обогатить знания дошкольников о свойствах воды, явлениях природы, вооружить знаниями об отличительных особенностях водопроводной и озерной воды.
  2. Сформировать представления детей о таких природных явлениях, как возникновение озера, лужи, появления облака, радуги.
  3. Способствовать развитию речи, воображения, творческой активности, любознательности.
  4. Воспитать в детях осознанное, ответственное отношение к явлениям и объектам живой и неживой природы.

Ход занятия

Педагог и дети, стоя в кругу, приветствуют друг друга (пальчиковая игра):

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Воспитатель вовлекает детей в беседу о времени года:

- Ребята, а какое сейчас время года? Почему вы так решили?

Вдруг слышен шум (шум дождя).

Воспитатель спрашивает у детей – Что это за шум, как вы думаете? (дождь)

На экране появляется видео – дождь над озером… радуга…

Воспитатель, продолжая тему беседы о весне, говорит о том, что действительно сейчас весна, чаще идут дожди, и скоро мы сможем наблюдать радугу.

- А как она появляется, отчего? Что для ее появления необходимо? А только ли после дождя она появляется?

Вдруг слышен грохот (гроза, молния) – на экране радуга рассыпается на дуги, остается только синяя.

- Ребята, мы так и не смогли узнать все секреты этого прекрасного явления. Но если мы соберем радугу, то обязательно узнаем что-то новое о радуге.

- Ребята, попробуем собрать радугу?

- Сколько цветных дуг в радуге?

- В каком порядке?

- Ребята, а вы случайно здесь не видели разноцветные дуги? (на столах)

- Мы уже знаем, что для появления радуги необходима вода, поэтому нам нужно узнать некоторые секреты воды, тогда и радуга наша восстановится.

- Давайте вместе это сделаем. Хотите?

- Какого цвета первая дуга в радуге? (красная)

Все дети и педагог подходят к столу с красной дугой.

На столе стакан с водой.

Беседа: Как вы думаете, что в стакане? (Вода). Как вы догадались? Да, это вода, которой вы сегодня умывались, из нее готовили чай, т.е. водопроводная вода. Какая она, расскажите! (Нет цвета, прозрачная,  неприятная на  вкус, нет запаха)

- Пить водопроводную воду не кипяченой нельзя

- Как можно изменить цвет/  запах/ вкус воды? (подкрасить красками, добавить что-то, имеющее вкус, запах).

- Посмотрите, как вы думаете, а это что? (достает сосуд с озерной водой). Как  выглядит эта вода (или чем она отличается от водопроводной)? В наших квартирах по трубам бежит водопроводная вода. И в озере вода имеет особый цвет, запах и вкус,  потому что вода обладает уникальным свойством – растворять некоторые вещества. В Карелии очень много железа в земле и вода умеет его растворять. А где вы сталкивались с этой особенностью воды – растворять вещества? (чай, сахарный песок)

(получили красную дугу)

На экране появляется красная дуга.

- Ребята, чтобы поскорее получить дуги, давайте разделимся на пары и выполним одновременно несколько заданий и обсудим, что у нас получилось.

- Чтобы поделиться, давайте вытащим из коробочки по одной дуге. Какого цвета она будет у вас, к такому месту вы и пойдете (происходит деление детей на 4 пары)

Дети подходят к столу и находят определенному месту с цветом их дуги.

Дети в парах выполняют задания у столов под руководством воспитателя.

1. Тонет - не тонет

- Что у вас на столе? Что можно сделать?

В сосуд с водой дети кладут мелкие стеклянные шарики и большие пластмассовые. Маленькие тонут, а большие плавают. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот.

- Вот, ребята, и в озере мы можем увидеть, как плавают палочки, бревна, даже деревья после сильного ветра, а вот камни лежат на дне водоема. А если в воду кидать мусор, то он утонет, и купаться там будет опасно

(получили оранжевую дугу)

На экране появляется оранжевая дуга.

2. Объем.

- Что у вас на столе? Что можно сделать?

Две емкости с водой - один узкий высокий стакан, а второй низкий и широкий. Детям кажется, что воды в высоком стакане больше. Они переливают воду в одинаковые сосуды и убеждаются, что воды равное количество.

- Действительно, по величине поверхности, по ее форме, нельзя угадать количество воды в сосуде или водоеме. Так и озера, и лужи могут быть не большими, но очень глубокими, и наоборот, большими, но мелкими.

(получили желтую дугу)

На экране появляется желтая дуга.

3. Заставим яйцо плавать. 

- - Посмотрите, ребята, что это на экране? (Земной шар)

- А почему он синего цвета?

- Потому что на нашей Земле очень много морей, океанов, рек и озер. Но чем же отличается морская вода? Она соленая.

- Хотите увидеть, чем же она еще отличается?

Стакан с водой, опускаем в него сырое яйцо. Яйцо утонуло, потому что оно тяжелее и плотнее воды. Во второй стакан дети добавляют несколько столовых ложек соли и размешивают ее. Снова опускаем яйцо в стакан, теперь оно не тонет. Можно на него надавить пальцем, яйцо все равно выпрыгнет на поверхность.

Воспитатель говорит о наличии в природе соленой и пресной воды, что в реках и озерах только пресная вода, а в морях и океанах – соленая. И соленая вода действительно имеет большую плотность, поэтому выталкивает предметы. Именно поэтому учится плавать в море гораздо легче, чем в пресной воде.

(получили зеленую и голубую дуги)

На экране появляется зеленая и голубая дуги.

(физкультминутка)

После физкультминутки дети присаживаются на стульчики.

- Синяя дуга нашей радуги была на месте, уцелела.

- Сколько же цветов радуги нам не хватает? (одной) Давайте вместе попробуем ее вернуть.

Дети сидят на стульчиках.

Педагог демонстрирует опыт.

Воспитатель наливает в банку горячую воду (примерно 2,5 см.). Кладет на крышку несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.

- А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

(получили фиолетовую дугу)

На экране появляется фиолетовая дуга.

- Все цвета собраны, хотите узнать засияет ли наша радуга?

Воспитатель приглашает детей на коврик и демонстрирует им опыт с водой с появлением радуги.

- Какие вы молодцы! Наша радуга сияет всеми цветами!

- Теперь мы знаем, что радуга появляется не только после дождя – мы видели ее даже в нашем помещении. Что для этого нам понадобилось? (вода и свет).

Рефлексия:

- Давайте те, кому сегодняшнее путешествие понравилось, опустят на наш водоем цветочек.

- Вот какой красивый, яркий, веселый пруд нам удалось сегодня воссоздать.

- И радуга приготовила вам свой подарок (вручает детям медальки-радуги), а также предлагает посмотреть такой красивое явление как радуга над водопадом (на экране).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»

В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...