консультация "Пытливые исследователи окружающего мира"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Берсенёва Надежда Николаевна

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый, чувственный, полученный им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_iz_opyta_raboty.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

              Консультация для воспитателей

                         из опыта работы

   «Пытливые исследователи окружающего мира»

     Воспитатель -Берсенёва Надежда Николаевна

                                               МБДОУ№3 г. Лебедянь

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый, чувственный, полученный им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Увиденное, опробованное ребенком будит его мысль, побуждает к речевому общению, что очень важно и ценно для детей с речевой патологией.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, то есть учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать, что имеет чрезвычайно важное значение для детей с ОНР.

Явление неживой природы — это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает свое неизбежное влияние на умственное развитие детей. Вот почему исключительно важным для развития мышления ребенка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познает новое об окружающей действительности.

Усвоение скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их дети вместе с воспитателем создают специальные условия, которые способствуют выявлению того или иного скрытого признака. Таковы опыты превращения воды в пар, опыты с глиной и песком на выявление их способности пропускать воду и др.

Опыты помогают ребенку лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить связь между ними. Благодаря опытам у детей развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Как мы знакомим детей с песком и глиной.

Стоит ли удивляться, что дети усваивают скудные знания о свойствах песка: цвет, сыпучесть сухого песка, липкость влажного. Не наблюдается особого расширения и усложнения представлений о песке на протяжении всего дошкольного детства, да и не владеют дети всеми возможными действиями обследования. Например, изменение свойств песка в зависимости от степени его влажности дети определяют в основном в играх: лепится — влажный, рассыпается — сухой. Но эти особенности песка они должны отличать по цвету: влажный песок темнее сухого. Старших детей мы знакомим еще с одним свойством: влажный песок тяжелее сухого. Для этого организуем игры с песком. В одинаковые по размеру ведерки дети насыпают сухой и влажный песок, сравнивают, какое .ведерко тяжелее. Они пытаются объяснить, почему сухой песок легче влажного, тогда им будет понятно, что ветер разносит только сухой песок. Завершаем такую работу ознакомлением детей с иллюстративным материалом о дюнах, пустынях: почему ветер наметает дюны, барханы, выводит волны на просторах пустынь

Чтобы подвести детей к пониманию того, почему песок пропускает воду, быстро сохнет, мы знакомим их с составом песка. Для этого мы даем раздаточный материал для каждого ребенка: маленькая горстка песка на картоне или на листе бумаги темного цвета. Ставим перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотри песок и найди как можно больше особенностей у песчинок». У обыкновенного песка дети вдруг с удивлением обнаруживают много интересного: песчинки не одинаковы по размерам (есть крупные и совсем мелкие), по цвету (попадаются темные и светлые), по степени блеска (одни блестят, другие матовые), встречаются прозрачные и непрозрачные.

После этого детей несложно подвести к выводу о том, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу бумаги или картона. Понятнее станет детям и причина быстрого высыхания песка: между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло.

Поговорим теперь о глине. С ее свойствами целесообразно познакомить детей во время лепки. Дети сразу отметят, что глина мягкая, легко поддается воздействию: они мнут в руках кусочек глины, раскатывают его в шарик, колбаску, делают лепешки, угощение для куклы. Дети старшего дошкольного возраста такое свойство глины называют пластичностью.

Как знакомить детей с особенностью сухой глины? Обычно, когда вылепленные фигурки просохнут, мы беседуем с детьми о том, кто что лепил, каких добился успехов. При этом мы подчеркнуто осторожно обращаемся с глиняными фигурками. На наш вопрос, почему надо быть осторожным, когда берешь в руки сухую глиняную фигурку, дети обычно отвечают: «Она может сломаться». Мы уточняем: «Легко ломается, потому что хрупкая». Спрашиваем детей, какие еще хрупкие материалы и предметы из них знакомы. Так детей подводим к овладению понятием «хрупкий», то есть такой, который ломается, рушится от удара, падения. Предлагаем детям ударить по куску сухой глины молотком, сравнить рассыпавшиеся частички с песком, а затем сказать, что означают понятия «хрупкий» и «сыпучий».

Мы напоминаем детям о тех предметах из глины, которые часто встречаются в жизни. Детям нравятся глиняные игрушки, поэтому, прежде всего они вспоминают их. Посуду, особенно фарфоровую и фаянсовую редко относят к предметам, изготовленным из глины. Показываем образцы посуды керамической, покрытой глазурью, фаянсовой, фарфоровой, рассказываем, что цвет и другие свойства глины бывают самые разные, поэтому и предметы из нее отличаются один от другого. Далее рассматриваем с детьми сувенирные предметы из глины. Мы подчеркиваем их хрупкость, чтобы дети поняли, что к ним необходимо бережно относиться. Проводим занятие на сравнение состава песка и глины. Приготовили раздаточный материал: поместили на фанеру или картон расколоченную в мелкий порошок глину и песок. Спрашивали у детей, чем отличаются чешуйки глины и песчинки, в чем их сходство. Дети сами видят отличия, надо только отметить одну из главных особенностей глины: чешуйки ее связаны, скреплены между собой, поэтому глину нельзя пересыпать, сырая глина вязкая, липкая, пластичная, в то время как песчинки рассыпаются.

Чтобы познакомить детей с особым свойством глины — не пропускать воду, организовывали игры на участке детского сада. Например, предлагали слепить из глины стаканчик, чашку, миску, а в утрамбованном песке сделать углубление. Пусть дети нальют воду и в глиняную посуду, которую слепили, и в углубление в песке.

Интересны детям игры в строительство запруды в ручье, дамбы в луже. Сначала они обсуждают, как и их какого материала будут возводить постройку. Иногда идут путем проб и ошибок, часто соединяют глину с камнями, прутьями. Главное — дети убеждаются в том, что песок опускается на дно, а прочную дамбу или запруду можно сделать из глины: она не пропускает воду.

Для закрепления и уточнения представлений детей о глине мы предлагаем решить логические задачи. Для примера приведем такую задачу: «В теплый летний день дети пошли в лес. Вдруг начался ливень. Дети промокли и заторопились домой. Стали спорить, по какой дороге идти: по короткой, но глинистой или длинной, но песчаной. Все выбрали длинную. Только Сережа пошел по короткой. Дети пришли домой, переоделись в сухую одежду. Сели обедать — и только тогда появился Сережа. Мокрый, грязный, сердитый. Почему Сережа так долго добирался до дома? Ведь он пошел по короткой дороге? А какую дорогу выберешь ты в солнечный день, после дождя? Объясни почему».

Уточнить знания о свойствах глины поможет практическая деятельность детей. Чаще привлекали их к изготовлению различных предметов, необходимых для игр. В группе есть наборы самодельных «продуктов» для игры в «Магазин». Мы соединили игру в «Магазин» с другой — в «Пекарню». В ходе ее дети лепили из глины булочки, баранки, батоны, печенье и т.д.

Мы знакомили детей с изготовлением глиняной посуды, а затем заинтересовали игрой в «гончарную мастерскую». Предложили детям организовать мастерскую по изготовлению сувениров. Дети с увлечением лепят глиняные игрушки по образцу дымковских, филимоновских или каргопольских; вазочки, кружки и т.д. А потом, открывали «магазин» сувениров. Мы объявили конкурс на оформление витрины «магазина», ввели правила для «продавцов» и «покупателей». Покупателю предлагалось не просто назвать сувенир, который он хотел бы приобрести, а описать его, составить о нем загадку. «Продавцу» можно поинтересоваться для чего покупается сувенир, дать совет, как с ним надо обращаться.

Такие игры развивают творчество дошкольников, а педагогу помогают организовать в интересной и доступной детям форме процесс познания свойств и качеств, распространенных природных материалов. Так неживая природа становится детям понятнее, ближе, интереснее.

Развитию элементарных естественнонаучных представлений у детей с ОНР способствует, разработанная в ходе эксперимента, система игровых упражнений:

1. Упражнения для отработки дикции и правильного произношения:
«Как поет ветер». Воспитатель предлагает послушать, как гудит легкий ветерок (произносит тихо в-в-в…). Затем слушают и произносят, как гудит сильный ветер (усиливая громкость произношения);
«Гром». Слушаем и произносим так, чтобы было весело гремело и рокотало:
Гром гремит на всю округу,
С треском, с грохотом гремит.
Грому рады — ровно другу.
Так, что все вокруг дрожит….
«Шум воды» (/с/, /ш/).

2. Этюды на выразительность жеста:
«Игра в снежки». Зима. Дети в саду играют в снежки. Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
«Игра с камешками».

3. Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании:
«Игры с песком»;
«Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища). Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко — расслабиться — разморило на солнце (на выдохе);
«Золотые капельки»;
«Сосулька»;
«Первый снег».

4. Подвижные игры:
«Снег кружится»;
«Веснянка»;
«Солнечные зайчики»;
«Дождик» и др.

5. Дидактические игры на обогащение и активизацию словаря, развитие мышления, воображения, памяти:
«Времена года»;
«Как зовут тебя».

Интерес к окружающим явлениям в природе у детей особенно ярко проявляется при ознакомлении их с пословицами, загадками, стихами, приметами.

Учитывая психофизические возможности детей, используем такие активные формы и методы работы как: эксперимент, опытничество, проблемно-развивающие ситуации.

Создание такой организации обучения, которая, во-первых, обеспечивает познавательный интерес, устойчивость произвольного внимания, во-вторых, дает возможность каждому ребенку соучаствовать в процессе выполнения заданий другим ребенком, в-третьих, внимание всех детей в процессе решения всех задач.

В результате проведенной работы у детей углубились и систематизировались естественно-научные представления об окружающих нас природных явлениях.

В ходе экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности у детей сформировался устойчивый познавательный интерес, желание познавать новое, неизведанное, циклично наблюдать за явлениями природы, состоянием отдельных веществ и материалов.

У всех детей значительно вырос уровень зрительного и слухового внимания, улучшилась зрительно-моторная координация.

Дети-логопаты становятся более раскованными, словоохотливыми. О проделанных опытах со своими родителями, а некоторые и дома создали уголки опытничества, где проделывают повторные опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»

Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование  на тему «Маленькие исследователи большого мира»...

Проектная деятельность «Почемучки - исследователи» (Расширение представлений детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности)

В конспекте описана работа с детьми второй младшей гуппы в процессе опытно - экспериментальной деятельности, развитие эмоционально - ценностных отношений к окружающему миру....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Исследователи Арктики и Антарктики» (средняя группа)

Ознакомление с окружающим миром  «Исследователи Арктики и Антарктики»...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Мы маленькие исследователи воздуха"

План -конспект занятия по окр.миру в ст.группе "Мы маленькие исследователи воздуха"...

Ознакомление с окружающим миром «Маленькие исследователи»

Ознакомление с окружающим миром детей младшей группы. Первые опыты с бумагой....