Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода - наше богатство".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кливиткина Вера Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Вода - наше богатство" ( опыты и эксперименты с водой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ВОДА - НАШЕ БОГАТСТВО»

(ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ С ВОДОЙ)

Цель: Воспитание экологической культуры детей.

Задачи:

  1. Обобщить, уточнить и расширить знания о свойствах и пользе воды.
  2.  Вызвать интерес к экспериментальной деятельности, к совместному выполнению задания.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде, как природному ресурсу.

Демонстрационный материал: две стеклянные ёмкости (узкая и широкая),

два стакана (с водой и молоком),  зеленая акварельная краска,  кисточка,

ложка,  комочки земли,  воронка,  вата, салфетки,  глобус

Раздаточный материал ( на каждого ребёнка): экспериментальный лист, пробка от бутылки из пробкового дерева, пуговица пластмассовая, спичка (без головки), деревянный брусок,  камешек, стеклянная бусина, болт, монета, емкость с водой, карандаш.

Предварительная работа: проведение серии опытов с водой с целью ознакомления со свойствами воды, наблюдения за водой в природе, рисование, чтение художественной литературы, беседы о пользе воды и др..

Ход.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла удивительная гостья. Я скажу вам по секрету – она всем нужна и все её любят. Без неё нет жизни на земле. Послушайте внимательно!
Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (Вода)

Воспитатель: Конечно, это вода.  Мы знаем, что без воды невозможна жизнь на земле. И сегодня мы вновь будем узнавать много нового  о самом уникальном веществе на планете – о воде. 22 марта отмечается Всемирный день воды. Впервые он был объявлен в 1992 году. С тех пор в этот день проводят массовые акции по защите водных объектов, экскурсии, выставки, мероприятия, посвященные самому необыкновенному веществу на нашей планете – воде. Этот день проводится не потому, что на земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. 

Воспитатель показывает глобус: Посмотрите на глобус: что занимает большую часть – суша или вода? Правильно, вода занимает большую поверхность Земли, а остальное суша. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и жизни человека. К воде нужно относиться очень бережно и экономно. Как вы думаете, почему? Да, чем экономнее мы будем тратить воду, тем больше ее будет оставаться в реках, озерах. Вода - это жизнь и воду надо беречь.

Вода, ты не имеешь ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать.

В тебе получают наслаждение, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты нужна для жизни: ты сама жизнь!

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…

Ты наибольшее богатство на свете…

 Воспитатель: Расскажите,  кому же нужна вода? Для чего она необходима? (Ответы детей:  для растений, для животных, для человека, для тушения пожаров, для приготовления пищи, в хозяйстве и т.д.).

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей: это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. С помощью опытов мы узнаем еще больше о пользе и  свойствах воды.

Опыт 1.

Воспитатель: Сейчас я продемонстрирую первый опыт. Я налила воду в узкую банку, а потом переливаю в широкую  банку. Какие выводы можно сделать из этого опыта? ( вода - жидкость, она может принимать  форму той ёмкости, в которую её наливают)

Опыт 2.

Воспитатель: Посмотрите внимательно другой опыт. У меня на столе два стакана: с водой и молоком.  Я опускаю ложку в стакан с молоком, затем в стакан  с водой. Что вы заметили? (ложку в воде видно, а в молоке нет) В молоке ложку не видно, а в воде – видно. Следовательно, вода – прозрачная жидкость. Посмотрите дальше: добавляю в воду  краску, вода стала зеленой. Какой вывод: краска растворяется в воде,  вода принимает цвет красителя.

Опыт 3.

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В один  стакан я положила комочек земли, перемешала. Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую вату. Положу её в воронку,  перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать и она станет чистой.

Воспитатель: И чтобы в кране всегда была чистая вода, люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран ее, приходится очищать. Для этого используются специальные приспособления - очистные сооружения.

Воспитатель: Какие выводы можно сделать из проведенных опытов. ( Ответы детей) Вода – прозрачная жидкость,  она может окрашиваться и принимать цвет красителя, грязную воду можно профильтровать. А какие еще свойства воды мы наблюдали с вами в природе? Чтобы про них вспомнить и рассказать, я предлагаю переместиться из лаборатории на природу.

(Дети переходят в другую половину помещения  группой комнаты.  Дети попадают сначала в «лето»  (стоят деревья с листьями, лужи, солнышко, туча), затем – в «зиму» ( заснеженные деревья, сугробы, снежинки).

Воспитатель: Сейчас мы с вами попали в теплое время года – лето. Сейчас тепло, ярко светит солнце. Прошел дождь. На земле лужи. Но что случается с лужами летом? Почему они  исчезают? (Ответы детей) Правильно. Лужи под воздействием солнца высыхают, т.е. вода испаряется, превращается в пар и поднимается высоко в небо. А там собирается в тучи. А сейчас мы закроем глаза и попадем я в холодное время года – зиму. Ой, как холодно! А что происходит зимой с водой? Снег – это тоже вода. Лед – тоже вода. Что случается со снегом и льдом, если принести его в тёплое помещение? Можно сделать выводы: вода может быть в трёх состояниях – в жидком состоянии, в твёрдом состоянии (лёд, снег), в парообразном состоянии.

А сейчас мы с вами поиграем. А задаю вопрос и бросаю мяч, а вы мне отвечаете.

Вопросы:

- Для чего нужна вода? (пить, поливать, тушить пожары, для приготовления пищи и др.)

- Где можно встретить воду? (в кране, в луже, в речке, в море, лед, снег и др.)

- Где можно нагреть воду? (в чайнике, на костре, на солнце и др.)

- Нужно ли беречь  и экономить воду? ( нужно беречь, т.к. вода необходимо всему живому на земле, без воды невозможно прожить)

- Для чего нужны очистные сооружения? ( для очистки воды, для фильтрования воды)

Воспитатель: Молодцы! Много рассказали о воде. Очень хорошо, что вы знаете о том, что воду необходимо беречь и экономить. Ведь без воды невозможно прожить ни человеку, ни животным, ни растениям.  И теперь вы готовы к самостоятельным  экспериментам.

Воспитатель: Сейчас мы снова возвращаемся в лабораторию. Представьте, что вы настоящие ученые и будете самостоятельно проводить опыты. Цель ваших опытов – узнать, какие предметы в воде плавают, а какие – тонут. Каждому из вас предлагаются следующие предметы:  деревянный брусочек, стеклянная бусина, спичка, камешек, монета, пуговица, болт, пробка.  Вы получаете экспериментальный лист, на котором изображены такие же предметы. Ваша задача определить:  тонет ли предмет или плавает в воде.  Для этого вы будете осторожно опускать каждый предмет в воду, затем  отмечать в экспериментальной таблице результаты опыта. Если предмет плавает, напротив его изображения вы ставите стрелку вверх, если предмет тонет  в  воде – стрелку вниз.

(Дети самостоятельно проводят  опыты, заполняют экспериментальный лист).

Воспитатель: Давайте подведём итоги ваших опытов. Какие предметы тонут в воде? (монета, болт, камень, стеклянная бусина) Какие предметы плавают на поверхности воды? (деревянный брусок, спичка, пробка, пуговица). Можно сделать вывод, что предметы из стекла, камня, металла тонут в воде, а предметы из дерева и пластмассы легкие, они не тонут в воде.

Воспитатель: Вам понравилось быть учеными и делать опыты? (Ответы детей) Дети, а для чего мы сегодня ставили опыты с водой? (Ответы детей: чтобы узнать о  свойствах и пользе воды). Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. И давайте не забывать, что вода – это природное богатство, необходимое для жизни на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наши добрые дела"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Наши добрые дела"...

конспект непосредственно-образовательной деятельности "Наши зубы" (познание+речевое)

материал представлен ввиде интегрированного занятия , область познания+речевое...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Наша Армия».

Дать детям знания об армии, сформировать у них первичные представления о родах войск, познакомить с военными профессиями; учить самостоятельно рисовать танк, опираясь на образец. Воспитывать чувство г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Наше тело»

Данная деятельность помогает детям получить  представление о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении...